Вывод документа
Внесены изменения в Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 № 88. Изменения по большей мере косметические и коснулись записей в первичке, электронной первички, изъятия первичных документов, исправления ошибок
Что уточнил Минфин?
Бухгалтерская терминология. Ключевые термины: «первичные документы» и «регистры бухгалтерского учета» поднялись соответственно из глав 2 и 3 в общую главу 1 Положения № 88. А также уточнено, что остальные термины используются в значениях, определенных Законом о бухучете*, НП(С)БУ, НП(С)БУ в госсекторе и МСФО.
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.
Электронная первичка. Уточнено, что электронную первичку применяют в бухучете при условии наложения электронной подписи или печати с соблюдением требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте. Тем самым нормы Положения № 88 привели в соответствие с изменениями, внесенными в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете Законом Украины от 19.07.2022 № 2435-IX (подробнее о которых можно прочесть в статье «Первичка, обнародование, консолидированная финотчетность, таксономия — с 10.08.2022 по-новому» // «Налоги & бухучет», 2022, № 61).
А также определено, что при составлении и хранении первички и регистров в электронном виде предприятие обязано по требованию других участников хозопераций, правоохранительных органов и соответствующих органов (в рамках их полномочий, установленных законами) изготовить копии документов на бумажных носителях за свой счет. Напомним, что права налоговиков бесплатно получать от налогоплательщиков в ходе проверки копии первичных документов закреплены пп. 20.1.2 и 85.4 НКУ.
Записи в первичке. Определено, что все первичные документы, регистры бухучета и отчетность должны составляться на украинском языке.
Так как первичка может быть бумажной/электронной, то оговорено, что записи:
— в бумажных документах и регистрах вносят ручкой/чернилами темного цвета, а
— в электронных документах — с помощью электронных средств обработки информации и другими средствами, которые могли бы обеспечить сохранность этих записей в течение установленного срока хранения документов и предотвращать внесение несанкционированных и незаметных исправлений.
А также (в духе изменений, внесенных Законом Украины от 19.07.2022 № 2435-IХ в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете) уточнено, что дополнительным реквизитом первичного документа может быть печать.
Изъятие документов. По аналогии с ч. 9 ст. 9 Закона о бухучете закреплено, что копии первичных документов и регистров бухучета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих органов в рамках их полномочий, установленных законами. При этом в обязательном порядке должен составляться Реестр изъятых документов. А вот изъятие оригиналов документов и регистров запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.
Исправление ошибок. Четче прописали порядок исправления ошибок (см. обновленную главу 4 Положения № 88). Во-первых, уставлено, что исправления проводят в том отчетном периоде, когда ошибка выявлена. А во-вторых, оговорили способы исправления ошибок для бумажных документов (3 способа) и для электронных (2 способа):
Способы исправления ошибок
Документы: | |||
в бумажной форме | в электронной форме | ||
1 | способ «красное сторно» (п. 4.3) | 1 | способ «сторно» (п. 4.9) |
— повторяют неправильную запись (корреспонденцию счетов или сумму) красной ручкой/чернилами (которая означает отрицательные числа, которые в итоге вычитаются) и одновременно — ручкой/чернилами темного цвета приводят вторую правильную запись с правильной корреспонденцией счетов и суммой | — осуществляют обратную запись на величину ошибки и одновременно — делают правильную запись на правильную сумму | ||
2 | способ дополнительных бухпроводок (п. 4.5) | 2 | способ дополнительных бухпроводок (п. 4.10) |
вносят дополнительную корреспонденцию счетов на разницу между правильной суммой и отраженной | |||
3 | корректурный способ (п. 4.4) | Примечание. При исправлении ошибок в электронных документах должна сохраняться информация, которая исправляется, и содержаться сведения о дате исправления, должностях, фамилиях, подписях лиц или другие данные, дающие возможность идентифицировать лиц, составивших исправленный электронный документ. | |
— зачеркивают неправильный тест или цифры (одной чертой — так, чтобы можно было прочитать исправленное) и — над зачеркнутым пишут правильный текст или цифры | |||
Примечание. Любые исправления ошибок в бумажных документах должны сопровождаться надписью «виправлено» и подтверждаться подписями лиц, подписавших этот документ, с указанием даты исправления. |
А также при исправлении ошибок за прошлый отчетный период составляется бухсправка, в которой указывается причина ошибки, ссылки на документы и регистры бухучета, в которых допущена ошибка (которая подписывается работником, ее составившим, и после проверки — главбухом).
Приказ вступает в силу со дня опубликования.