Налоговые проверки
Разрешенные и запрещенные проверки разместим в таблице.
Разрешенные и запрещенные налоговые проверки на период военного положения
№ п/п | Тип проверки и основание | Какой статьей/пунктом НКУ предусмотрено (с учетом п.п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) |
Разрешенные проверки | ||
1 | Все камеральные | |
2 | Все фактические* | |
* Напомним: эти проверки касаются РРО/ПРРО, кассовой дисциплины, оборота подакцизных товаров (в том числе алкогольных/табачных/горючих лицензий), а также неоформленных работников, которым выплачивается зарплата без уплаты «зарплатных» налогов, и предпринимательской деятельности физических лиц без госрегистрации. Внимание! На период военного положения налоговики могут также контролировать госрегулируемые цены через фактические проверки (см. п.п. 69.27 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). | ||
3 | Внеплановые документальные: — по заявлению плательщика | |
— из-за реорганизации (кроме преобразования) или ликвидации юрлица / его структурного подразделения или из-за прекращения ФЛП | ||
— в связи с бюджетным возмещением НДС и отрицательным значением этого налога более 100 тыс. грн | ||
— из-за неподачи деклараций, расчетов, «трансфертной» отчетности по п. 39.4 НКУ исключительно в части контроля за трансфертным ценообразованием | ||
— из-за подачи плательщиком отрицания на акт или жалобу на решение фискалов, в случае если факты, изложенные в этих документах, требуют исследования в рамках проверки | ||
— которые назначаются из-за того, что вышестоящая налоговая проверила своих коллег из налоговой более низкого уровня и выявила несоответствие актов проверки требованиям законодательства или неполное выяснение во время проверки тех или иных вопросов | ||
— все, которые связаны с трансфертным ценообразованием | ||
— из-за того, что налоговики после проведения плановой/внеплановой документальной проверки получили информацию и/или документы от иностранных госорганов, которые касаются вопросов, охваченных предыдущими проверками, и свидетельствуют о нарушении плательщиком налогового, валютного и прочего подконтрольного фискалам законодательства | ||
— в случае получения информации фискалами о ведении нерезидентом хоздеятельности через постоянное представительство без постановки на налоговый учет в Украине в соответствии с требованиями п.п. 14.1.193 НКУ** | ||
— из-за получения фискалами информации, которая свидетельствует о нарушении плательщиком соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям | Ссылаться, по сути, могут на любой подпункт п. 78.1 НКУ. Однако предполагаем, что чаще всего это будет п.п. 78.1.1 НКУ (у налоговиков появилась информация о нарушении, они посылают запрос, если плательщик не отвечает в течение установленного НКУ срока — фискалы проводят проверку) | |
— по вопросам налогообложения юрлицами / другими нерезидентами доходов, полученных нерезидентами с источником происхождения из Украины | ||
— нерезидентов (представительств нерезидентов) | ||
** О том, при каких условиях нерезидентам, которые осуществляют хоздеятельность в Украине, нужно становиться на учет, читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 26. | ||
Запрещенные проверки | ||
4 | плановые*** | п.п. 75.1.2 и ст. 77 НКУ |
*** На план проверок, размещенный на сайте ГНСУ, можно сейчас не обращать внимания (см. по ссылке: tax.gov.ua/diyalnist-/plani-ta-zviti-roboti-/545291.html). | ||
5 | внеплановые документальные | Подпункты п. 78.1 НКУ, не указанные в п. 3 этой таблицы |
Также с 24.11.2022 начали истекать сроки* проведения внеплановых документальных проверок, начатых еще до 24.02.2022:
— из-за подачи плательщиком отрицания на акт или жалобу на решение фискалов, в случае если факты, изложенные в этих документах, требуют исследования в рамках проверки (п.п. 78.1.5 НКУ);
— которые назначаются из-за того, что вышестоящая налоговая проверила своих коллег из налоговой более низкого уровня и выявила несоответствие актов проверки требованиям законодательства или неполное выяснение во время проверки тех или иных вопросов (п.п. 78.1.12 НКУ);
— связанных с трансфертным ценообразованием (пп. 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16 НКУ).
* Об остановленных и обновленных налоговых сроках читайте в статье «Обновленные и остановленные сроки: метаморфозы-2022» // «Налоги & бухучет», 2022, № 98.
Перечень разрешенных и запрещенных налоговых проверок выглядит так благодаря Закону Украины от 03.11.2022 № 2719-IX. Изменений он внес достаточно много и не только в отношении перечня разрешенных проверок. О них читайте в статьях «Налоговых проверок станет больше?!», «Возобновление сроков предоставления налоговикам документов (уведомлений) и Ко» и «Отказ от спецЕН: всем — почти без изменений, аграриям — облегчение» // «Налоги & бухучет», 2022, № 89.
Внимание! Даже если проверка в перечне разрешенных, то налоговики не всегда смогут ее провести в определенные НКУ сроки. Все из-за того, что они могут проверять при условии безопасного доступа к территориям и помещениям плательщика, его документам и безопасного проведения инвентаризации (абз. 9 — 12 п.п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Правило о приостановке проверки из-за опасности не будет работать только для внеплановых документальных проверок:
— на основании подачи плательщиком отрицания на акт или жалобы на решение фискалов (п.п. 78.1.5 НКУ);
— которые назначаются из-за того, что вышестоящая налоговая проверила своих коллег из налоговой более низкого уровня и выявила несоответствие актов проверки требованиям законодательства или неполное выяснение во время проверки тех или иных вопросов (п.п. 78.1.12 НКУ);
— которые связаны с трансфертным ценообразованием (пп. 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16 НКУ).
Неналоговые проверки
Общая информация. С одной стороны, ограничения по проверкам, установленные для периода карантина, никто не отменял и не приостанавливал. Тем более карантин все еще продолжается, по крайней мере до 31.12.2022. Ограничения в отношении проверок в этом случае определены в п. 3 разд. ІІ Закона № 533*.
* Закон Украины от 17.03.2020 № 533-IX.
Напомним, что запрещенными здесь являются только плановые проверки, кроме тех, которые касаются:
— хозсубъектов, которым присвоена высокая степень риска. Для большинства сфер утверждены свои критерии степеней риска. Степень риска смотрим непосредственно в соответствующем плане проверки;
— госрегулируемых цен;
— сферы санитарного и эпидблагополучия населения.
То есть внеплановые проверки, например Госпродпотребслужбы, в период карантина разрешены.
С другой стороны, постановлением КМУ от 13.03.2022 № 303 (далее — постановление КМУ № 303)
на период военного положения был установлен запрет на проведение плановых и внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора
По постановлению КМУ № 303 разрешены исключительно:
1) внеплановые проверки, но только:
— на основании решений центральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах. Например, в отношении пожарных (представителей ГСЧС) это — МВД (см. п. 1 Положения об МВД, утвержденного постановлением КМУ от 28.10.2015 № 878);
— при наличии угрозы, которая имеет негативное влияние на права, законные интересы, жизни и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение госбезопасности; или
— с целью выполнения международных обязательств Украины;
2) плановые и внеплановые проверки хозсубъектов, которые осуществляют деятельность в сфере энергетики и коммунуслуг в отношении соблюдения ими их спецнормативки и лицензионных условий, но только:
— по решению Нацкомиссии, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунуслуг;
— при наличии угрозы, которая имеет негативное влияние на права, законные интересы, жизни и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение госбезопасности.
Отдельные сферы (кроме Гоструда). На период военного положения остановлены:
— мероприятия таможенного контроля за непищевой продукцией (постановление КМУ от 03.05.2022 № 550);
— мероприятия контроля за арбитражными управляющими (приказ Минюста от 07.06.2022 № 1155/7). Кроме того, не забываем об особенностях проведения мероприятий контроля в период военного положения в следующих сферах:
— пищевые продукты, корма, побочные продукты животного происхождения, здоровье и благополучие животных, государственный ветеринарно-санитарный контроль и ввоз грузов на таможенную территорию Украины (постановление КМУ от 07.05.2022 № 537);
— госфинконтроль (постановление КМУ от 07.05.2022 № 561);
— фитосанитарные мероприятия и процедуры (постановление КМУ от 01.04.2022 № 398);
— качество лекарственных средств, которые ввозятся в Украину (постановление КМУ от 14.09.2005 № 902);
— санзаконодательство, санитарное и эпидемиологическое благополучие населения (приказ МОЗ от 07.06.2022 № 969). В частности, определен перечень оснований для внеплановых мероприятий контроля. А именно: по обращению Премьер-министра или должностных лиц военных администраций и органов местного самоуправления, или физлиц;
— торговля валютными ценностями за наличные для небанковских финучреждений и операторов почтовой связи (постановление правления НБУ от 29.07.2022 № 165).
Гоструда. Контролерам из этого органа теперь запрещено проводить плановые проверки. Здесь они все-таки руководствуются постановлением КМУ № 303. Однако
внеплановые проверки представители Гоструда смогут проводить на основании Закона № 2136*
Проверять внепланово в период военного положения могут в отношении ограниченного круга вопросов, а именно:
— в части соблюдения требований Закона № 2136;
— по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений;
— по вопросам законности прекращения трудовых договоров.
Детали о разрешенных проверках Гоструда читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 61.
Промежуточные итоги. К особенностям мероприятий контроля в период военного положения, определенных постановлениями КМУ, вопросов нет. Специальной нормативкой на этот период КМУ дано право регулировать нюансы проверок. К разрешенным проверкам Гоструда также никаких претензий. Более новый Закон № 2136 имеет приоритет над Законом № 533.
А вот что касается несовпадения между Законом № 533 и постановлением КМУ № 303, то здесь возникает проблема. Потому что по общему правилу приоритет должен предоставляться закону, а не постановлению КМУ. Даже в период военного положения. Поэтому, по большому счету, сейчас должны действовать карантинные ограничения в отношении неналоговых проверок.
Выводы
- Плановые документальные налоговые проверки запрещены, но разрешены все камеральные, фактические и некоторые внеплановые документальные проверки.
- Налоговики на период военного положения могут проверять соблюдение госрегулируемых цен в рамках фактических проверок.
- Гоструда в период военного положения может проверять только внепланово и по ограниченному кругу вопросов: соблюдение требований Закона № 2136, в отношении неоформленных работников и в отношении прекращения трудовых договоров.