Темы статей
Выбрать темы

Подкорректированы правила составления первички в Положении № 88

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Приказ Минфина от 28.12.2022 № 467

Вывод документа

Внесены изменения в Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 № 88. Изменения по большей мере косметические и коснулись записей в первичке, электронной первички, изъятия первичных документов, исправления ошибок

Что уточнил Минфин?

Бухгалтерская терминология. Ключевые термины: «первичные документы» и «регистры бухгалтерского учета» поднялись соответственно из глав 2 и 3 в общую главу 1 Положения № 88. А также уточнено, что остальные термины используются в значениях, определенных Законом о бухучете*, НП(С)БУ, НП(С)БУ в госсекторе и МСФО.

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.

Электронная первичка. Уточнено, что электронную первичку применяют в бухучете при условии наложения электронной подписи или печати с соблюдением требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте. Тем самым нормы Положения № 88 привели в соответствие с изменениями, внесенными в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете Законом Украины от 19.07.2022 № 2435-IX (подробнее о которых можно прочесть в статье «Первичка, обнародование, консолидированная финотчетность, таксономия — с 10.08.2022 по-новому» // «Налоги & бухучет», 2022, № 61).

А также определено, что при составлении и хранении первички и регистров в электронном виде предприятие обязано по требованию других участников хозопераций, правоохранительных органов и соответствующих органов (в рамках их полномочий, установленных законами) изготовить копии документов на бумажных носителях за свой счет. Напомним, что права налоговиков бесплатно получать от налогоплательщиков в ходе проверки копии первичных документов закреплены пп. 20.1.2 и 85.4 НКУ.

Записи в первичке. Определено, что все первичные документы, регистры бухучета и отчетность должны составляться на украинском языке.

Так как первичка может быть бумажной/электронной, то оговорено, что записи:

в бумажных документах и регистрах вносят ручкой/чернилами темного цвета, а

в электронных документах — с помощью электронных средств обработки информации и другими средствами, которые могли бы обеспечить сохранность этих записей в течение установленного срока хранения документов и предотвращать внесение несанкционированных и незаметных исправлений.

А также (в духе изменений, внесенных Законом Украины от 19.07.2022 № 2435-IХ в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете) уточнено, что дополнительным реквизитом первичного документа может быть печать.

Изъятие документов. По аналогии с ч. 9 ст. 9 Закона о бухучете закреплено, что копии первичных документов и регистров бухучета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих органов в рамках их полномочий, установленных законами. При этом в обязательном порядке должен составляться Реестр изъятых документов. А вот изъятие оригиналов документов и регистров запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.

Исправление ошибок. Четче прописали порядок исправления ошибок (см. обновленную главу 4 Положения № 88). Во-первых, уставлено, что исправления проводят в том отчетном периоде, когда ошибка выявлена. А во-вторых, оговорили способы исправления ошибок для бумажных документов (3 способа) и для электронных (2 способа):

Способы исправления ошибок

Документы:

в бумажной форме

в электронной форме

1

способ «красное сторно» (п. 4.3)

1

способ «сторно» (п. 4.9)

— повторяют неправильную запись (корреспонденцию счетов или сумму) красной ручкой/чернилами (которая означает отрицательные числа, которые в итоге вычитаются) и одновременно

ручкой/чернилами темного цвета приводят вторую правильную запись с правильной корреспонденцией счетов и суммой

— осуществляют обратную запись на величину ошибки и одновременно

— делают правильную запись на правильную сумму

2

способ дополнительных бухпроводок (п. 4.5)

2

способ дополнительных бухпроводок (п. 4.10)

вносят дополнительную корреспонденцию счетов на разницу между правильной суммой и отраженной

3

корректурный способ (п. 4.4)

Примечание. При исправлении ошибок в электронных документах должна сохраняться информация, которая исправляется, и содержаться сведения о дате исправления, должностях, фамилиях, подписях лиц или другие данные, дающие возможность идентифицировать лиц, составивших исправленный электронный документ.

— зачеркивают неправильный тест или цифры (одной чертой — так, чтобы можно было прочитать исправленное) и

— над зачеркнутым пишут правильный текст или цифры

Примечание. Любые исправления ошибок в бумажных документах должны сопровождаться надписью «виправлено» и подтверждаться подписями лиц, подписавших этот документ, с указанием даты исправления.

А также при исправлении ошибок за прошлый отчетный период составляется бухсправка, в которой указывается причина ошибки, ссылки на документы и регистры бухучета, в которых допущена ошибка (которая подписывается работником, ее составившим, и после проверки — главбухом).

Приказ вступает в силу со дня опубликования.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше