Темы статей
Выбрать темы

Кредиторская задолженность перед контрагентом из РФ: когда списывать?

Казанова Марина, налоговый эксперт
На балансе ООО есть кредиторская задолженность перед контрагентом из РФ, которая возникла еще до 24.02.2022. Когда можно списать эту задолженность? Налоговики разъясняют, что доход от этой кредиторки мы должны были признать еще 07.03.2022 (на дату вступления в силу Закона № 2116 о принудительном изъятии имущества). На самом ли деле это так?

Действительно, есть несколько консультаций от налоговиков (письма ГНСУ от 24.03.2023 № 673/ІПК/99-00-21-02-02-06; от 18.07.2023 № 1945/ІПК/99-00-21-02-02-06, от 16.10.2023 № 3578/ІПК/99-00-21-02-02-06), в которых они, ссылаясь на Закон № 2116* (о принудительном изъятии имущества РФ), говорят о том, что:

* Закон Украины «Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов» от 03.03.2022 № 2116-IX.

1) не ожидая истечения сроков исковой давности, можно списать кредиторку перед контрагентом из РФ.

Причем, например, в письме от 18.07.2023 № 1945/ІПК/99-00-21-02-02-06 фискалы отметили, что датой признания дохода от списанной кредиторки должна была быть уже дата вступления в силу Закона № 2116 (07.03.2022). Хотя в других письмах речь идет о дате, которая названа в п. 66 подразд. 4 разд. XX НКУ — дате «вступления в силу закона Украины, которым утвержден Указ Президента Украины о введении в действие решения Совета национальной безопасности и обороны Украины о принудительном изъятии соответствующих объектов права собственности российской федерации и ее резидентов»;

2) предприятие может к начисленному в бухучете доходу от списания кредиторки применить уменьшающую налоговую разницу в соответствии с п. 66 подразд. 4 разд. XX НКУ.

Но! Эти разъяснения налоговиков изложены достаточно неоднозначно и могут привести к ошибочным выводам.

Налоговики ссылаются на Закон № 2116 о принудительном изъятии имущества РФ, по сути считая, что кредиторку можно расценивать как изъятое имущество уже по самому факту существования Закона № 2116. Но! Данный Закон предусматривает, что:

во-первых, решение о принудительном изъятии в Украине объектов права собственности РФ и ее резидентов принимается СНБО и вводится в действие указом Президента Украины (ст. 3 Закона № 2116). Проект решения вносится в СНБО Кабмином. Причем проект решение должен содержать:

1) перечень объектов права собственности РФ и ее резидентов, которые подлежат принудительному изъятию;

2) идентификацию (местонахождение, регистрацию и т. п.) объектов права собственности РФ и ее резидентов;

3) наименования лиц, объекты права собственности которых подлежат принудительному изъятию;

4) сроки проведения принудительного изъятия каждого объекта.

А это все значит, что для того, чтобы кредиторка считалась изъятым имуществом,

в отношении имеющейся в вашем учете кредиторки должно быть решение СНБО, что именно эта кредиторская задолженность данного контрагента подлежит изъятию

во-вторых, в соответствии с нормами этого же Закона № 2116 принудительно изъятые объекты права собственности РФ и ее резидентов в виде средств подлежат зачислению в государственный бюджет для направления в фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии. А принудительно изъятое другое имущество передается в управление / хозяйственное ведение госпредприятиям (ст. 4 Закона № 2116). А это значит, что полученные средства / другое имущество не остаются в распоряжении субъекта хозяйствования.

То есть

если это просто кредиторская задолженность перед контрагентом из РФ, которая «висит» на балансе и в отношении которой не было решения СНБО о ее принудительном изъятии в бюджет, то она не считается изъятой

Эта же «идея» подтверждается и корректирующей разницей из п. 66 подразд. 4 разд. XX НКУ. Эта разница позволяет уменьшить финрезультат до налогообложения на сумму признанного в бухучете дохода от принудительно изъятых объектов права собственности РФ и ее резидентов в соответствии с Законом № 2116. Суть в том, что имущество изымается в пользу государства, и поскольку никакого «реального» дохода в таком случае СХ не получает, то и предусмотрели эту уменьшающую разницу.

Если же средства не изымались, а эта кредиторка (предварительная оплата или полученные товары/услуга) осталась (или пока что остается) в распоряжении предприятия, то эта уменьшающая разница (из п. 66 подразд. 4 разд. XX НКУ) не может применяться.

Хотя из писем налоговиков можно сделать ошибочный вывод, что любая кредиторка контрагентов из РФ считается изъятой только по факту того, что есть Закон № 2116, что ее можно списать и можно к ней применять корректирующую разницу в соответствии с п.п. 66 подразд. 4 разд. XX НКУ. Но это не так. В п. 66 подразд. 4 разд. XX НКУ речь идет четко об изъятых в соответствии с Законом № 2116 долгах/имуществе на основании решений КМУ или СНБО об изъятии такого имущества.

А если кредиторка не изымалась в пользу государства (предварительная оплата или товары «остались» у предприятия), когда в этом случае возникнут основания для списания кредиторки?

Специальных норм, которые бы позволяли списать эту кредиторку, нет. Поэтому очевидно здесь будут работать общие нормы в отношении признания задолженности безнадежной (то есть когда по ней пройдут сроки исковой давности).

Расчет срока исковой давности будет зависеть от многих факторов. В частности, от законодательства, которое применяется к соответствующему договору. Например, если это законодательство Украины, то течение сроков исковой давности приостанавливался на время карантина и сейчас приостановлено на время военного положения (п. 19 Заключительных и переходных положений ГКУ).

Выводы

  • Налоговики предоставляют достаточно неоднозначные разъяснения, из которых можно прийти к ошибочным выводам о том, что любая кредиторка, которая возникла перед контрагентами из РФ, считается изъятой, ее можно списать и можно к ней применять уменьшающую корректирующую разницу в соответствии с п. 66 подразд. 4 разд. XX НКУ.
  • В действительности, изъятой кредиторка будет считаться, если будет принято соответствующее решение СНБО о ее изъятии в бюджет.
  • Если это просто кредиторская задолженность перед контрагентом из РФ, которая «висит» на балансе и в отношении которой не было решения СНБО о ее принудительном изъятии в бюджет, то она не считается изъятой. И уменьшающую корректирующую разницу из п. 66 подразд. 4 разд. XX НКУ к ней применять нельзя. Специальных норм, которые бы позволяли списать эту кредиторку, нет. Поэтому очевидно ее можно будет списать, когда пройдут сроки исковой давности.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше