Темы статей
Выбрать темы

Разрушенная и поврежденная недвижимость из-за прилета в тылу: специфика инвентаризации

Вишневский Михаил, налоговый эксперт
На предприятии случилось разрушение из-за прилета: одно здание аварийное с запретом доступа, второе здание — с выбитыми оконными стеклами, но безопасное (в нем продолжается производство). Какие сроки проведения инвентаризации в обоих зданиях? В какие сроки основные средства (ОС) и товарно-материальные ценности (ТМЦ), которые находятся в первом аварийном здании, нужно перенести на отдельные счета в бухучете — тогда, когда предприятие получит беспрепятственный доступ к зданию и будет возможность провести инвентаризацию, или на следующий день после прилета?

Доступа к имуществу нет

Сроки инвентаризации. Сразу отметим, что инвентаризационное спецправило, установленное п. 12 Порядка № 419* и п. 8 разд. I Положения № 879**, распространяется, в частности, на предприятия, которые имели (имеют) местонахождение на временно оккупированной территории и в зонах проведения военных (боевых) действий в период действия военного положения (ВП). Указанные районы проведения военных (боевых) действий определяют на основании Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденного приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309. Среди них Перечень № 309 выделяет:

1) территории возможных боевых действий;

2) территории активных боевых действий;

3) временно оккупированные территории Украины.

* Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419.

** Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.

Поэтому если ваше предприятие расположено на территории возможных боевых действий, то положения п. 12 Порядка № 419 и п. 8 разд. I Положения № 879 распространяются и на вашу ситуацию. А следовательно, по аварийному зданию инвентаризацию вам следует провести только тогда, когда появится возможность безопасного и беспрепятственного доступа уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражены обязательства и собственный капитал предприятия.

По общему правилу:

инвентаризируют недоступное имущество по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухучета;

отражают результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.

Впрочем для проведения инвентаризации вам не обязательно ожидать 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором появилась возможность доступа к аварийному зданию. Решение о проведении инвентаризации такого отдельно определенного имущества можно принять на день установления фактов уничтожения (разрушения) имущества (п. 8 разд. I Положения № 879). Единственное условие — должен быть безопасный и беспрепятственный доступ к такому имуществу, первичным документам и регистрам бухучета.

Если же местонахождение аварийного здания — безопасная с позиции Перечня № 309 территория, но доступа к объектам инвентаризации все равно нет, проинвентаризировать имущество тоже придется уже после того, как будет свободный и безопасный доступ к объектам. И причиной обязательной инвентаризации здесь будут форс-мажорные обстоятельства — война, из-за чего состоялось разрушение/уничтожения активов. Проводят ее по решению руководителя предприятия (п. 7 разд. I Положения № 879).

Чтобы подтвердить невозможность проведения инвентаризации, целесообразно иметь от органов местной власти соответствующий акт обследования объекта, поврежденного вследствие вооруженной агрессии рф (приложение к Порядку выполнения неотложных работ по ликвидации последствий вооруженной агрессии Российской Федерации, связанных с повреждением зданий и сооружений, утвержденному постановлением Кабмина от 19.04.2022 № 473).

А если имущество в аварийном здании так и не удастся проинвентаризировать из-за отсутствия безопасного и беспрепятственного доступа на дату годового баланса — 31 декабря?

Тогда в годовой финансовой отчетности информацию о таких недоступных активах, к которым невозможно обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ, до момента проведения инвентаризации отражают по имеющимся бухучетным данным. Так требует действовать абзац одиннадцатый п. 12 Порядка № 419. Причем независимо от территории местонахождения недоступного имущества.

Списание недоступного имущества. Списать недоступные активы без предварительной полноценной инвентаризации, которая и установит отсутствие, повреждение или уничтожение имущества предприятия, нельзя (см. письма Минфина от 19.01.2015 № 31-11420-08-10/1373 и от 12.01.2015 № 31-11420-08-10/558, ГНСУ от 16.06.2023 № 1410/ІПК/99-00-21-02-02-06 и от 05.05.2022 № 3781/7/99-00-04-01-03-07, БЗ 101.15). Ведь достоверность данных бухучета и финансовой отчетности должна подтверждаться именно инвентаризацией (ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете*, п. 7 разд. I Положения № 879);

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.

Обесценивание недоступного имущества. В то же время в отношении таких недоступных активов (до момента появления условий доступа, проведения инвентаризации и принятия в отношении указанных активов соответствующего решения) предприятие имеет право применить процедуру оценки изменения полезности. То есть определить уменьшение полезности — обесценивание таких активов по правилам НП(С)БУ 28 «Уменьшение полезности активов» — чтобы оградиться от искажения информации в финотчетности о временно недоступных необоротных активах (см. письмо Минфина от 10.10.2022 № 41010-06-62/23254). Подробнее об уменьшении полезности см. в статьях «Изменение остаточной стоимости основных средств» // «Налоги & бухучет», 2020, № 85 и «Неподконтрольные активы: учетная судьба» // «Налоги & бухучет», 2022, № 22.

Также Минфин в письме от 10.10.2022 № 41010-06-62/23254 отметил, что:

информацию об отсутствии доступа к активам и первичным документам предприятия должны раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности

Перенос на отдельные счета учета. А вот что касается переноса на отдельные счета в бухучете ОС и ТМЦ, которые находятся в аварийном здании, то бухнормативкой такая процедура не предусмотрена. Хотя и запрета для этого нет. Главное, чтобы бухучет ОС обеспечивал (п. 3 Методрекомендаций № 561):

* Методрекомендации по бухучету ОС, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 № 561.

своевременное отражение на счетах бухучета полной информации об оценке, переоценке и поступлении ОС, их внутреннем перемещении (со склада в цех (отдел, участок), из цеха в цех и т. п.), выбытии (реализации, ликвидации, безвозмездной передаче, недостаче, порче и т. п.);

— отражение данных о начислении амортизации ОС за отчетный период и их износа с начала полезного использования;

— определение расходов, связанных с поддержкой ОС в рабочем состоянии (технические осмотры, текущее обслуживание), их ремонтом и улучшением;

— определение финрезультатов от реализации и другого выбытия ОС;

— информацией для составления отчетности об ОС и капитальных инвестициях.

Порядок аналитического учета запасов определяют распорядительным документом, утвержденным (одобренным) собственником / уполномоченным органом (п. 1.4 Методрекомендаций по бухучету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 № 2).

Попутно напомним, что фискалы признают право на налоговую амортизацию «оккупированных» основных средств (см. БЗ 102.05 и статью «Налоговую амортизацию «оккупированных» основных средств не прекращают» // «Налоги & бухучет», 2023, № 68).

Доступ к имуществу есть

Сроки инвентаризации. Что касается здания, доступ к которому безопасен, то инвентаризацию этого имущества вы должны были провести сразу после прилета. Ожидать 1-го числа месяца, в котором исчезнут препятствия, связанные с угрозой жизни и здоровью уполномоченных лиц, не нужно. Также не было у вас и проблем с доступом к активам. Поэтому

инвентаризацию имущества с беспрепятственным и безопасным доступом следует проводить по состоянию на день установки факта его повреждения/разрушения/уничтожения

То есть сразу, когда к вам прилетело, в определенном руководителем предприятия объеме (п. 7 разд. I Положения № 879).

Фиксация факта прилета. Во время инвентаризации объектов недвижимости целесообразно учесть особенности обследования пострадавших от враждебных обстрелов зданий и сооружений, определенные Методикой проведения обследования и оформления его результатов, утвержденной приказом Минрегиона от 06.08.2022 № 144 (ср. ).

На ОС, которые не пригодны к эксплуатации и не подлежат восстановлению, составляют отдельную инвентаризационную опись с указанием времени введения в эксплуатацию и причин, которые привели к состоянию непригодности эти объекты (п. 1.8 разд. ІІІ Положения № 879).

Для определения непригодности ОС к использованию, возможности их использования другими предприятиями, организациями и учреждениями, неэффективности или нецелесообразности их улучшения (ремонта, модернизации и т. п.) и оформления соответствующих первичных документов руководитель предприятия должен создать комиссию (п. 42 Методрекомендаций № 561). Такая комиссия:

— осуществляет непосредственный осмотр объекта и определяет экономическую (техническую) целесообразность или нецелесообразность восстановления и/или дальнейшего его использования и вносит соответствующие предложения;

— устанавливает конкретные причины несоответствия критериям актива;

— определяет лица, по вине которых состоялось преждевременное выбытие ОС из эксплуатации, вносит предложения об их ответственности;

— определяет возможность продажи (передачи) объекта другим лицам или использования отдельных узлов, деталей, материалов, которые могут быть получены при демонтаже, разборке (ликвидации) ОС, устанавливает их количество и стоимость;

— составляет и подписывает акты на списание ОС.

После окончания инвентаризации инвентаризационная комиссия составляет протокол, к которому прилагает все материалы инвентаризации (описи, сличительные ведомости, акты обследования недвижимого имущества и т. п.). Подтверждающими документами в отношении уничтожения или разрушения ОС вследствие прилета могут быть сертификат Торгово-промышленной палаты Украины, акт о пожаре, извлечение из Единого реестра досудебных расследований, другие документы (см. разъяснение ГУ ГНС в Харьковской области от 02.11.2023).

На основании этих документов руководитель предприятия принимает решение о:

— демонтаже и списании разрушенных объектов, дальнейшее использование которых невозможно;

— проведении восстановления (ремонта) поврежденных зданий и сооружений;

— консервации поврежденных объектов недвижимости, использование которых теперь невозможно или нецелесообразно;

— оценке и оприходовании ТМЦ, полученных в результате восстановительных работ или демонтажа уничтоженных объектов.

Списание ОС оформляют актом. Можно применять форму акта, утвержденного приказом Минфина от 13.09.2016 № 818. Этот акт является основанием для отражения операции и частичной ликвидации ОС в бухучете. Результаты инвентаризации показывают в бухучете соответствующего отчетного периода.

Отражение в бухучете. Учет результатов инвентаризации вследствие прилета ничем не отличается от учета уничтожения активов вследствие других обстоятельств. Поэтому стоимость имущества, которое уничтожено войной и которое после инвентаризации классифицировано как недостача, включают в расходы предприятия в том периоде, в котором инвентаризационная комиссия установила факт их полного или частичного уничтожения/разрушения. Подробно об учете имущества, уничтоженного войной, читайте в статье «Война = разрушение, или Учет уничтоженных активов» // «Налоги & бухучет», 2022, № 90.

Выводы

  • Инвентаризацию аварийного здания и имущества, которое там находится, следует провести тогда, когда появится возможность безопасного и беспрепятственного доступа к ним уполномоченных лиц.
  • Что касается здания, доступ к которому безопасен, то инвентаризацию этого имущества надо было провести сразу после прилета. Ведь доступ к таким активам свободный и не представляет угрозы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше