Темы статей
Выбрать темы

Выручка через ПРРО: может ли предприятие работать без кассовой книги, лимита кассы?

Казанова Марина, налоговый эксперт
Предприятие осуществляет расчеты с покупателями с применением программного регистратора расчетных операций (ПРРО). Другие наличные расчеты (зарплата и т. п.) у предприятия отсутствуют. Выручка в день ее получения сразу инкассируется и зачисляется на счет в банке. Может ли предприятие работать без кассовой книги и лимита кассы?

Обязательна ли кассовая книга?

Исходя из логики Положения № 148*, определений, которые в нем приведены, касса и кассовая книга предприятию нужны, только если оно имеет дело с наличностью (есть наличные операции, расчеты наличностью).

* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Нацбанка от 29.12.2017 № 148.

Правда, в п. 38 разд. IV Положения № 148 сказано, что предприятия обязаны иметь кассу. Однако уже в п. 39 этого же раздела есть фраза «каждое учреждение/предприятие (юридическое лицо), которое имеет кассу, ведет одну кассовую книгу...». Получается все же, что не абсолютно все юридические лица должны иметь кассу. Считаем, что эти нормы нужно понимать так:

если у предприятия есть операции с наличностью, то иметь кассу и, соответственно, кассовую книгу обязательно. Если нет наличных операций, то и касса с кассовой книгой не нужны

Собственно, налоговики тоже соглашаются с этим. Так, в категории 109.15 БЗ они говорят о том, что:

«торговые объекты, которые не являются обособленными подразделениями предприятия и не проводят операции по приему наличности по кассовым ордерам, кассовые книги не ведут».

Какие операции являются наличными?

Теперь нам нужно разобраться, какие операции являются наличными, для того, чтобы понять, есть ли они у нас и нужна ли нам кассовая книга.

Положение № 148 дает следующие определения:

« — наличные расчеты / расчеты наличностью — платежи наличностью субъектов хозяйствования и физических лиц за реализованную продукцию (товары, выполненные работы, предоставленные услуги), а также по операциям, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества;

— кассовые операции — операции субъектов хозяйствования между собой и с физическими лицами, связанные с приемом и выдачей наличности во время проведения расчетов через кассу с отражением этих операций в соответствующих книгах учета».

То есть предприятие имеет дело с наличностью, если оно (1) за наличные реализует товары/работы/услуги (2) или принимает или выдает наличность по операциям, которые не связаны с реализацией товаров/работ/услуг (выдача наличности на выплаты, связанные с оплатой труда, производственные (хозяйственные) нужды, другие операции).

Есть расчеты только через ПРРО: нужна ли кассовая книга?

Допустим, предприятие имеет только расчеты через ПРРО и других наличных расчетов не имеет (причем выручка в тот же день инкассируется). Нужна ли в этом случае кассовая книга?

Если при расчетах через ПРРО покупатели рассчитываются исключительно электронными платежными средствами (картами), то хотя это будет расчетная операция в понимании Закона об РРО*, выручка будет безналичной. То есть в таком случае наличных расчетов у предприятия не будет и, соответственно, кассовая книга ему не нужна.

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/95-ВР.

Если же при расчетах через ПРРО будет приниматься наличность, то это уже наличная операция. И здесь ситуация следующая.

При наличных расчетах через РРО/ПРРО не иметь кассовой книги позволяется только обособленным подразделениям (при условии, что у них нет других наличных операций, кроме расчетов через РРО/ПРРО) (п. 11 разд. II, п. 39 разд. IV Положения № 148). О ФЛП здесь не говорим, поскольку ФЛП кассовую книгу вообще не ведут (п. 39 разд. IV Положения № 148).

Чтобы расчеты через ПРРО осуществляло обособленное подразделение предприятия, которое работает без кассовой книги, то для него оприходованием наличности считалось бы «обеспечение ежедневного создания средствами программных РРО в бумажной и/или электронной форме фискальных отчетных чеков и подачи их к фискальному серверу средствами телекоммуникаций, а также направление созданных программными РРО электронных расчетных документов и уведомлений для их регистрации и долгосрочного хранения к фискальному серверу» (абз. 4 п. 11 разд. II Положения № 148).

И чтобы такое обособленное подразделение непосредственно инкассировало выручку (не сдавая ее в кассу главного предприятия (а это позволяет п. 15 разд. II Положения), то выручка бы поступила главному предприятию уже в безналичной форме. И здесь уже у главного предприятия наличной операции не было бы и отражать в кассовой книге главному предприятию было бы нечего. А следовательно, в этом случае кассовая книга главному предприятию (если нет других наличных расчетов) не нужна. Важно только для такого обособленного подразделения разработать и утвердить порядок оприходования наличности (п. 12 разд. II Положения № 148), в котором будет прописано, что это обособленное подразделение, что оно не ведет кассовую книгу и самостоятельно инкассирует наличность.

Если же

расчеты через ПРРО с приемом наличности осуществляются непосредственно главным предприятием (не обособленным подразделением), то здесь без кассовой книги не обойтись!

Ведь оприходованием наличной выручки, полученной при применении РРО/ПРРО, для юридического лица считается ее учет в полной сумме фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров (п. 11 разд. II Положения № 148). Причем наличность должна быть отражена в кассовой книге в день ее получения. И то, что выручка будет сразу инкассироваться, ситуацию не изменяет. Полученный наличный выторг все равно должен пройти через кассовую книгу.

В принципе, место, где осуществляются расчеты с применением ППРО, может быть признано обособленным подразделением предприятия (если это будет предусмотрено структурой предприятия). Ведь фактически Положение № 148 признает как обособленное подразделение не только филиалы, представительства, отделения, но и структурные подразделения (стационарные или передвижные), где реализуются товары, предоставляются услуги и осуществляются расчетные операции. В таком случае, как мы уже говорили выше, если обособленное подразделение будет самостоятельно инкассировать наличность, то она фактически для главного предприятия поступит в безналичной форме (и в кассовой книге главному предприятию отражать нечего).

Правда,

есть консультации налоговиков, в которых они говорят, что не может считаться обособленным подразделением торговый зал, который находится в одном здании с бухгалтерией и администрацией общества, то есть по адресу фактического местонахождения субъекта хозяйствования (письмо ГНСУ от 15.06.2021 № 2423/ІПК/99-00-07-05-01-06)

Если придерживаться такой позиции налоговиков, то выручка обязательно должна быть оприходована в кассе главного предприятия именно в день ее получения торговой точкой. Ведь фактически раз торговая точка не является обособленным подразделением, то получается, что выручка получена самим предприятием. Но с такими выводами налоговиков (что торговая точка в этом случае не может считаться обособленным подразделением) можно и поспорить. Все должна решать структура предприятия, а не местонахождение подразделения (по адресу предприятия или нет).

Что с лимитом кассы?

Что касается лимита кассы, если расчеты осуществляются наличностью через ПРРО, то если вы его не установите (внутренними документами), то он будет считаться нулевым. Вся наличность, которая находится в кассе на конец рабочего дня и не сдана в соответствии с требованиями Положения № 148, будет считаться сверхлимитной (п. 53 разд. V Положения № 148).

Выводы

  • Если у предприятия нет наличных операций (оно не принимает наличную оплату за товары/работы/услуги и не осуществляет другие операции с наличностью (связанные с оплатой труда, производственными/хозяйственными нуждами)), то оно может работать без кассовой книги.
  • Если предприятие осуществляет расчетные операции через ПРРО, то не иметь кассовой книги оно может:
  • — или если покупатели будут рассчитываться исключительно электронными платежными средствами (картами);
  • — или если расчеты через ПРРО будут осуществляться в обособленном подразделении (без кассовой книги), которое самостоятельно будет инкассировать выручку.
  • Если же расчеты через ПРРО будут проводиться непосредственно главным предприятием, то наличная выручка обязательно должна быть отражена в кассовой книге предприятия в день ее получения, даже если она в этот же день будет инкассирована.
  • Если вы не установите (внутренними документами) лимит кассы, то он будет считаться нулевым.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше