Темы статей
Выбрать темы

Неперсонифицированные раздачи и НДФЛ

Михайленко Дмитрий, управляющий партнер Crowe Mikhailenko, Нестеренко Ирина, младший юрист Crowe Mikhailenko
Неперсонифицированные раздачи — распространенная практика среди представителей бизнеса. Практикуют их не только во время рекламных акций. К неперсонифицированным раздачам прибегают и работодатели, например, если желают обеспечить работников на рабочем месте кофе, чаем или даже бесплатным питанием, используя принцип «шведского стола». Но что о неперсонифицированных раздачах говорят налоговики? Рассмотрим этот вопрос.

Что говорит НКУ?

Теперь вы не найдете в НКУ норм, которые бы прямо регулировали вопрос (не)обложения НДФЛ и ВС доходов, которые получают физлица во время неперсонифицированных раздач. Однако в НКУ имеются нормы, которые косвенно касаются этого вопроса.

В ст. 7 НКУ закреплено, что во время установления налога, среди прочего, обязательно определяются такие элементы, как (1) плательщик налога и (2) объект налогообложения.

В соответствии с п.п. 168.1.1 НКУ

налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удерживать налог с суммы такого дохода за его счет

Из приведенной нормы следует, что для обложения НДФЛ и ВС налоговому агенту недостаточно знать общую стоимость расходов, которые были понесены им в пользу физлиц во время определенного мероприятия. Ему нужно определить:

1) субъекта налогообложения — плательщика налога, за счет дохода которого будут уплачены НДФЛ и ВС;

2) объект налогообложения — сумму дохода, полученную конкретным плательщиком налога.

Поэтому если получателями дохода является неопределенное количество лиц, отсутствует такой обязательный элемент, как плательщик налога (субъект налогообложения). Также невозможно установить сумму дохода, полученную плательщиком налога (объект налогообложения). Следовательно, обложение такого дохода НДФЛ и ВС становится невозможным.

Что касается ЕСВ, то условия и порядок его начисления и уплаты определяет Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI (далее — Закон № 2464). При этом базу начисления ЕСВ определяют отдельно по каждому застрахованному лицу и включают в такую базу определенные суммы доходов, с которых взимается ЕСВ. Это прямо указано в ст. 7 Закона № 2464.

Поэтому без персонификации в случае с ЕСВ также не обойтись.

Позиция ГНС

Лояльная. Сегодня ГНСУ занимает достаточно лояльную позицию в отношении налогообложения товара, который получается физлицами во время рекламных акций. Так, в разъяснении в категории 103.23 БЗ налоговики указывают, что

если во время проведения рекламной акции распространяется рекламный товар, а потребителями является неопределенный круг плательщиков налога, то стоимость такого товара не рассматривается как доход физлиц — потребителей и, соответственно, не является объектом обложения НДФЛ

Но дальше добавляют, что если в период проведения рекламной акции предоставляются подарки, получателями которых являются конкретные лица, то стоимость таких подарков является объектом обложения НДФЛ с учетом п.п. 165.1.39 НКУ.

Также налоговики не рассматривают как объект обложения НДФЛ и ВС воду, кофе, чай, приобретенные за счет средств работодателя, которые предназначены для потребления в офисе любым работником и посетителем офиса. При этом ГНСУ приводит правильные аргументы: налогообложение доходов физических лиц рассматривается лишь в случае их получения непосредственно конкретным плательщиком налога (см. разъяснение в категории 103.02 БЗ).

Но, к сожалению, есть много разъяснений, где налоговики смотрят на неперсонифицированные раздачи фискально.

Фискальная. Желание субъектов хозяйствования избежать налогообложения из-за отсутствия персонификации понятно. Однако в индивидуальных налоговых консультациях налоговиков достаточно часто можно увидеть вывод, что невозможность, по мнению субъектов хозяйствования, персонифицировать полученный доход не может служить основанием для освобождения от уплаты соответствующих налогов и сборов. Пример — письмо ГФСУ от 28.08.2019 № 4020/6/99-99-13-02-03-15/ІПК. И то, что такой подход противоречит сути НДФЛ (ВС), их не останавливает. Приведем и другие примеры.

Письмо ГНСУ от 19.08.2020 № 3460/ІПК/99-00-04-05-03-06. В нем сделан вывод, что доход в виде стоимости бесплатного питания, в т. ч. по принципу «шведского стола», предоставленный юридическим лицом в пользу физических лиц, включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщиков как прочий доход с соответствующим налогообложением.

Письмо ГНСУ от 19.08.2021 № 3087/ІПК/99-00-04-03-03-06. Оно является ответом на следующее: является ли бесплатная доставка работников транспортом предприятия до места работы и в обратном направлении без персонифицированного и количественного учета предоставленных услуг объектом обложения НДФЛ и ВС и является ли указанный доход базой начисления ЕСВ. Ответ ГНСУ: да, являются.

Вместе с тем шансы отбиться от налогового произвола в суде достаточно велики. Рассмотрим судебную практику.

Судебная практика

Здесь интересными будут заключения Верховного Суда, приведенные в постановлении от 10.06.2019 по делу № 808/3611/16.

Суть дела: предприятие во исполнение колдоговора обеспечивало работников горячим питаниям на время проведения полевых работ по принципу «шведского стола». Персонификация не проводилась. Налоговая признала общую стоимость питания дополнительным благом и определяла НДФЛ с суммы, на которую предоставлены ответчиком обеды, уплаченной предприятием.

Заключения суда таковы.

1. Для начисления НДФЛ налоговым агентом необходима персонификация полученного дохода, то есть получение дохода непосредственно конкретным плательщиком налога.

2. Из положений п.п. «є» п.п. 14.1.54, пп. 164.2.17, 168.1.1 и 168.1.2 НКУ следует, что дополнительное благо должно быть персонифицированным и связанным с конкретным физическим лицом — налогоплательщиком, создавать определенные выгоды для такого лица, предоставляться налоговым агентом и быть выражено в форме средств, материальных или нематериальных ценностей, услуг или других видов дохода.

3. Если налоговая квалифицирует доход как дополнительное благо и доначисляет налог, то должна обязательно указать физическое лицо — налогоплательщика, у которого это благо возникает, и период, в котором это дополнительное благо возникло. Если же налоговым органом не установлено начисление предприятием дохода конкретным работникам и такие суммы не включались в налогооблагаемый доход этих работников, то объект обложения и база обложения НДФЛ отсутствуют.

Такая позиция Верховного Суда превратилась в устоявшуюся судебную практику.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении Седьмого апелляционного административного суда от 16.02.2022 по делу № 120/11484/21-а, а также в постановлении Третьего апелляционного административного суда от 21.07.2022 по делу № 160/17538/21 (ср. ).

Рекомендации и размышления

Поскольку позиция налоговиков в отношении (не)налогообложения раздач не является однозначной, предлагаем проанализировать их выводы, приведенные в лояльных разъяснениях (см. выше). Так, ГНСУ соглашается, что не является объектом обложения НДФЛ (ну и соответственно ВС) стоимость товара, если потребителями является неопределенный круг плательщиков налога, например работники и посетители офиса. Именно эти посетители являются фактором, размывающим определенный круг (а именно круг работников), который потребляет товар.

Поэтому целесообразно вводить сторонние лица для избежания налогообложения раздач. Например, если:

— предоставляете кофе, чай, сладости, то указываете, что потреблять их могут работники и другие посетители офиса. Аналогично и с питанием по принципу «шведский стол». Если организуете, то указываете, что бесплатно перекусить могут также другие посетители, которые в это время находятся в офисе;

— перевозите работников автобусом, то прописываете, что воспользоваться им могут работники и другие граждане, которые едут в этом же направлении.

Однако, конечно, это не гарантирует, что не придется отстаивать свою правоту в суде.

Также будьте осторожны в случае, когда переход права собственности подлежит соответствующей регистрации. Например, если компания устраивает акцию — раздачу автомобилей работникам с переходом права собственности, то имеется возможность идентифицировать лица, которые получили эти блага, поскольку у лица, приобретшего транспортное средство, возникает обязанность его зарегистрировать.

Выводы

  • Позиция ГНСУ в отношении неперсонифицированных раздач физлицам достаточно неоднозначна и зависит от того, что именно получают физлица и каковы условия оформления таких раздач.
  • Верховный Суд настаивает, что если налоговая квалифицирует доход как налогооблагаемый и доначисляет налог, то должна также обязательно указать физическое лицо — плательщика налога, у которой этот доход возникает, и период, в котором он возник.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше