Что было раньше. До 2015 года налоговики говорили, что в случае, когда работник вернулся из командировки позже, чем указано в приказе о командировке, то стоимость такого билета возмещать работнику не нужно.
Аргументировали они свою позицию нормами абз. 2 п. 7 разд. I Инструкции № 59*, в котором указано, что дата на транспортном билете должна совпадать с датой выбытия работника в командировку (прибытия из нее) согласно приказу о командировке. И вот когда это условие не соблюдалось, фискалы настаивали на том, что работодатель не должен был оплачивать стоимость транспортного билета. А в случае, когда стоимость проезда по такому транспортному билету была возмещена работнику, то, по мнению фискалов, у работника возникало дополнительное благо с соответствующим налогообложением.
С таким подходом фискалов в то время, конечно, никто не соглашался. Ведь:
— во-первых, нормы Инструкции № 59, за которые уцепились фискалы, как тогда, так и теперь, обязательны только для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств. Для обычного предприятия Инструкция № 59 служит лишь как вспомогательный (справочный) документ;
— во-вторых, из п.п. 170.9.1 НКУ, который определяет, какие суммы при командировке не являются доходом работника, не следовало, что возмещение работодателем расходов на проезд зависит от соответствия дат выбытия работника в командировку (его возвращение к месту постоянной работы), указанных в приказе и на транспортном билете.
Но налоговиков до 2015 года эти аргументы не впечатляли. И, чтобы убедить их в этом, приходилось идти в суд.
Ситуация на сегодня. После того, как в 2015 году Минфин внес изменения в п. 7 разд. I Инструкции № 59 и дополнил его еще двумя абзацами, вопросы о том, включается ли в доход работника стоимость возмещенного билета, если работник вернулся в другой день, чем указано в приказе о командировке, были сняты.
Так, с тех пор в абз. 3 п. 7 разд. I Инструкции № 59 прямо сказано, что
работник по своей инициативе и с разрешения руководителя предприятия может задержаться в командировке. И тогда тот факт, что он вернется из командировки позже, чем указано в приказе о командировке, не вызовет у него возникновения дохода на сумму возмещения расходов на проезд
Но есть два условия:
— дни, на которые работник задержится в командировке после выполнения своего задания, для него должны быть выходными или праздничными или нерабочими. Поэтому если, например, как в вашем случае, работник на пятницу (последний рабочий день по графику предприятия) возьмет выходной за свой счет и вернется из командировки в воскресенье, то стоимость расходов на возвращение из командировки предприятие может возместить без проблем;
— в случае, если срок пребывания работника вне места его постоянной работы не будет превышать срока командировки, предусмотренного постановлением Кабинета Министров Украины от 02.02.2011 № 98 (то есть в общем случае 30 календарных дней, за границу — 60 календарных дней).
Это на сегодня отмечают и фискалы в БЗ 103.17. Так, они теперь убеждены, что у работника, который вернулся из командировки не в тот день, который указан в приказе о командировке, не является доходом в виде дополнительного блага сумма возмещенных фактических расходов, в частности, на проезд, при условии наличия должным образом оформленных транспортных билетов, которые удостоверяют стоимость этих расходов.
При этом по требованию абз. 3 п. 7 разд. I Инструкции № 59, чтобы вернуться из командировки не в тот день, который указан в приказе на командировку, работник должен получить разрешение от руководителя предприятия. Поэтому чтобы избежать любых претензий со стороны фискалов, советуем издать по предприятию приказ о том, что работнику позволяется вернуться из командировки в другой день.
Суточные, расходы на проживание. Что касается выплаты суточных за дни, на которые работник сам решил продлить время пребывания в командировке, то за такие дни, по логике, суточные платиться не должны. Ведь в эти дни работник не выполнял никакого производственного задания. Кроме того, такие дни для него являются нерабочими. Поэтому, на наш взгляд, из-за этого суточные за эти дни не уплачиваются.
Такая же логика касается и расходов на наем жилья или других расходов, связанных с пребыванием в такие дни в месте, где работник выполнял хозяйственное задание.
Такую позицию подтверждает и абз. 4 п. 7 разд. I Инструкции № 59, а также фискалы в БЗ 103.17. Они убеждены, что
за время задержки в месте пребывания в командировке без уважительных причин работнику не выплачивается заработная плата, не возмещаются суточные расходы, расходы на наем жилого помещения и другие расходы
Исключение — расходы на проезд из места командировки к месту постоянной работы.
Конечно, работодатель может выплатить за такие дни задержки суточные и компенсировать другие расходы. Но такие суммы будут признаны налоговиками дополнительным благом работника. А потому тем, кто решится на такой шаг, нужно будет уплатить с этих сумм НДФЛ (с учетом натурального коэффициента) и ВС.