Темы статей
Выбрать темы

Учитываем полученные минудобрения по программе USAID

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Предприятие — плательщик ЕН группы 3 со ставкой 5 % получило 1 т удобрений в рамках помощи по Программе USAID AГРО. Из первичных документов имеем только ТТН (без стоимостных показателей). Как оприходовать такие товарно-материальные ценности на баланс? Нужно ли облагать эту помощь ЕН? Как повлияет эта операция на долю сельхозпроизводства (плательщик планирует с 2024 года перейти на сельхозЕН)?

Что за помощь?

США помогают Украине в борьбе с рашистами не только оружием. Они также поддерживают и наших аграриев. Так, Агентство США по международному развитию (USAID) положило начало Инициативы в поддержку стойкости агросектора (Agriculture Resilience Initiative) — AGRI-Украина. Такая инициатива ставит цель укрепить производство и экспорт украинской аграрной продукции и способствовать смягчению общемирового продовольственного кризиса, который углубляется вследствие развязанной Россией жестокой войны.

Вообще-то AGRI-Украина сосредоточивает свое внимание на нескольких направлениях деятельности, таких как:

1) закупка и передача критически важных материально-технических ресурсов аграриям, которые в них нуждаются;

2) усовершенствование и увеличение возможностей экспортной логистики и инфраструктуры;

3) расширение доступа аграриев к финансированию, чтобы обеспечить максимальные урожаи;

4) предоставление услуг по сушению, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции.

Подробно с тем, какая именно помощь предоставляется аграриям по Программе USAID, можно узнать по ссылке.

Кроме того, о функционировании этой программы сообщает и Минагрополитики на своей официальной веб-странице (minagro.gov.ua/).

Так, в частности, Минагрополитики в начале весны заявляло, что с 1 марта 2023 года Программа USAID в сотрудничестве с Минагрополитики предоставляла агропроизводителям на безвозмездной основе удобрения для зерновых и масличных культур, например, Сульфат аммония ((NH4) 2SO4), Nitrogen 21 %, Sulfur 24 %) и т. п.

Получить удобрения имели право:

юрлица или ФЛП, в том числе семейные фермерские хозяйства, расположенные в следующих областях: Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Кировоградская, Киевская, Луганская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Сумская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Житомирская, Черкасская, Винницкая;

общая площадь земельных участков в собственности и/или в аренде субъекта должна была колебаться в пределах от 5 до 500 га;

— они должны были отвечать другим требованиям, в частности, не осуществлять хозяйственную деятельность на оккупированных территориях, территории РФ и Республики Беларусь;

— не являться объектом санкций в соответствии с украинским законодательством и т. п.

Полный перечень требований для получения помощи содержится в Государственном аграрном реестре (ГАР)

При этом получить такую помощь аграрии должны были только через ГАР, предварительно в нем зарегистрировавшись.

В нашем случае аграрий выполнил все условия для получения 1 т минудобрений. И уже самостоятельно за свои средства (о том, что доставку оплачивает сам аграрий, указывает Минагрополитики на своем веб-сайте) забрал выделенные удобрения. Поэтому дальше поговорим об их учете.

Минудобрения в бухучете

Минудобрения, которые юрлицо получило по программе USAID, следует оприходовать на баланс по правилам оприходования безвозмездно полученных товаров. Оформляется такое оприходование обычно путем составления акта приема-передачи материалов или приходным ордером.

Напомним, что первоначальной стоимостью запасов, полученных предприятием безвозмездно, является их справедливая стоимость с учетом расходов, предусмотренных п. 9 НП(С)БУ 9 «Запасы» (п. 12 НП(С)БУ 9, п. 2.10 Методрекомендаций № 2*).

* Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 № 2.

Что считать справедливой стоимостью отдельных видов запасов, можно узнать из приложения к НП(С)БУ 19 «Объединение предприятий». Из него следует, что правила определения справедливой стоимости полученных в дар минудобрений будут зависеть от целей их использования предприятием. Так, если минудобрения предприятие в дальнейшем планирует (см. приложение к НП(С)БУ 19):

продать, то справедливой стоимостью считается цена реализации минудобрений за вычетом расходов на реализацию и суммы надбавки (прибыли) (исходя из надбавки (прибыли) для аналогичных товаров);

использовать в собственной деятельности, то справедливой стоимостью признают восстановительную стоимость таких минудобрений (то есть современную себестоимость приобретения).

В нашем случае минудобрения предприятие будет использовать в своей хозяйственной деятельности. Поэтому оприходовать такие активы на баланс следует по современной себестоимости приобретения минудобрений. Хорошо, когда даритель укажет цену подаренных активов в первичных документах на их передачу. Тогда, по сути, можно считать такую цену справедливой стоимостью полученных активов.

Как видно из вопроса, в документах на получение минудобрений (в ТТН) не содержится цены на такие минудобрения. Поэтому справедливую стоимость следует определять самостоятельно. Для этого специально созданная или технически-экспертная комиссия должна проанализировать, по какой цене продаются подобные минудобрения на рынке, и на основе этих данных установить справедливую стоимость на свои активы.

Кроме того, к справедливой стоимости следует добавить транспортные и прочие расходы, непосредственно связанные с получением таких активов и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях (конечно, при наличии таких расходов).

Минагрополитики отмечает, что подаренные минудобрения по программе USAID аграрий доставляет на свой склад за собственные средства. Поэтому чтобы определить стоимость подаренных минудобрений, к определенной справедливой стоимости следует добавить расходы на доставку минудобрений.

При безвозмездном получении минудобрений в бухучете аграрий должен отразить доход, поскольку в этом случае соблюдаются критерии его признания, определенные в п. 5 НП(С)БУ 15 «Доход».

Оприходование безвозмездно полученных минудобрений по программе USAID в бухучете отражается через целевое финансирование, потому что их получение предусматривает определенные условия использования помощи.

Следовательно, в момент поступления минудобрений аграрий делает проводку: Дт 208 — Кт 484. А вот в периоде внесения таких минудобрений под определенную культуру делаем запись: Дт 231 — Кт 208 и одновременно признаем бухдоход от их получения: Дт 484 — Кт 718.

ЕН-учет

Будет ли ЕН-доход? Минудобрения по программе USAID получил аграрий, который находится на ЕН группы 3 со ставкой 5 %. Потому у него закономерно возникает вопрос: включать ли стоимость таких активов в свой ЕН-доход?

На наш взгляд,

поскольку минудобрения по программе USAID поступили безвозмездно, то есть были подарены, то стоимость таких минудобрений аграрий-упрощенец должен включить в свой налогооблагаемый доход

Этого требует п. 292.3 НКУ.

Обращаем внимание! Говорить, что полученные минудобрения по программе USAID являются бюджетным грантом, который в соответствии с п.п. 12 п. 292.11 НКУ не включается в доход плательщиком ЕН — юрлицом, при условии его целевого использования (использования для выращивания сельхозпродукции), не стоит.

Ведь, чтобы полученное имущество было бюджетным грантом в соответствии с п.п. 14.1.2771 НКУ, его должен предоставить предоставитель бюджетных грантов, указанный в перечне, утвержденном Кабмином. На сегодня в таком Перечне (утвержденном постановлением Кабмина от 18.08.2021 № 867) содержится только один предоставитель таких грантов, а именно — Украинский культурный фонд. А потому рассчитывать на льготное налогообложение полученных по программе USAID минудобрений не следует.

Также нельзя воспользоваться в этом случае и требованиями п. 4 п. 292.11 НКУ, по которым не включаются в ЕН-доход суммы средств целевого назначения. Ведь, чтобы действовало это правило:

во-первых, следует получить именно средства в виде целевого финансирования. У нас же речь идет о полученных товарах;

во-вторых, предоставить средства в виде целевого финансирования должен Пенсионный фонд, другие фонды общеобязательного государственного социального страхования, бюджет или государственный целевой фонд, в том числе в пределах государственных или местных программ. Программа USAID — это иностранная программа, которая финансируется из-за границы.

Следовательно,

со стоимости безвозмездно полученных минудобрений по программе USAID аграрий — плательщик ЕН группы 3 должен уплатить ЕН по действующей для него ставке ЕН (в нашем случае это 5 %)

Дата для ЕН-дохода. Датой, по которой отражается единоналожный доход, является дата подписания акта приема-передачи безвозмездно полученных минудобрений (п. 292.6 НКУ). Тот факт, что удобрения в бухучете попадут в доход в момент их внесения в почву (как того требует учет целевого финансирования), а не в момент их получения, на дату ЕН-дохода не влияет. Ведь для активов, полученных безвозмездно, дата дохода прямо определена в п. 292.6 НКУ как дата подписания соответствующего акта.

База для ЕН. Остается только вопрос: по какой стоимости включать полученные минудобрения в ЕН-доход. Налоговики считают, что такой стоимостью является обычная цена (БЗ 108.01.02). В то же время для целей бухучета на баланс оприходуют такие товары по справедливой стоимости. Правила определения справедливой стоимости прописаны выше. Так вот, из механизма ее определения следует, что справедливая стоимость может как совпадать с обычной ценой, так и отличаться от нее (см. «Бесплатное у единоналожников» // «Налоги & бухучет», 2020, № 71).

Учитывая это, советуем, чтобы комиссия, которая будет оценивать полученные минудобрения, четко определила, какая для них стоимость является обычной, а какая справедливой, или, возможно, эти две оценки совпадают.

СельхозЕН

Что касается влияния полученных минудобрений по программе USAID на сельхоздолю агрария (если с начала следующего года он намеревается стать плательщиком сельхозЕН), то, на наш взгляд, стоимость такого минудобрения попадет только в общую сумму дохода агрария. В сельхоздоход она не попадет. Ведь доход от безвозмездного получения минудобрений не является сельхоздоходом, поскольку он не связан с доходом от реализации выращенной сельхозпродукции.

Кроме того, аграрий не сможет уменьшить объем общего дохода на стоимость полученных минудобрений через стр. 3.1 «Сума одержаних з державного бюджету коштів фінансової підтримки» Расчета сельхоздоли. Ведь через эту строку из общего дохода исключают суммы помощи, полученной из госбюджета. Минудобрения по программе USAID помощью из госбюджета считать нельзя.

Следовательно, стоимость безвозмездно полученных по программе USAID минудобрений в 2023 году будет уменьшать размер сельхоздоли агрария за 2023 год.

НДС-учет

Если аграрий будет плательщиком НДС, то стоимость полученных безвозмездно минудобрений не вызывает никаких НДС-последствий. НДС в их стоимости нет, и на получателя никто налоговую накладную не составит и не зарегистрирует. Следовательно, о налоговом кредите и думать не нужно. Исключение — безвозмездное получение товара из-за границы. То есть когда аграрий сам импортирует из-за границы безвозмездно полученные активы. При таких обстоятельствах одаренный уплачивает ввозный НДС и, соответственно, отражает его сумму в составе налогового кредита.

Хотя подаренные минудобрения могут быть и иностранного происхождения, но ввозит их на территорию Украины не сам аграрий, а другие организации. Именно они были обязаны уплатить НДС на таможне. А в нашем случае аграрий в любом случае не имеет права на налоговый кредит, потому что работает на ставке ЕН 5 %.

Пример. Предприятие — плательщик ЕН по ставке 5 % безвозмездно получило 1 т минудобрений сульфат аммония по программе USAID. Справедливая стоимость этих минудобрений составляет 22500 грн. Эта же стоимость признана комиссией как обычная цена. Расходы на транспортировку и погрузочно-разгрузочные работы — 600 грн (без НДС).

Учет безвозмездного получения минудобрений

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Оприходованы безвозмездно минудобрения по программе USAID

208

484

22500*

* В периоде получения сразу включаем эту сумму в ЕН-доход (см. строки 7 и 8 таблицы).

2

Включены в первоначальную стоимость безвозмездно полученного товара расходы на его транспортировку и погрузочно-разгрузочные работы

208

631

600

3

Оплачено за транспортировку и погрузочно-разгрузочные работы

631

311

600

4

Переданы минудобрения на поле

208/поле

208

23100

5

Внесены минудобрения под посев ярых зерновых

231

208/поле

23100

6

Признан доход от полученных минудобрений по программе USAID

484

718

22500

7

Начислен ЕН на стоимость безвозмездно полученных минудобрений (22500 х 5 % : 100 %)

92

641/ЕН

1125

8

Перечислен ЕН в бюджет

641/ЕН

311

1125

Выводы

  • Полученные минудобрения по программе USAID оприходуются на баланс по справедливой стоимости с увеличением ее на расходы, понесенные на транспортировку и доведение минудобрений до состояния, пригодного к использованию.
  • Для плательщика ЕН группы 3 стоимость полученного минудобрения по программе USAID включается в налогооблагаемый доход по обычной стоимости.
  • Стоимость полученного минудобрения по программе USAID увеличит только общий доход агрария при расчете сельхоздоли, а следовательно, уменьшит сам размер такой доли.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше