* Порядок остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.
** reyestr.court.gov.ua/Review/110502423
Суть дела
Вообще по этому делу плательщик обжаловал факт незаконной блокировки налоговой накладной (НН) и следующего безосновательного отказа в ее разблокировке. А незаконность блокировки была связана с тем, что плательщик отвечал показателям позитивной налоговой истории, но ему все равно заблокировали НН по основанию рисковости операций. А это противоречит требованиям Порядка № 1165. Ведь если плательщик отвечает хотя бы одному показателю позитивной налоговой истории, то НН не должны проверяться на критерии рисковости операций (п. 7 Порядка № 1165).
Но в этом деле суд также дал и правовую оценку отмене плательщику уже учтенной Таблицы данных. Плательщик подал Таблицу данных, ее учли, а на следующий день пришло решение о ее неучете по основанию: «наличие в органах государственной налоговой службы Украины налоговой информации, которая свидетельствует об осуществлении плательщиком налогов рисковых операций». Именно на позиции суда в отношении незаконной отмены Таблицы данных на этом основании дальше и остановимся.
Решение дела судом
Верховный Суд признал противоправной отмену Таблицы данных на основании «наличие в органах государственной налоговой службы Украины налоговой информации, которая свидетельствует об осуществлении плательщиком налогов рисковых операций». Аргументировал суд это тем, что такое основание отмены Таблицы данных не согласуется с предписаниями Порядка № 1165. А именно — оно не названо в п. 19 Порядка № 1165.
Мнение редакции
Полностью поддерживаем выводы, сделанные судом. Возможность отмены уже учтенной Таблицы данных (которая учтена, в частности, в автоматическом порядке) предусмотрена п. 19 Порядка № 1165. Но в нем названы (и этот перечень исчерпывающий) только два основания для отмены уже учтенной Таблицы данных:
1) «в отношении плательщика налога принято решение о соответствии критериям рисковости плательщика налога (приложение 4), определенным в пунктах 1 — 5 приложения 1». Обратите внимание: если плательщика включили в число рисковых по критерию 8 «имеется налоговая информация...», то оснований отменять учтенную Таблицу данных нет;
2) «в контролирующий орган поступила налоговая информация о несоответствии информации, указанной в таблице данных плательщика налога, видам экономической деятельности в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности, кодам товаров согласно УКТ ВЭД и/или кодам услуг согласно Государственному классификатору продукции и услуг, которые поставляются и/или будут приобретаться (получаются) плательщиком налога, ввозятся на таможенную территорию Украины, которая свидетельствует о предоставлении плательщиком налога недостоверной информации в таблице данных плательщика налога».
Такое основание для неучета Таблицы, как «имеется налоговая информация об осуществлении плательщиком рисковых операций», п. 19 Порядка № 1165 не содержит. А следовательно, и отмена Таблицы на этом основании является незаконной!
Только информация о том, что плательщик указал в Таблице недостоверные данные, может быть основанием для отмены Таблицы данных. Другая налоговая информация (например, о рисковости операций, возможных нарушениях плательщиком налогового законодательства) не может использоваться в качестве основания для отмены учтенной Таблицы данных.
Но стоит обратить внимание на то, что в самой утвержденной форме Решения о неучете Таблицы данных (приложение 7 к Порядку № 1165) названо такое основание для отмены Таблицы данных, как «наличие в контролирующих органах налоговой информации, которая свидетельствует об осуществлении плательщиком налога рисковых операций». Суды указывают на то, что указание этого основания в форме решения противоречит положениям п. 19 Порядка № 1165, ведь о нем нет упоминания в этом пункте. Так, например, в постановлении Пятого апелляционного админсуда от 04.04.2023 по делу № 420/15855/22 сказано:
«такое унифицированное основание, указанное в приложении к Порядку №1165, как «наличие в контролирующих органах налоговой информации, которая свидетельствует об осуществлении плательщиком налога рисковых операций», и которое выбрано апеллянтом в качестве основания для принятия обжалуемых по этому делу решений, противоречит положениям пункта 19 Порядка № 1165, который не содержит условием принятия комиссиями контролирующих органов решения о неучете учтенной таблицы данных плательщика налога при наличии налоговой информации, свидетельствующей об осуществлении плательщиком налога рисковых операций».
То есть невзирая на то, что основание предусмотрено унифицированной формой Решения об отказе в учете Таблицы данных, — ее применение незаконно.