Что такое дропшиппинг?
Определение и схемы работы. Дропшиппингом (англ. Dropshipping) обычно называют продажу через интернет-сеть товаров посредником (дропшиппером).
Дропшиппинг еще именуют как «прямую поставку»*, поскольку товар отправляется покупателю напрямую от производителя, оптового продавца/импортера, дистрибьютора и т. п. При этом посредник обычно оплачивает им товар лишь после того, как сам получит от покупателя оплату этого товара.
* Drop shipping, собственно, и переводится как прямая поставка.
Данные о заказе товаров (разнарядки на поставку товаров непосредственно по адресам покупателей) дропшиппер посылает поставщику (производителю, оптовому продавцу и т. п.), который и выполняет все работы по упаковке и пересылке товаров покупателю. При этом отправление обычно осуществляется от имени дропшиппера, о чем он оформляет договоренность с поставщиком. В соответствующий срок (в зависимости от того, была предварительная оплата или наложенный платеж от покупателя) дропшиппер посылает поставщику и средства в оплату за эти товары.
Из полученных дропшиппером средств за товар его гешефт состоит из разницы между розничными ценами, по которым он продает товар в Интернете, и оптовыми ценами, по которым он рассчитывается с производителем, оптовым продавцом, дистрибьютором и т. п.
Обычно дропшиппинг осуществляется через интернет-магазин или интернет-аукцион, где дропшиппером выставляются, рекламируются, реализуются товары других производителей/импортеров/продавцов.
Преимущества. Дропшиппинг для посредника — достаточно удобная схема торговли, которая не требует больших вложений денег.
Дропшиппер лишен «товарных» хлопот (получение и отправление товаров, наличие складских помещений и т. п.). Ведь отправлением товара, как и его заменой, в соответствующем случае занимается сам отправитель-поставщик
В то же время для покупателей закупка через дропшипперов может нести соответствующие риски (информационные, качественно-рекламационные и т. п.). Поэтому им лучше бы иметь дела напрямую с производителем (импортером) или дистрибьютором. Но куда сейчас без посредников?..
Договорные отношения
Варианты договоров. Обычно между дропшиппером и его главными контрагентами (производителями, оптовыми продавцами и т. п.) заключаются посреднические договоры: комиссии, поручения, агентские и т. п.
С целью оформления дропшиппинга договор поручения или агентский на продажу товаров, возможно, кому-то и подойдет. Но по агентскому договору или договору поручения посредник должен осуществлять деятельность от имени принципала — субъекта, торговые интересы которого он представляет (ч. 1 ст. 295 ХКУ и ч. 1 ст. 1000 ГКУ соответственно). А поскольку по большей части дропшиппер осуществляет торговлю через собственный интернет-магазин от своего имени, то на практике доминируют договоры комиссии.
Почему именно комиссия. Договоры комиссии больше используют на практике в первую очередь потому, что по этому виду посреднических договоров на продажу товаров посредник действует от своего имени, а не от имени принципала-комитента. Поэтому обычно заключается договор комиссии, согласно которому комиссионер-дропшиппер обязывается заключать договоры купли-продажи с покупателями от своего имени, но за счет комитента, а комитент — отправлять товар покупателю.
Кроме того, договоры комиссии достаточно гибкие и в вопросах вознаграждения посредника, в нашем случае — дропшиппера. И законодательство не мешает (как это было до 2004 года) определять размер вознаграждения комиссионера-дропшиппера в виде разницы между ценой, по которой он реализует товар комитента, и ценой, которую назначил комитент. Но соответствующие условия в отношении определения вознаграждения необходимо закрепить в договоре комиссии, иначе по общему правилу дополнительно извлеченная выгода будет принадлежать комитенту (ч. 2 ст. 1014 ГКУ).
Документооборот
Обычно при дропшиппинге, который оформляется дропшиппером с поставщиком товаров (производителем, оптовым продавцом и т. п.) договором комиссии, а с покупателями товаров в интернет-магазине — своеобразными договорами купли-продажи*, схема документооборота выстраивается следующим образом.
Накладные. Сначала дропшиппер получает заявку (заказ) от потенциального покупателя и узнает, есть ли товар в наличии у поставщика (комитента). При наличии товара дропшиппер получает все необходимые адресные данные от покупателя для отправления товара, а также выставляет покупателю счет для оплаты.
Потом дропшиппер посылает эти данные (разнарядки) для отправления товара поставщику (комитенту), который составляет датой отправления товара расходную накладную на комиссионера (дропшиппера). А последний составляет той же датой расходную накладную на своего покупателя, которую поставщик (комитент) обычно вкладывает в отправление.
Поэтому хотя фактически отправление покупателю товара и осуществляет комитент, расходную накладную на покупателя составляет сам дропшиппер
По аналогичной схеме (но по дате первого события!) комитентом и комиссионером составляются и налоговые накладные (НН) на соответствующее лицо, — если они оба (или кто-то из них) являются плательщиками НДС. Поставщик — плательщик НДС составляет на дропшиппера НН на товар, а дропшиппер — плательщик НДС составляет НН на товар на покупателя, а на поставщика (комитента) составляет НН на свои посреднические услуги (см. ниже).
Отчет и акт. Кроме того, обычно по итогам недели, декады, месяца (как это определено договором комиссии) дропшиппер составляет отчет комиссионера, в котором определяются объемы продажи и размер его комиссионного вознаграждения. Кроме того, на практике (хотя это прямо нормативами не предусмотрено) согласно утвержденному комитентом отчету составляют еще и акт на выполнение дропшиппером посреднических услуг с указанием общей суммы вознаграждения за предоставленные услуги.
Договорные условия могут быть разными: или сторонами может быть определено, что вся сумма, полученная от продажи товаров перечисляется комитенту, или что дропшиппер сразу оставляет соответствующую часть полученных за товар средств у себя как вознаграждение. В первом случае этот отчет и/или акт будет основанием для перечисления комитентом дропшипперу его вознаграждения. А во втором — отчет и/или акт заодно подтвердит проведение сторонами зачета однородных задолженностей на сумму оставленного себе дропшиппером комиссионного вознаграждения.
Поскольку рано или поздно интернет-магазин может попасть под фискальную проверку, то стоит очень бдительно подходить к вопросам оформления и наличия необходимых документов. Надо иметь в соответствующем виде все «дропшиппинговые» документы: договоры, отчеты (акты), счета-фактуры, накладные, расчетные и т. п…
Выводы
- Дропшиппинг (или прямая поставка) является продажей товаров посредником (дропшиппером) через интернет-сеть. При этом отправление товара покупателю осуществляет другое лицо — производитель, импортер, оптовик и т. п.
- Дропшиппинг популярен, потому что он не требует значительных вложений, а также хранения, отправления товаров и т. п. Прибыль дропшиппера обычно составляет разница между его розничными ценами и ценами поставщика.
- Дропшиппер преимущественно действует с помощью договора комиссии, который он заключает с поставщиком товаров, продажу которых осуществляет интернет-магазин (или аукцион) дропшиппера.