Вывод документа
Если по договору спонсорства в обмен на получение добровольной финансовой поддержки не предусмотрено оказание спонсору каких-либо услуг, а только указание имени (наименования) спонсора, наименования товара или торговой марки, то операции по получению спонсорской помощи не считаются оплатой услуг (в частности, рекламных) и не являются объектом обложения НДС
НДС. Свежий справедливый вывод налоговиков по спонсорству, безусловно, радует. Спонсорство нельзя отождествлять с рекламными услугами и платой за услуги (п.п. «б» п. 186.3 НКУ). Поэтому денежная спонсорская помощь (финпомощь от спонсора) не повлечет за собой никаких НДС-последствий и не окажется объектом НДС.
Ведь по определению спонсорство — это добровольная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими и юридическими лицами любой деятельности с целью популяризации исключительно (!) собственного имени, наименования, коммерческого (фирменного) наименования, наименования товара, торговой марки, которая находится в собственности таких лиц или правомерно ими используется (ст. 1 Закона Украины «О рекламе» от 03.07.96 № 270/96-ВР, далее — Закон о рекламе). То есть, по сути, — обычная добровольная поддержка (помощь). Только с условием, что будет упомянуто спонсорское имя / продемонстрирован товарный знак. Не более! Так как при спонсорстве есть и свои ограничения. И, в частности, в программах, передачах, средствах массовой информации, зрелищных и других мероприятиях, проводимых при участии спонсоров, запрещено (!) приводить любую информацию рекламного характера о спонсоре и/или его товарах, кроме имени или наименования спонсора, коммерческого (фирменного) наименования, наименования товара и/или торговой марки (ст. 5 Закона о рекламе).
Все это только подтверждает, что по спонсорскому договору никакие рекламные услуги не оказываются. Предметом спонсорского договора является добровольная безвозвратная финансовая помощь (денежные средства), а не заказ (оплата) рекламных услуг. Тем более, что в ч. 5 ст. 13 Закона о рекламе прямо оговорено, что обнародование, произнесение в программе, передаче имени, наименования спонсора, коммерческого (фирменного) наименования, наименования товара, торговых марок, других объектов права интеллектуальной собственности спонсора рекламой не считается.
Поэтому если такие условия спонсорства соблюдаются и договором спонсорства не предусмотрено оказание спонсору каких-либо услуг, то денежная спонсорская помощь не является объектом НДС. Ведь операции по предоставлению безвозвратной финпомощи не являются поставкой. А значит, необходимости начисления НДС не повлекут. В декларации по НДС спонсорская помощь не отражается (письмо ГНСУ от 13.09.2021 № 3402/ІПК/99-00-21-02-02-06).
Иначе, если получатель помощи взамен будет предоставлять спонсору какие-то услуги (к примеру, рекламировать спонсора — оказывать рекламные услуги), то операции по поставке рекламных услуг на общих основаниях окажутся объектом НДС // см., например, письмо ГНСУ от 08.10.2021 № 3798/ІПК/99-00-21-02-02-06, в котором налоговики (в отличие от нового письма) фискально подходили к спонсорству, расценивая его рекламными услугами. А потому советуем быть все же аккуратнее с формулировками в спонсорском договоре — рекламные услуги в нем упоминаться не должны, а положениями обычно предусматривается следующее:
«Спонсор предоставляет Приобретателю добровольную помощь с целью популяризации исключительно своего наименования.
Добровольная помощь предоставляется в виде денежных средств.
Размер спонсорской помощи составляет _____ грн.
Спонсор перечисляет спонсорскую помощь Приобретателю на текущий счет в банке не позднее _______ со дня заключения данного договора.
Спонсорская помощь предоставляется для финансирования (указывают проводимое мероприятие).»
Как видим, ни о каких рекламных услугах тут речи не идет.
Также учтите, что НДС может замаячить и при продвижении торговой марки. Например, если заключен спонсорский договор на популяризацию (демонстрацию) торговой марки/товара в телепрограмме, сериале, кинофильме (так как такие операции подпадают под п.п. «д» п.п. 14.1.185 НКУ и считаются поставкой услуг). Подробнее об этом см. письмо ГНСУ от 22.05.2020 № 2164/6/99-00-07-03-02-06/ІПК и «Популяризация торговой марки: НДС быть!» // «Налоги & бухучет», 2020, № 60. И хотя в комментируемом письме ГНСУ от 19.09.2023 № 3085/ІПК/99-00-21-03-02-06 подобной оговорки нет, с популяризацией (демонстрацией) торговой марки все-таки нужно быть внимательным.
Налог на прибыль. В налоговоприбыльном учете у получателя спонсорской помощи операции учтутся по бухучетным правилам (т. е. через бухдоходы увеличат финрезультат — объект налогообложения).
А вот у спонсора:
— малодоходника — оказанная спонсорская помощь по бухучетным правилам останется в расходах (и через бухрасходы уменьшит бухфинрезультат — объект налогообложения;
— высокодоходника — могут возникать налоговые разницы. И, в частности, при оказании спонсорской помощи:
1) неприбыльным организациям (НПО) — благотворительная разница (по п.п. 140.5.9 НКУ — на сумму сверх 4 % лимита);
2) спортивным НПО — спортивная разница (по п.п. 140.5.14 НКУ — на сумму сверх 8 % лимита);
3) неплательщикам налога на прибыль (в частности, единоналожникам) или плательщикам налога на прибыль — связанным лицам, которые были убыточными в прошлом году, — подарочная разница (по п.п. 140.5.10 НКУ — на всю сумму спонсорской помощи) (письмо ГНСУ от 13.09.2021 № 3402/ІПК/99-00-21-02-02-06).