* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.
Терминология: новые понятия
В ч. 1 ст. 1 Закона о бухучете добавили определение двух новых терминов. Первый из них — «группа», второй — «документооборот» (см. табл. 1).
Таблица 1. Новые термины, добавленные в Закон о бухучете
Название термина | Расшифровка понятия |
Группа | Группа юридических лиц, состоящая из предприятия, которое контролирует остальные предприятия (материнское предприятие), и всех предприятий, которые им контролируются (дочерних предприятий) |
Документооборот | Движение первичных документов с момента их составления предприятием или получения от других предприятий до передачи на хранение в архив после принятия к учету |
Итак, под группой понимают группу юридических лиц, состоящую из предприятия, которое контролирует остальные предприятия (материнское предприятие), и всех предприятий, которые им контролируются (дочерних предприятий).
Хотя на самом деле это понятие вряд ли можно назвать новым. Ведь его значение уже давно растолковывает п. 4 разд. І НП(С)БУ 2 «Консолидированная финансовая отчетность». По его нормам группа — это материнское (холдинговое) предприятие и его дочерние предприятия. Впрочем, в Законе о бухучете термин «группа» более расширен.
Документооборот определен в ч. 1 ст. 1 Закона о бухучете как движение первичных документов с момента их составления предприятием или получения от других предприятий до передачи на хранение в архив после принятия к учету.
Впрочем, наряду с термином «документооборот», правила которого по требованиям ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете предприятие утверждает самостоятельно, в тексте Закона о бухучете употребляется слово «документооборот». Считаем, это одно и то же понятие. Хотя законодатели могли бы привести все к одному знаменателю.
Кстати, такой разнобой наблюдается и в Положении № 88. Напомним, что порядок организации документооборота приведен в гл. 5 Положения № 88.
Классификация предприятий: уточнили критерии
Для целей составления финансовой отчетности крайне важно, к какой категории (крупных, средних, малых или микро-) относится предприятие. Критерии, по которым именно разграничивают масштабность предприятий, устанавливает ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете (см. статью «1. годовая финотчетность: прицел на базовые знания» // «Налоги & бухучет», 2021, № 102).
Так вот, эти критерии оценки «евро» и «человек» в отношении микро-, малых и средних предприятий за год, предшествующий отчетному, дополнили словом «включительно».
Например, микропредприятиями отныне являются предприятия, показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, отвечают по меньшей мере двум из следующих критериев:
— балансовая стоимость активов — до 350 тыс. евро включительно;
— чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — до 700 тыс. евро включительно;
— среднее количество работников — до 10 человек включительно.
Обновленная классификация предприятий теперь выглядит так (см. табл. 2).
Таблица 2. Классификация предприятий в соответствии с Законом о бухучете
Категория предприятия | Критерии оценки за год, предшествующий отчетному* | ||
Балансовая стоимость активов, евро** | Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), евро** | Среднее количество работников***, человек | |
Микро- | До 350 тыс. включительно | До 700 тыс. включительно | До 10 включительно |
Малые | До 4 млн включительно | До 8 млн включительно | До 50 включительно |
Средние | До 20 млн включительно | До 40 млн включительно | До 250 включительно |
Крупные | Свыше 20 млн | Свыше 40 млн | Свыше 250 |
* Вновь созданные предприятия для определения своей группы применяют показатели на дату составления первой годовой финотчетности. ** По среднегодовому курсу НБУ. *** Для ее расчета используют Инструкцию № 286 (см. статью «Расчет численности работников предприятия» // «Налоги & бухучет», 2020, № 77). |
По-прежнему для определения соответствия критериям, установленным в евро, применяем официальный курс гривни к иностранным валютам (средний за период). Но теперь уточнено, что берем рассчитанный на основании официальных валютных курсов (а не просто — курсов) НБУ, которые устанавливались для евро в течение соответствующего года.
Группы материнских предприятий: новая классификация
Предприятия, которые контролируют другие предприятия (материнские предприятия), кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, составляют и подают консолидированную финотчетность группы в соответствии с НП(С)БУ или МСФО (ч. 1 ст. 12 Закона о бухучете). Для этих целей группы разделяются на малые, средние или крупные (см. табл. 3).
Таблица 3. Классификация групп материнского предприятия и его дочерних предприятий
Категория групп | Критерии оценки на дату составления годовой консолидированной финотчетности | ||
Балансовая стоимость активов, евро* | Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), евро* | Среднее количество работников**, человек | |
Малые | До 4 млн включительно | До 8 млн включительно | До 50 включительно |
Средние | До 20 млн включительно | До 40 млн включительно | До 250 включительно |
Крупные | Свыше 20 млн | Свыше 40 млн | Свыше 250 |
* По среднегодовому курсу НБУ. ** Для ее расчета используют Инструкцию № 286 (см. статью «Расчет численности работников предприятия» // «Налоги & бухучет», 2020, № 77). |
Для отнесения материнского предприятия и его дочерних предприятий к определенной группе показатели годовой консолидированной финотчетности на дату ее составления должны отвечать одновременно по меньшей мере двум из трех критериев.
Для определения соответствия критериям, установленным в евро, применяют официальный курс гривни к иностранным валютам (средний за период), рассчитанный на основании официальных валютных курсов НБУ, которые устанавливались для евро в течение соответствующего года.
Также ч. 1 ст. 12 Закона о бухучете четко определено, как быть в том случае, если на дату составления годовой консолидированной финотчетности показатели годовой консолидированной финотчетности группы в течение двух лет подряд (за отчетный год и год, предшествующий отчетному) не отвечают критериям группы, к которой она была отнесена. Тогда такая группа относится к соответствующей группе, критериям которой отвечают показатели годовой консолидированной финотчетности по результатам отчетного периода.
Первичные документы: подкорректировали обязательный реквизит
Обновленная редакция абзаца первого ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете, как и раньше, позволяет составлять первичные документы в бумажной или в электронной форме. Однако сегодня категорически требует, чтобы первичка имела обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете. Поскольку слова «если иное не предусмотрено отдельными законодательными актами Украины» теперь исключены.
Что касается обязательных реквизитов первички, то отныне наряду с должностями лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления, мы должны указывать и фамилии таких лиц. Исключение — первичные документы, требования к которым устанавливаются НБУ.
Также в зависимости от характера хозяйственной операции и технологии обработки учетной информации к первичным документам можно включать дополнительные реквизиты — печать, номер документа, основание для осуществления операции и т. п. Напомним, что и до этого приводить дополнительные реквизиты позволял п. 2.4 Положения № 88.
Для наглядности перечень обязательных и дополнительных реквизитов первички приведем в табл. 4.
Таблица 4. Реквизиты первичного документа после изменений
Реквизиты первички | |
обязательные | дополнительные |
— название документа (формы); — дата составления; — название предприятия, от имени которого составлен документ; — содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции; — должности и фамилии (кроме первичных документов, требования к которым устанавливаются НБУ) лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; — личная подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, которое участвовало в осуществлении хозяйственной операции; | — печать; — номер документа; — основание для осуществления операции и т. п. |
Заметьте! Дополненная новым абзацем девятым ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете отдельно подчеркивает, что первичные документы, созданные автоматически в электронной форме программным обеспечением информационно-коммуникационной системы, применяются в бухучете при условии наличия наложенной электронной подписи или печати с соблюдением требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте.
Обнародование годовой финотчетности: уточнение и дополнение
Финотчетность — не секрет. В ч. 2 ст. 14 Закона о бухучете исключили второе предложение, по которому на финансовую отчетность не распространялся запрет на распространение статистической информации.
Вместо этого записали, что предприятие обязано обеспечивать доступность финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности для ознакомления юридических и физических лиц по своему местонахождению.
Новые обязанности обнародовать финотчетность. Сроки обнародования остались теми же. Однако в ряды обязанные обнародовать финотчетность включили (1) материнские предприятия крупной группы, которые не относятся к категории крупных предприятий (кроме субъектов инвестиционной деятельности, которые не составляют консолидированную финотчетность в соответствии с МСФО) и (2) материнские предприятия, которые одновременно являются дочерними предприятиями и в соответствии с требованиями НП(С)БУ или МСФО не подают консолидированную финотчетность.
Внимание! Отчет об управлении: кому надо обнародовать. Еще один нюанс обнародования, который затрагивает всех аудитобязанных. Касается он отчета об управлении. Раньше этот отчет не нужен был ни налоговикам, ни органам статистики (см. статью «Подаем Отчет об управлении» // «Налоги & бухучет», 2021, № 21). Да и требование его обнародовать выдвигал не сам Закон о бухучете, а п. 2 Порядка № 419*.
* Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419.
Сегодня отчет об управлении и консолидированный отчет об управлении являются составляющей пакета, который наряду с аудиторским отчетом надо обнародовать вместе с годовой финотчетностью и годовой консолидированной финотчетностью на своей веб-странице или своем веб-сайте (в полном объеме).
А вот малые и средние группы (кроме групп, в составе которых есть предприятия, представляющие общественный интерес) освобождаются от обязательного составления и подачи консолидированной финотчетности и консолидированного отчета об управлении (ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете). Раньше материнские предприятия только малой группы могли не подавать консолидированную финотчетность.
Сроки хранения на веб-сайтах. Еще одна новация — обнародованная годовая финотчетность и годовая консолидирована финотчетность (в полном объеме вместе с аудиторскими отчетами) должны храниться на веб-сайтах предприятий не менее 6 лет, если больший срок не установлен законом (ч. 7 ст. 14 Закона о бухучете).
А теперь полезную информацию о сроках и порядке обнародования годовой финотчетности соберем в табл. 5.
Таблица 5. Сроки и порядок обнародования финотчетности
Вид предприятия | Сроки обнародования | Порядок обнародования |
Предприятия, которые представляют общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг) | Не позже чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом | Годовую финотчетність и годовую консолидированную финотчетность на своей веб-странице или своем веб-сайте (в полном объеме) вместе с: — соответствующими аудиторскими отчетами; — отчетом об управлении; — консолидированным отчетом об управлении; — отчетом о платежах в пользу государства; — консолидированным отчетом о платежах в пользу государства |
Публичные акционерные общества | ||
Субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке | ||
Субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях | ||
Крупные предприятия, которые не являются эмитентами ценных бумаг | Не позже чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом | |
Средние предприятия | ||
Прочие финансовые учреждения и негосударственные пенсионные фонды, которые относятся к микро- и малым предприятиям | Не позже чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом | Годовую финотчетность и годовую консолидированную финотчетность на своей веб-странице или своем веб-сайте (в полном объеме) вместе с: — соответствующими аудиторскими отчетами; — отчетом об управлении; — консолидированным отчетом об управлении |
Малые предприятия, которые являются субъектами хозяйствования государственного сектора экономики | Не позже чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом | Годовую финотчетность на своей веб-странице или своем веб-сайте (в полном объеме) вместе с: — соответствующим аудиторским отчетом (если обязательный аудит финотчетности проводился по требованию законодательства) |
Материнские предприятия крупной группы, которые не относятся к категории крупных предприятий (кроме субъектов инвестиционной деятельности, которые не составляют консолидированную финотчетность в соответствии с МСФО) | Не позже чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом | Годовую консолидированную финотчетность, составленную по МСФО, на своей веб-странице или своем веб-сайте (в полном объеме) вместе с: — аудиторским отчетом; — консолидированным отчетом об управлении; — консолидированным отчетом о платежах в пользу государства |
Материнские предприятия, которые одновременно являются дочерними предприятиями и в соответствии с требованиями НП(С)БУ или МСФО не подают консолидированную финотчетность | Не позже чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом | Годовую консолидированную финотчетность своего материнского предприятия на своей веб-странице или своем веб-сайте (в полном объеме) вместе с: — аудиторским отчетом и — консолидированным отчетом об управлении |
Применение МСФО и таксономия финотчетности
Технической правке подверглась ч. 1 ст. 121 Закона о бухучете. Там теперь указано, что для составления финотчетности применяются МСФО, которые обнародованы на государственном языке на официальном веб-сайте Минфина. Раньше было написано: изложены на государственном языке и официально обнародованы на веб-странице бухрегулятора.
В перечень предприятий, которые обязаны составлять финотчетность и консолидированную финотчетность по МСФО, включили материнские предприятия:
1) групп, в составе которых есть предприятия, представляющие общественный интерес, и
2) крупной группы, которые не относятся к категории крупных предприятий.
Поэтому отныне к МСФО-обязанным относятся (ч. 2 ст. 121 Закона о бухучете):
— предприятия, представляющие общественный интерес;
— публичные акционерные общества;
— субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях;
— материнские предприятия групп, в составе которых есть предприятия, представляющие общественный интерес;
— материнские предприятия крупной группы, которые не относятся к категории крупных предприятий;
— предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабмином (такие виды хоздеятельности определены п. 2 Порядка № 419).
Что касается представления финансовой отчетности, составленной на основе таксономии по МСФО в едином электронном формате (XBRL), то в ст. 1 Закона о бухучете теперь четко указано, таксономия финотчетности по МСФО издается Советом международных стандартов бухгалтерского учета. Раньше было написано, что таксономия финотчетности утверждается Минфином. Хотя на самом деле Минфин утверждал ее перевод (см. приказ Минфина от 12.11.2021 № 595 «Об утверждении Таксономии финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности 2021»).
Составляют финотчетность и консолидированную финотчетность по МСФО на основании таксономии финансовой отчетности по международным стандартам, которая обнародована на государственном языке на официальном веб-сайте Минфина. Электронный формат Таксономии UA XBRL МСФО в 2020 году (v.1.2) обнародован на официальных сайтах НКЦБФР, НБУ и на официальном сайте Системы финансовой отчетности.
Поставил точку Закон № 2435 и в вопросе необходимости подавать финотчетность на основе МСФО-таксономии МСФОшниками-добровольцами. В ч. 5 ст. 121 Закона о бухучете теперь зафиксировано, что на основе таксономии финотчетности по МСФО в едином электронном формате составляют и подают финотчетность и консолидированную финотчетность все предприятия, которые для составления финотчетности применяют МСФО. То есть не суть важно, кем является предприятие, — МСФО-обязанным или МСФО-добровольцем. Аналогичную норму содержит теперь и п. 11 разд. V Закона о бухучете.
Другие изменения Закона о бухучете
Упрощенный бухучет и бездвойная запись. Убрали норму ч. 3 ст. 2 Закона о бухучете. Звучала она так: субъекты предпринимательской деятельности, которым в соответствии с законодательством предоставлено разрешение на ведение упрощенного учета доходов и расходов (то есть единоналожники группы 3 по ставке 3 % и 5 %), ведут бухучет и подают финотчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности.
Связано это с тем, что Закон о бухучете не выделяет единоналожников в отдельную категорию предприятий. Поэтому такие предприятия в общем случае относятся к микрогруппе. В отдельных случаях — даже к категории малых предприятий.
Соответственно переписали ч. 3 ст. 3 Закона о бухучете и разрешили обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи не только единоналожникам группы 3 по ставке 5 %, а всем микропредприятиям (кроме предприятий, представляющих общественный интерес), которые не зарегистрированы НДС-плательщиками. Поэтому Минфину под эту норму придется подправить п. 8 разд. I НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность».
Напомним: систему регистров, порядок и способ регистрации и обобщения информации в них без применения двойной записи определяют Методрекомендации по применению регистров бухучета малыми предприятиями, утвержденные приказом Минфина от 15.06.2011 № 720.
Требования к финотчетности: вниманию добытчиков! По обновленной редакции ч. 2 ст. 11 Закона о бухучете порядок и сроки подачи финотчетности, консолидированной финотчетности, отчета об управлении и отчета о платежах в пользу государства в органы государственной власти определяет Кабмин, для банков — НБУ. Раньше в отношении отчета о платежах в пользу государства органам государственной власти было исключение для субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях.
Впрочем, порядок и сроки подачи отчета о платежах в пользу государства субъектами хозяйствования, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях, устанавливаются в соответствии с Законом Украины «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях» от 18.09.2018 № 2545-VIII (ср. ).
Состав и формы отчета о платежах в пользу государства предприятий для субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях, наряду с составом и формами финансовой отчетности, консолидированной финотчетности, отчета об управлении (кроме банков), финансовой отчетности о выполнении бюджетов, будет устанавливать Минфин по согласованию с Госстатом (ч. 4 ст. 11 Закона о бухучете). Теперь формы отчета о платежах в пользу государства и консолидированного отчета о платежах в пользу государства утверждены постановлением Кабмина от 23.09.2020 № 858.
И напоследок. Изменения в Закон о бухучете могут вноситься исключительно законами Украины о внесении изменений в данный Закон. Это отныне определяет новая ч. 7 ст. 6 Закона о бухучете.