Темы статей
Выбрать темы

Снятие с налогового учета ликвидирующегося предприятия

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Предприятие, которое ликвидируется, должно сняться с учета в контролирующих органах. Для этого придется пройти ликвидационные проверки, аннулировать регистрацию плательщика НДС, снять с учета РРО, подать последнюю налоговую отчетность, погасить всю задолженность / вернуть переплаты. Как видите, операций много. Поэтому дальше поговорим о том, как правильно сняться с учета при ликвидации.

Начало снятия с учета

После того, как было принято решение о ликвидации предприятия, ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна была внести в Единый государственный реестр (ЕГР) информацию о решении учредителей (участников) о прекращении юрлица (детали в «Пошаговый алгоритм ликвидации юридического лица» // «Налоги & бухучет», 2023, № 45).

В свою очередь госрегистратор сразу после внесения записи в ЕГР должен уведомить об этом факте контролирующие органы, в частности органы ГНС, статистики, ПФУ (ч. 2 ст. 13 Закона № 755* и п. 11.1 Порядка № 1588**).

* Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 № 755-IV.

** Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588.

Такие сведения доводятся также и до контролирующих органов по неосновному месту учета плательщика (пп. 11.5 и 11.7 Порядка № 1588).

Поступление от госрегистратора уведомления о решении юрлица ликвидироваться становится для контролирующих органов сигналом, чтобы инициировать процедуру снятия с учета

То есть юрлицу, данные которого внесены в ЕГР, самостоятельно извещать контролирующие органы о своей будущей ликвидации не следует (п.п. 16.1.10 НКУ).

Зато предприятию следует готовиться к проверкам контролеров (налоговой, Пенсионного фонда, фондов социального страхования).

При отсутствии задолженности такая проверка не является обязательной. Решение о целесообразности проведения проверок принимают непосредственно руководители соответствующих служб.

Говорить о проверке всеми контролирующими органами не будем. Сосредоточим свое внимание на проведении проверки налоговиками.

Проверка налоговиками

Получение информации от госрегистратора о начале процедуры прекращения юрлица является основанием для проведения документальной внеплановой проверки согласно п.п. 78.1.7 НКУ.

Такие внеплановые проверки фискалы могут проводить и во время действия ВП. Ведь мораторий на проверки, прописанный в п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ, не распространяется на такой вид проверок (детали в «Что теперь с разрешенными и запрещенными проверками» // «Налоги & бухучет», 2022, № 98).

Правда, в какой срок ее руководителем должно быть принято решение о проведении такой проверки, ни НКУ, ни Порядком № 1588 не определено. На этом акцентируют внимание и фискалы (БЗ 130.03).

В то же время это не говорит, что фискалы будут затягивать проведение этого вида проверки. Дело в том, что согласно п. 11.6 Порядка № 1588 налоговики должны организовать и запланировать проведение этой проверки таким образом, чтобы ее результаты были сформированы и получены ликвидирующимся юрлицом не позже срока, определенного для заявления кредиторами своих требований (об этом сроке читайте «Пошаговый алгоритм ликвидации юридического лица» // «Налоги & бухучет», 2023, № 45).

Проводить такую проверку фискалы будут в общие сроки, определенные п. 82.2 НКУ.

А именно длительность проверок не должна превышать:

15 рабочих дней — для крупных налогоплательщиков;

5 рабочих дней — для субъектов малого предпринимательства;

10 рабочих дней — для прочих налогоплательщиков.

Кроме того, контролеры могут продлить сроки проведения таких проверок не более чем на 10 рабочих дней — для крупных налогоплательщиков, не более чем на 2 рабочих дня — в отношении субъектов малого предпринимательства и не более чем на 5 рабочих дней — для прочих налогоплательщиков.

Погашение недоимки/долга

По результатам проверки налоговики формируют сведения об отсутствии (наличии) задолженности по:

— уплате налогов и сборов по форме № 30-ОПП (приложение 14 к Порядку № 1588);

— уплате ЕСВ по форме № 11-ЄСВ (см. приложение 4 к Порядку № 1162*).

* Порядок учета плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина от 24.11.2014 № 1162.

Данные об отсутствии (наличии) задолженности налоговики автоматически передают в ЕГР (ч. 6 ст. 13 Закона № 755)

Кроме того, если у предприятия есть задолженность по уплате налогов и сборов и ЕСВ или денежные обязательства, по которым не наступил срок уплаты, вышеупомянутые уведомления по формам № 30-ОПП и № 11-ЄСВ посылаются (выдаются) ликвидационной комиссии или ликвидатору, то есть лицу, ответственному за погашение денежных обязательств или налогового долга (п. 11.11 Порядка № 1588, п. 5 разд. IV Порядка № 1162).

После получения таких уведомлений ликвидационная комиссия или ликвидатор должна погасить выявленную при проверке налоговую и ЕСВ-задолженность.

Иногда так бывает, что у предприятия недостаточно средств и другого имущества для уплаты недоимки по ЕСВ и денежных обязательств (налогового долга). Тогда ответственными за их уплату являются учредители (участники) ликвидирующегося предприятия. Но так бывает только тогда, когда согласно законодательству учредители несут полную или дополнительную ответственность по обязательствам юрлица (ч. 8 ст. 25 Закона № 2464*, п. 97.3 НКУ).

* Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI.

В ином же случае денежные обязательства или налоговый долг, которые остаются непогашенными после ликвидации, считаются безнадежным долгом и подлежат списанию в порядке, определенном постановлением Кабмина от 27.12.2010 № 1231.

После погашения задолженности контролирующий орган:

— передает в ЕГР сведения об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и ЕСВ по формам № 30-ОПП и № 11-ЄСВ;

— закрывает ИКП плательщика и снимает предприятие с учета (детали см. ниже).

Возврат переплаты

Иногда бывает так, что после проверки за предприятием, которое ликвидируется, считается не долг или недоимка, а имеется переплата по определенным налогам и сборам и ЕСВ. Узнать о такой переплате можно, заглянув в интегрированную карточку плательщика налога.

Налоги и сборы. Если у предприятия есть переплата по налогам и сборам, то ее можно вернуть из бюджета. Правда, ликвидирующемуся предприятию переплату вернут только после погашения денежных обязательств и налогового долга.

То есть чтобы предприятие могло вернуть переплату из бюджета, должны быть совершены следующие действия (см. ст. 43, пп. 97.5 и 97.6 НКУ, а также Порядок № 1674*):

1) сначала суммы переплаты направляют в зачете в счет денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика перед соответствующим бюджетом, то есть бюджетом, в который уплачивался налог;

2) потом, если после первого зачисления еще осталась сумма переплаты, ее направляют для погашения денежных обязательств или налогового долга перед другими бюджетами;

3) если после второго зачисления еще остается сумма переплаты, то вот именно ее предприятие может вернуть на свой текущий счет.

* Порядок проведения зачета излишне уплаченных денежных обязательств или суммы невозмещенных налогов налогоплательщика в случае ликвидации, не связанной с банкротством, утвержденный приказом Минфина от 28.12.2010 № 1674.

Чтобы вернуть средства, вы должны подать заявление в произвольной форме о таком возврате в течение 1095 дней от дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы (пп. 43.3, 102.5 НКУ)

Форма заявления — произвольная. Но можно использовать электронную форму. Она подается через частную часть Электронного кабинета по идентификатору J/F1302001 «Заявление о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени». Как это сделать, налоговики подробно разъяснили в БЗ 135.03.

После этого налоговики не позже чем за пять рабочих дней до окончания 20-дневного срока со дня подачи заявления подготовят заключение о возврате надлежащих сумм средств из соответствующего бюджета и подадут его для выполнения в орган Госказначейства (п. 43.5 НКУ). Орган Казначейства на основании полученного заключения в течение 5 рабочих дней должен осуществить возврат средств.

Обращаем внимание! Если за ликвидирующимся предприятием числятся переплата, то медлить с ее возвратом не следует. Ведь вернуть переплату из бюджета, как утверждают фискалы, можно только в периоде, который предшествует снятию с учета предприятия в контролирующих органах и только после подачи заявления (БЗ 129.04 // zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=10386).

В случае неподачи заявления на возврат суммы переплаты после ликвидации юрлица будут списаны с интегрированной карточки плательщика в бюджет и фонды социального страхования по решению руководителя.

ЕСВ-переплата. Также вернуть из бюджета можно и переплату по ЕСВ (ч. 13 ст. 9 Закона № 2464).

Правила возврата переплаты по ЕСВ прописаны в Порядке № 417*.

* Порядок зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возврата излишне и/или ошибочно уплаченных средств, утвержденный приказом Минфина от 23.07.2021 № 417.

По этому Порядку, чтобы вернуть излишне уплаченные суммы ЕСВ, нужно подать заявление о возврате средств (приложение 1 к Порядку № 417). Оно подается в территориальный органу ГНС по месту учета излишне и/или ошибочно уплаченных средств. Такое заявление может быть подано контролерам в электронной форме через электронный кабинет.

Получив такое заявление, контролеры должны в течение 10 рабочих дней провести проверку предоставленной информации. Если претензий к заявлению у них не будет, оформляется заключение о выплате необходимых средств. На основе этого заключения структурное подразделение территориального органа ГНС формирует расчетный документ на возврат средств и подает его в Казначейство.

А дальше все будет зависеть от наличия текущих поступлений за день на счет для уплаты ЕСВ.

Последняя отчетность

Основы. Перед тем как сняться с учета в контролирующих органах, ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна подавать соответствующую налоговую отчетность.

По общему правилу отчетность за последний отчетный период ликвидационная комиссия должна подать до утверждения ликвидационного баланса (ч. 10 ст. 111 ГКУ).

В то же время на практике часто придется игнорировать это правило, поскольку некоторая отчетность в силу правил ее подачи будет подана позже составления такого баланса.

Так, например:

1) вместе с последней декларацией по налогу на прибыль налоговики предпочитают видеть подачу утвержденного ликвидационного баланса. Следовательно, последнюю декларацию по налогу на прибыль подают вместе с ликвидационным балансом;

2) только после утверждения ликвидационного баланса НДС-плательщик может сняться с НДС-учета и соответственно подать последнюю НДС-декларацию.

А дальше поговорим о правилах подачи последних деклараций по разным налогам.

Налог на прибыль. При ликвидации плательщика налога на прибыль (в том числе до окончания первого налогового (отчетного) периода) последним налоговым (отчетным) периодом для него считается период, на который приходится дата ликвидации (п.п. 137.4.3 НКУ).

Поэтому вплоть до самой даты ликвидации предприятие остается плательщиком налога на прибыль и должно соблюдать требования «прибыльного» разд. III НКУ.

Каких-то особых сроков для подачи последней отчетности по налогу на прибыль НКУ не содержит. Следовательно, по большому счету, подать декларацию по налогу на прибыль по итогам последнего отчетного периода следует в общие сроки, установленные п. 49.18 НКУ. То есть если ликвидируется квартальный плательщик — в квартальные сроки, а годовик — в годовые сроки подачи декларации.

В то же время если плательщик налога на прибыль ликвидируется в начале или в середине отчетного периода (квартала, года), то наверняка он будет пытаться сделать это как можно раньше.

Поэтому

обычно последнюю декларацию подают еще до окончания последнего отчетного периода — как правило, после составления ликвидационного баланса

С такой возможностью соглашаются и налоговики. Они отмечают: при ликвидации в начале или в середине отчетного квартала (года) подать последнюю (ликвидационную) декларацию можно до окончания отчетного (налогового) квартала (года), но не позже общих сроков подачи отчетности за последний отчетный период в статусе плательщика налога на прибыль. Приложением к такой декларации и ее неотъемлемой частью является комплект годовой финансовой отчетности (за период с начала года по дату ликвидации), в том числе ликвидационный баланс (БЗ 102.20.01).

При заполнении последней отчетной декларации следует помнить о следующих особенностях ее заполнения:

в поле 2 «Звітний (податковий) період» декларации плательщик должен указать свой базовый период, который применялся предприятием с начала года (то есть годовики выбирают год, квартальщики — квартал) и соответствующий отчетный период, за который подается последняя декларация (у годовиков — год, у квартальщиков — I квартал, полугодие, три квартала, год) (БЗ 102.20.02);

в поле 10 «Особливі відмітки» заглавной части такой декларации проставляет отметку «Х» в поле «платника податку, що подає декларацію за останній податковий (звітний) рік у періоді, на який припадає дата його ліквідації» (БЗ 102.20.01).

При этом фискалы убеждены, что такую последнюю декларацию следует подать таким же способом, которым предприятие подавало и другие декларации по налогу на прибыль. То есть если предприятие было средним или крупным, то подавать ее следует именно в электронном виде (п. 49.4 НКУ).

Уплатить рассчитанный налог в последней декларации из-за отсутствия специфических сроков следует в общие. Но поскольку мы говорим о ликвидации предприятия, то лучше сделать это как можно быстрее после подачи последней декларации.

НДС. Как следует заполнять последнюю отчетность по НДС, читайте в «Аннулирование регистрации плательщиком НДС при ликвидации» // «Налоги & бухучет», 2023, № 45).

Единый налог. Если ликвидируется юрлицо-упрощенец, то сразу отметим, что ему подавать отдельное заявление об отказе от ЕН, как в случае перехода на общую систему, не следует. Ведь в соответствии с п.п. 2 п. 299.10 НКУ разрегистрация плательщиком ЕН происходит автоматически в случае получения контролерами от госрегистратора уведомления о проведении государственной регистрации прекращения юрлица.

Последним отчетным периодом для ликвидирующегося юрлица-упрощенца считается период, в котором контролирующим органом получено от госрегистратора уведомления о проведении государственной регистрации прекращения юрлица (п. 294.6 НКУ). Следовательно, последнюю декларацию следует подать за квартал, в котором состоялась ликвидация юрлица.

Специфических сроков для подачи последней ЕН-декларации не предусмотрено. Поэтому кажется, что подать такую декларацию следует в общие сроки для подачи отчетности за период, в котором произошла ликвидация (в 40-дневный квартальный срок).

С этим соглашаются и фискалы (БЗ 108.02.05). Они отмечают, что последняя налоговая декларация подается до окончания квартала, в котором состоялась ликвидация, или в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем такого квартала. Особенность здесь одна:

по мнению фискалов, подать последнюю ЕН-декларацию можно только в бумажном виде

ЕСВ. При ликвидации предприятия нужно подать объединенную отчетность за последний отчетный период. Делать это следует до завершения процедуры госрегистрации прекращения юрлица (п. 4 разд. I Порядка № 4*). А также как можно быстрее погасить задолженность, если она есть. Ведь только после этого контролирующие органы сообщат госрегистратору об отсутствии долгов с помощью формы № 11-ЄСВ.

* Порядок заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков — физических лиц, и сумм удержанного с них налога, а также сумм начисленного единого взноса, утвержденный приказом Минфина от 13.01.2015 № 4.

Прочие налоги/сборы. Если предприятие является плательщиком и прочих налогов и сборов, то правила их подачи будут зависеть от того, о каком виде отчетности идет речь: который подается за отчетный период (акцизный налог, эконалог) или на год вперед (налог на имущество, сельхозЕН).

Так вот, если речь идет о налогах, отчетность по которым подается уже после окончания отчетного периода, то для таких налогов последним отчетным периодом будет период, в котором проведена ликвидация юрлица. И то при условии, что в этом отчетном периоде у плательщика налога возникал объект налогообложения. Отчитываться следует в общие сроки, определенные для такого вида налога.

К сведению! Если хоздеятельность за период ликвидации не осуществлялась и потому отсутствуют показатели, которые подлежат декларированию, то пустые налоговые декларации можно не подавать.

Другое дело, если юрлицо было плательщиком налогов, в отношении которых отчитываются на год вперед. Если в периоде ликвидации у плательщика налога еще был объект налогообложения и он исчез при ликвидации (была продана земля, транспорт и т. п.), то следует подать в налоговую уточняющую декларацию и уменьшить ранее начисленный на год вперед налог. Подавать такую уточняющую декларацию желательно сразу после того, как у ликвидирующегося предприятия исчез объект обложения определенным налогом.

Снятие с учета

Чтобы снять предприятие с учета, налоговики после погашения всех долгов и возврата переплат закрывают все ИКП плательщика налога. Дальше контролирующему органу по основному месту учета плательщика только остается подать данные о снятии предприятия с налогового учета в ЕГР с указанием даты и номера записи о снятии с учета, названия и идентификационного кода контролирующего органа (п. 11.17 Порядка № 1588, п. 6 разд. IV Порядка № 1162).

Другие регистрационные вопросы

РРО-отмена. Если юрлицо, которое прекращается, использовало РРО или ПРРО, то возникает вопрос: как снять РРО/ПРРО с регистрации?

На сегодня ответ на этот вопрос достаточно прост:

если внесена запись в ЕГР о прекращении юрлица, то после этого все зарегистрированные на него РРО/ПРРО автоматически снимают с регистрации

Об этом свидетельствует:

— в случае использования РРОп. 1 гл. 4 разд. II Порядка № 547*. В нем говорится, что регистрация РРО отменяется, в том числе когда у налоговой имеются сведения из ЕГР о госрегистрации прекращения юрлица (БЗ 109.06);

— в случае использования ПРРО по п. 3 разд. III Порядка № 317**. Там содержится аналогичная норма, как и в отношении РРО. То есть регистрация ПРРО отменяется автоматически фискальным сервером, если в ЕГР внесена запись о госрегистрации прекращения юрлица (БЗ 109.20).

* Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 № 547.

** Порядок регистрации, ведения реестра и применения программных регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Минфина от 23.06.2020 № 317.

Следовательно, если ликвидируется юрлицо, которое использовало РРО/ПРРО, то, чтобы снять такие аппараты с учета, ему не нужно предпринимать никаких специфических действий.

Аннулирование алколицензии. Как и в случае с отменой регистрации РРО/ПРРО у ликвидирующегося юрлица не будет проблем с аннулированием лицензии на торговлю алкоголем или табачными изделиями.

Ведь орган, который выдал алколицензию, то есть налоговая, должен аннулировать такую лицензию после получения от регистратора уведомления о прекращении юрлица (ст. 3 Закона № 481).

Следовательно, для прекращения действия лицензии на торговлю алкоголем или табачными изделиями ликвидационной комиссии (ликвидатору) не нужно подавать никаких документов фискалам.

Форма № 20-ОПП. По общему правилу налогоплательщик обязан уведомлять обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, контролирующий орган по основному месту учета. Поэтому налоговики убеждены, что налогоплательщик, который прекращается, до подачи согласно законодательству госрегистратору документов о прекращении должен уведомить контролирующий орган о закрытии объектов налогообложения. Делать это следует путем предоставления уведомления по ф. № 20-ОПП с типом причины «6 — закрытие объекта налогообложения». Подавать ф. № 20-ОПП нужно в течение 10 рабочих дней после закрытия.

В то же время налоговики отмечают: если ликвидирующееся предприятие не подаст такого уведомления, то ничего катастрофического не произойдет.

Ведь в случае прекращения налогоплательщика, по которому в контролирующих органах учитываются не закрытые объекты налогообложения и отсутствует уведомление по ф. № 20-ОПП об их закрытии, такие объекты закрываются датой прекращения плательщика налога, которая отвечает дате записи о проведении государственной регистрации прекращения ЕГР.

Выводы

  • Узнав о том, что предприятием принято решение о ликвидации, контролирующие органы проведут проверки.
  • Выявленные во время проверки долги следует уплатить в бюджет. Если наоборот будет определена переплата налогов в бюджет, то ее можно вернуть на текущий счет.
  • Разрегистрация РРО/ПРРО происходит автоматически на основе данных от госрегистратора без подачи в налоговую каких-либо заявлений.
  • После получения сведений от госрегистратора о госрегистрации прекращения (ликвидации) юрлица контролирующие органы снимут предприятие с налогового учета.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше