Темы статей
Выбрать темы

Торговля овощами: государственное регулирование цен и нормы естественной убыли

Казанова Марина, налоговый эксперт
Активизировалась торговля овощами. Есть ли сейчас ценовое регулирование на такие товары? Что с нормами естественной убыли? Сейчас все выясним!

Госрегулирование «продовольственных» цен

Государство регулирует цены только на определенные категории товаров. Нас интересуют продовольственные.

Так вот, что касается продовольственных товаров, то теперь есть временное госрегулирование цен лишь на те продовольственные товары, которые имеют существенную социальную значимость.

Введено оно еще во время карантина и фактически выражается в том, что:

— розничный продавец товаров, которые имеют существенную социальную значимость, должен заблаговременно декларировать повышение розничной цены на такие товары. Алгоритм такого декларирования прописан в Порядке № 341*. Действует он до окончания установленного КМУ карантина. Кстати, уже продолжаются разговоры об отмене карантина. Впрочем пока что его действие продлено до 30.06.2023 — см. п. 1 постановления № 1236**;

— на некоторые позиции товаров, которые имеют существенную социальную значимость, установлен предельный уровень торговой надбавки (наценки) в размере не более чем 10 % (п. 4112 постановления № 1236). Действует это опять же до окончания установленного КМУ карантина, но не дольше чем на период военного положения и трех месяцев после его прекращения или отмены.

* Порядок декларирования изменения розничных цен на товары, которые имеют существенную социальную значимость.., утвержденный постановлением КМУ от 22.04.2020 № 341.

** Постановление КМУ «Об установлении карантина...» от 09.12.2020 № 1236.

Логичный вопрос: а что это за товары, которые имеют существенную социальную значимость? Соответствующий перечень утвержден постановлением № 341*.

* Постановление КМУ «О мероприятиях в отношении стабилизации цен на товары, которые имеют существенную социальную значимость, товары противоэпидемического назначения» от 22.04.2020 № 341.

Что важно:

овощи (как и фрукты) в этом перечне не указаны. А следовательно государственного регулирования цен на овощи нет

Кстати, социально значимыми продовольственными товарами, на которые установлен предельный уровень торговой надбавки (наценки) в размере не более чем 10 % (с учетом п. 4112 постановления № 1236), являются:

— мука пшеничная высшего сорта;

— молоко пастеризованное жирностью 2,5 процента (в пленке);

— хлеб ржано-пшеничный;

— яйца куриные категории C1;

— птица (тушка куриная, четверть тушки куриной);

— батон;

— масло подсолнечное рафинированное.

Причем это товары именно отечественного производства. Да еще и кроме товаров, маркированных как органическая продукция.

Нет ли специальных дополнительных «военных» нормативных документов, которыми бы вводилось государственное регулирование цен на продовольственные товары во время войны?

Здесь обращает на себя внимание п. 21 постановления № 1548*, в котором указано, что на период военного положения «областные военные администрации вместе с Национальной полицией, Государственной службой по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, Государственной службой по лекарственным средствам и контролю за наркотиками обеспечивают контроль за установлением субъектами хозяйствования розничной торговли цен на следующие товары: мука пшеничная, макаронные изделия, батон, хлеб, крупа гречневая, крупа овсяная, свинина, говядина, птица (тушки куриные), молоко, масло сливочное, сметана, яйца куриные, масло подсолнечное, сахар кристаллический, капуста белокочанная, лук репчатый, свекла, морковь, картофель».

* Постановление КМУ «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов в отношении регулирования цен (тарифов)» от 25.12.96 № 1548.

То есть во время военного положения определенные органы обеспечивают контроль за установлением розничными торговцами цен в т. ч. на капусту белокочанную, лук репчатый, свеклу, морковь, картофель.

Но эти органы наделены полномочиями именно контроля за установлением цен на вышеперечисленные продукты. О самостоятельном регулировании (установлении) предельных уровней торговой надбавки (наценки) этими органами речь не идет.

То есть опять же приходим к тому, что госрегулирование цен касается только продуктов, названных в постановлении № 341. А для остальных видов продовольственных продуктов, названных в п. 21 постановления № 1548, в частности таких как капуста белокочанная, лук репчатый, свекла, морковь, картофель, никаких предельных пределов торговой надбавки (наценки) не установлено. То есть цены на них являются свободными. Во время военного положения вышеперечисленными органами может осуществляться лишь мониторинг цен на эти продукты.

Но отметим, что на практике попадаются случаи (правда, одиночные*), когда некоторые местные органы самостоятельно своим распоряжением решили установить предельный уровень торговой надбавки (наценки) (все те же 10 %) и на продукты, перечисленные в п. 21 постановления № 1548, которые не названы в постановлении № 341 (то есть на те же капусту белокочанную, лук репчатый, свеклу, морковь, картофель). Поэтому не лишним будет на всякий случай уточнить, не пошел ли местный орган на вашей территории аналогичным путем.

* См. распоряжение Сумской областной государственной администрации, Сумской областной военной администрации «Об обеспечении ценовой стабильности» от 12.03.2022 № 88-ОД.

Нормы естественной убыли

Нормы естественной убыли применяются к недостачам продукции/товаров. Постановлением КМУ от 23.11.2016 № 1066 были отменены значительное количество норм естественной убыли.

Но для сферы торговли большинство норм остаются действующими (в частности утвержденные приказами Минторга СССР от 02.04.87 № 88, от 23.03.84 № 75, от 29.12.84 № 339).

Что касается продажи овощной продукции, то в настоящее время ситуация с нормами естественной убыли следующая.

1. Для розничной торговли (в отношении недостач, которые возникли во время реализации продукции в розницу) — для свежих овощей утвержденных норм естественной убыли нет. То есть все недостачи считаются сверхнормативными.

Есть только нормы естественной убыли для переработанных (сушеных, замороженных) овощей, которые продаются субъектами розничной торговли на вес. Они утверждены приложением 1 к приказу Минторга СССР от 26.06.80 № 75. Также этим же приказом утверждена Инструкция по применению этих норм (приложение 2). Нормы применяются к объему реализованной продукции за период между двумя инвентаризациями.

2. Для складского хранения (недостачи, которые возникают во время хранения продукции на складах, базах, заготовительных пунктах) действующими являются:

«Нормы естественной убыли свежего картофеля, овощей и плодов при кратковременном хранении на базах, складах разного типа и заготовительных пунктах». Они определены в приложении 14 к приказу Минторга СССР от 26.06.80 № 75. Инструкция по применению этих норм приведена в приложении 15 к этому же приказу. В этих Нормах определены нормы потерь свежих овощей (в частности и томатов) при кратковременном хранении. Кратковременное хранение — это хранение до 20 суток. Естественная убыль исчисляется к остатку продукции на начало учетного периода и к принятым за этот период овощам по массе нетто.

Пример. На овощном (не охлаждаемом) складе по состоянию на 31.05.2023 выявлена недостача свежих томатов в объеме 10 кг.

Остатки свежих томатов на 30.04.2023 (данные предыдущей инвентаризации) составили 100 кг.

В период с 01.05.2023 по 31.05.2023:

— поступило 5 тонн свежих томатов;

— реализовано 4,9 тонны свежих томатов.

Естественная убыль = (100 + 5000) х 0,3 % :100 = 15,3 кг.

Следовательно, фактическая недостача томатов (10 кг) вписывается в нормы естественной убыли.

«Нормы естественной убыли свежего картофеля, овощей и плодов при длительном хранении на базах, складах разного типа». Это приложение 12 к приказу Минторга СССР от 26.06.80 № 75. Инструкция по применению этих норм приведена в приложении 13 к этому же приказу. Долгосрочное хранение — это хранение свыше 20 суток. В периоды и месяцы года, когда нормы естественной убыли свежих картофеля, овощей и плодов при длительном хранении не установлены, применяются нормы, утвержденные при кратковременном хранении товаров (п. 2 приложения 15 к приказу Минторга СССР от 26.06.80 № 75). Расчет естественных потерь свежих картофеля, овощей и плодов при длительном хранении проводится к среднему остатку товаров за каждый месяц хранения (п. 11 приложения 13 к приказу Минторга СССР от 26.06.80 № 75; в этом же пункте приведен и пример расчета норм).

1. Мелкооптовые базы. Действуют «Нормы естественной убыли продовольственных товаров при хранении и отпуске на мелкооптовых базах» (приложение 5 к приказу Минторга СССР от 02.04.87 № 88). Но в них определены нормы убыли именно для переработанных плодов, овощей и грибов (для свежих нет).

2. Предприятия общественного питания. Для этих СХ действующими являются «Нормы естественной убыли продовольственных товаров при хранении и выдаче в кладовых предприятий общественного питания», приведенные в приложении 6 к приказу Минторговли СССР от 02.04.87 № 88. В частности, в них определены и нормы естественной убыли овощей и плодов свежих; плодов, овощей и грибов переработанных. Расчет естественной убыли осуществляется путем умножения количества (суммы) отпущенного товара на установленную для этого товара норму естественной убыли.

Также действуют нормы естественной убыли массы грузов при перевозках речным транспортом (приложение 1 к постановлению Госснаба СССР от 04.05.82 № 39). В частности, в них определены и нормы естественных потерь при перевозке речным транспортом свежих овощей, фруктов, орехов. Для перевозки свежих овощей другим транспортом нормы естественной убыли не определены.

Обратим внимание на то, что

налоговики против применения самостоятельно разработанных субъектами хозяйствования норм естественной убыли

Естественная убыль: это что? Стоит обратить внимание и на следующие моменты, связанные с применением норм. Под естественной убылью овощей и плодов следует понимать их недостачу, вызванную уменьшением их массы вследствие испарения влаги и дыхания.

Следовательно, нормы естественной убыли применяются, когда речь идет о потере количества (недостаче), а не качествах ТМЦ.

Порча не является естественной убылью

Об этом прямо сказано в соответствующих инструкциях по применению норм естественной убыли.

То есть если продукция имеется в наличии, но потеряла свое качество (испортилась) — такие потери считаются сверхнормативными потерями. Если у вас составляется акт на списание испорченной продукции — это, однозначно, для налоговиков сигнал о том, что потери являются сверхнормативными.

Документирование потерь в пределах норм естественной убыли. Поскольку нормы естественной убыли применяются к недостачам товаров/продукции — недостача должна быть фактически подтверждена инвентаризацией. Следовательно,

списание естественной убыли по утвержденным нормам без установления факта недостачи ценностей не допускается

После выявления недостачи товара по результатам инвентаризации в протоколе инвентаризации комиссия должна определить, может ли быть списана такая недостача за счет норм естественной убыли.

Должен быть составлен расчет размера естественной убыли.

На основании утвержденного руководителем протокола инвентаризационной комиссии (с выводами о списании недостачи за счет норм естественной убыли) и расчета размера естественной убыли операция отражается в учете.

Учет потерь в пределах норм естественной убыли. Расходы в пределах норм естественной убыли во время хранения и реализации ТМЦ, по мнению Минфина, учитываются на субсчете 947 в корреспонденции с кредитом счетов учета ТМЦ (п. 5.7 Методрекомендаций № 2*).

* Методрекомендации по бухучету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 № 2.

Налог на прибыль. Все без исключения плательщики-прибыльщики отражают и нормативные, и сверхнормативные потери ТМЦ только по бухгалтерским правилам.

НДС. Недостачи ТМЦ в пределах норм естественной убыли на НДС-учете никак не отражаются. Оснований для начисления нехозяйственных компенсирующих налоговых обязательств по п.п. «г» п. 198.5 НКУ в таком случае нет.

Если же товары списываются сверх норм их естественной убыли, то придется из стоимости «потерянных» товаров компенсировать «входящий» НДС начислением налоговых обязательств по п.п. «г» п. 198.5 НКУ. Если ТМЦ приобретались без НДС, то компенсирующие налоговые обязательства не возникают. База налогообложения — стоимость приобретения таких ТМЦ (п. 189.1, п. 198.5 НКУ). В подтверждение компенсирующих НДС-обязательств не позже последнего дня отчетного месяца списания потерь ТМЦ составляют «самосводную» налоговую накладную (с типом причины «13»).

Компенсирующие налоговые обязательства не начисляются, если ТМЦ потеряны вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы в период действия военного, чрезвычайного положения (п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Выводы

  • Государственного регулирования цен на овощную продукцию сейчас нет. Впрочем невзирая на это, есть эпизодические «местные» распоряжения, в которых регулирование надбавки на некоторую овощную продукцию все же имеется.
  • Для свежих овощей действуют нормы естественной убыли при их хранении на складах, базах, заготовительных пунктах.
  • Порча продукции не является естественной убылью. Если продукция имеется в наличии, но потеряла свое качество (продукция испортилась) — такие «потери» продукции считаются всегда сверхнормативными.
  • Налоговики против применения самостоятельно разработанных субъектами хозяйствования норм естественной убыли.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше