Исходя из потенциального предмета разных видов проверок (ст. 75 НКУ) выявить РРО-нарушение налоговики могут в процессе:
а) документальной проверки (плановой/внеплановой);
б) фактической проверки.
Однако чаще всего вопросы, которые касаются РРО/ПРРО, фискалы контролируют именно через фактические проверки. Об этом свидетельствуют и основания для их проведения, которые установлены в п. 80.2 НКУ.
Но карантин и военное положение серьезно повлияли на процесс проведения всех проверок. Фактические проверки — не исключение.
Фактические проверки в период карантина и военного положения
Хронология событий. Напомним, что на период карантина были запрещены практически все фактические проверки (см. п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в редакции до 17.03.2022*). Исключение составляли лишь те, которые были связаны с:
* С этой даты Законом от 15.03.2022 № 2120-IX были исключены фактические проверки из карантинного запрета на их проведение и приостановлено действие самого пункта на период военного положения.
1) учетом, лицензированием, производством, хранением, транспортировкой и обращением горючего, спирта, алкоголя и табачных изделий;
2) целевым использованием плательщиками горючего и спирта;
3) оборудованием акцизных складов расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками;
4) осуществлением функций, определенных законодательством в сфере производства и обращения спирта, алкоголя, табачных изделий, горючего, по основаниям, определенным пп. 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 НКУ.
И именно п. 4 из этого списка позволял налоговикам проверять РРО/ПРРО и кассу, но только если плательщик работал в табачной, алкогольной, спиртовой сфере или был связан с производством и обращением горючего.
Потом началось полномасштабное вторжение и на очень короткое время были остановлены все без исключения проверки (с 07.03.2022 до 17.03.2022). Однако уже
с 17 марта 2022 года фактические проверки были возобновлены в полном объеме, включая и проверки, связанные с РРО/ПРРО
Их не запрещено проводить и до сих пор.
Но налоговикам не сильно то и хотелось проверять РРО/ПРРО-нарушения. Все потому, что законодатели установили запрет на применение РРО/ПРРО-штрафов за нарушение требований Закона об РРО**. Сначала (с 07.03.2022) запрет был абсолютным. Впоследствии (с 17.03.2022) позволили штрафовать за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров***.
*** О том, по какому пути пошла практика в отношении админштрафа, — в статье «Нарушения, связанные с кассовыми аппаратами: во время войны админки не будет?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 49.
Промежуточные итоги. Подведем промежуточные итоги. Теперь фактические проверки, по которым можно было бы обнаруживать РРО/ПРРО-нарушения, разрешены. «Военный» мораторий на проверки здесь не работает. Однако поскольку штрафовать нельзя, то сейчас они принести санкции не могут, потому не всегда интересны самим налоговикам.
Однако следует учитывать специфическую позицию налоговиков в отношении запрета на штрафование. В частности, они считают, что после отмены военного положения за РРО/ПРРО-нарушения, совершенные в военно-запрещенные периоды, вполне можно применять санкции (см. категорию 109.18 БЗ и статью «РРО-штрафы: новые веяния военного времени» // «Налоги & бухучет», 2023, № 49).
Кроме того, запрет на штрафование, предусмотренный в Законе об РРО, таки хотят отменить. Речь идет о знаменитом законопроекте от 31.01.2023 № 8401. Но его принятие пока откладывается (хотя он уже и принят за основу). Правок теперь от нардепов в него очень много, поэтому утверждать что-то наверняка достаточно сложно. В изначальном же варианте этого документа отменить «освобождающий» п. 12 разд. ІІ Закона об РРО хотели уже с 1 июля 2023 года. Однако именно с этой даты этого не произойдет. Да и в отношении применения штрафов могут быть нюансы. Поэтому ожидаем окончательного текста.
Конечно, отмена запрета на штрафы откроет для налоговиков невероятно широкое поле для деятельности. Поэтому в любом случае расслабляться и думать, что оно как-то прокатит, однозначно не стоит.
Что нужно помнить во время фактических проверок
Теперь напомним базовые моменты по фактическим проверкам, о которых стоит помнить.
1. Фактическая проверка проходит без предупреждения. То есть перед ней не приходят какие-либо письма или запросы.
2. Этот вид проверки проводится по месту фактического осуществления плательщиком деятельности, расположения хозединиц или других объектов права собственности плательщика (п.п. 75.1.3 НКУ). То есть речь идет, например, о магазинах, складах, офисах и т. п. Не забываем, что фактическим местом осуществления хоздеятельности может быть и юридический (налоговый) адрес плательщика (то есть тот, который указан в ЕГР****). Хотя в отношении ФЛП, у которого, кроме адреса, указанного в ЕГР, никакого другого нет, есть нюансы (о них мы писали в статье «ФЛП работает из дому: могут ли прийти налоговики с проверкой?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 41).
**** Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.
3. Перед фактической проверкой инспекторы должны предоставить/предъявить:
— копию приказа о проведении проверки. Она вручается плательщику или его уполномоченному представителю, или лицу, которое осуществляет расчетные операции, под расписку (п. 80.2 НКУ);
— направление на проведение проверки;
— свои служебные удостоверения или должным образом оформленные соответствующим контролирующим органом документы, которые удостоверяют должностное (служебное) лицо. Данные об удостоверении должны быть указаны в направлении на проведение проверки.
Требования к этим документам определены в ст. 81 НКУ. В случае, если налоговики не предоставляют указанные документы или они оформлены с нарушением НКУ, то плательщик имеет право не допускать фискалов на проверку (п. 81.1 НКУ).
Однако надо быть бдительными и проследить, чтобы проверяющие составили именно акт о недопуске к проверке, а не акт об отказе в подписании направления. Последний является основанием для проведения проверки (абзац 8 п. 81.1 НКУ).
4. Фактическая проверка проводится двумя и больше должностными лицами налогового органа в присутствии должностных лиц хозсубъекта или его представителя и/или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции (п. 80.7 НКУ).
5. Перед началом такого вида проверки фискалы имеют право провести контрольную расчетную операцию. А в процессе проверки может осуществляться хронометраж хозяйственных операций.
6. Фактическая проверка, которая осуществляется по результатам предыдущей проверки, может быть проведена одноразово в течение 12 месяцев с даты составления акта предыдущей проверки (п. 80.3 НКУ).
7. Продолжительность фактических проверок не может превышать 10 суток (п. 82.3 НКУ). Но ее срок может продлеваться по решению руководителя налоговой (его заместителя или уполномоченного лица) не более чем на 5 суток. Основаниями для этого могут быть:
а) заявление плательщика (в случае необходимости подачи им документов, которые касаются вопросов проверки);
б) сменный режим работы или подытоженный учет рабочего времени хозсубъекта и/или его хозяйственных единиц.
8. По результатам проверки составляется акт или справка***** в двух экземплярах. Этот документ подписывается проверяющими с одной стороны и лицом, которое осуществляло расчетные операции, налогоплательщиком и его законными представителями (в случае наличия) — с другой. Подписание может происходить по месту проведения проверки или в помещении контролирующего органа.
Акт или справка по результатам проверки должны обязательно быть зарегистрированы в налоговой не позже следующего рабочего дня после окончания проверки.
***** Акт — если есть нарушения, справка — если нарушения отсутствуют.
Все эти правила определены в п. 86.5 НКУ.
Также не забывайте, что акт можно подписывать с отрицаниями. Но отрицание не обязательно подавать сразу во время подписания акта. Их можно предоставить налоговикам позже, а именно в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки) (п. 86.7 НКУ).
9. После подписания акта и рассмотрения отрицаний (если таковые имеются) фискалы могут выносить налоговое уведомление-решение (НУР). Его можно обжаловать, как и любое другое решение, по ст. 56 НКУ в административном порядке (написав жалобу в ГНСУ) или путем обращения с иском в суд. Сроки для обжалования НУР теперь не приостановлены.
Выводы
- В настоящее время фактические проверки не запрещены. Мораторий, установленный в связи с военным положением и карантином, не действует.
- Налоговики на практике не очень охотно проводят фактические проверки, поскольку пока установлен запрет на применение санкций за нарушение Закона об РРО. Исключение из запрета — нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров.
- Нардепы планируют отменить запрет на применение штрафов (см. законопроект от 31.01.2023 № 8401). Хотя сказать что-то наверняка сложно, поскольку на сегодня в этот документ внесено достаточно много правок, потому ожидаем его принятия и подписания Президентом.