Темы статей
Выбрать темы

Товар уничтожен во время перевозки, но перевозчик компенсировал его стоимость: НДС-вопросы

Казанова Марина, налоговый эксперт
Товар был передан почтовому перевозчику («Новая почта») для доставки покупателю. Но в помещение перевозчика, где находилось отправление, попал враждебный снаряд, вследствие чего товар был уничтожен. Перевозчик возместил стоимость утраченного товара. Нужно ли начислять «компенсирующие» НО по п. 198.5 НКУ по потерянным товарам (товары были приобретены с НДС)? Или можно воспользоваться «военной» нормой, которая позволяет не начислять «компенсирующие» НО, если товары уничтожены вследствие действия непреодолимой силы? Как быть с налоговой накладной «на покупателя», если отгрузка — первое событие?

Отметим, что будем рассматривать ситуацию, когда риски и контроль, связанные с товаром, переходят к покупателю в момент вручения товара покупателю. Итак, поскольку товар был уничтожен на этапе перевозки, следовательно:

— риски по товару так и остались у продавца (не были переданы покупателю);

— именно продавец получает компенсацию за потерянный товар от перевозчика;

— фактически поставка (продажа) товара покупателю не состоялась. Впоследствии будет осуществлена новая поставка товара.

Начислять ли компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ по уничтоженному товару?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться с тем, будет ли облагаться НДС сумма полученной от перевозчика компенсации (от этого напрямую зависит, нужно ли начислять НО по п. 198.5 НКУ).

Налоговики до сих пор не дают однозначного ответа на этот вопрос. Нынешние их разъяснения свидетельствуют о том, что они как будто соглашаются с тем (см., в частности, разъяснение в категории 101.07 БЗ), что

компенсация потерянного имущества является возмещением убытков и такие суммы согласно п. 188.1 НКУ не облагаются НДС

Но одновременно в своих разъяснениях налоговики добавляют фразу, что «с целью избежания неоднозначной трактовки норм действующего законодательства в отношении вопросов начисления НДС при получении плательщиком налогов средств в качестве возмещения убытков за поврежденное, уничтоженное или потерянное имущество, в каждой конкретной ситуации необходимо подробное изучение документов (материалов)». Проблема в том, что

не исключен вариант, что налоговики могут расценивать полученную от перевозчика компенсацию не как возмещение убытков (хозяйственную санкцию), а как компенсацию стоимости товара, которая включается в базу НДС, и требовать начисления из нее НДС на общих основаниях*

* При этом получатель компенсации должен составить на перевозчика налоговую накладную, как на поставку товара. То есть указать в гр. 2 наименование товара, стоимость которого возмещается.

Для обоснования этого они обычно ссылаются на п. 188.1 НКУ, в котором сказано, что в базу НДС включаются любые суммы средств, связанные с компенсацией стоимости товаров. Конечно, с такими аргументами трудно согласиться. Ведь обычно лицо, которое выплачивает компенсацию, не приобретает ТМЦ, а именно компенсирует убытки. Следовательно полученная компенсация не приводит к возникновению НДС-обязательств.

При этом, если:

1) если полученную компенсацию не облагаем НДС (то есть рассматриваем ее именно как хозяйственную санкцию — возмещение убытков), то в таком случае по потерянным товарам возникают основания начислить «компенсирующие» НО по п. 198.5 НКУ, как по не использованным в хозяйственной деятельности (об этом же сказано и в БЗ 101.07). Конечно, «компенсирующие» НО начисляются только в том случае, если по товару возникло право на налоговый кредит (зарегистрирована «входящая» НН поставщика);

2) если полученную компенсацию облагаем НДС (то есть рассматриваем компенсацию перевозчика как компенсацию стоимости товаров), то «компенсирующие» НО по п. 198.5 НКУ по потерянным товарам начислять не нужно. Ведь фактически в этом случае для НДС-учета, раз мы начислили НДС с компенсации, они будут считаться использованными в налогооблагаемых операциях (по сути, будут считаться поставленными перевозчику).

Можно ли воспользоваться военным освобождением от компенсирующих НО?

Дальше исходим из того, что компенсацию перевозчика мы рассматриваем именно как хозяйственную санкцию (возмещение убытков), которая не облагается НДС. В таком случае, как мы отметили выше, потерянные товары придется признать не использованными в хозяйственной деятельности, а следовательно, по ним возникают основания начислить «компенсирующие» НО по п. 198.5 НКУ (ср. ).

У плательщика возник вопрос. Товар потерян перевозчиком из-за того, что товар попал под обстрел (то есть он уничтожен вследствие военной агрессии). Можно ли в таком случае применить «военную норму п. 321 подразд. 2 разд. XX НКУ, в соответствии с которой не считаются использованными в нехозяйственной деятельности товары, приобретенные с НДС, которые были уничтожены (потеряны) вследствие обстоятельств непреодолимой силы в период действия военного чрезвычайного положения?

Отметим, что в письмах, которые клиенты получили от «Новой почты», указано, что груз был уничтожен в связи с форс-мажорными обстоятельствами, а именно попаданием враждебного снаряда в помещение, где находилось отправление.

Формально, это подтверждает то, что товары уничтожены вследствие военной агрессии, а значит, вроде бы есть право применить п. 321 подразд. 2 разд. XX НКУ для неначисления «компенсирующих» НО.

Но! Учитывая, что от перевозчика получена компенсация за товар, можно не сомневаться, что налоговики будут против такого «лояльного» подхода. Ведь логика п. 321 подразд. 2 разд. XX НКУ предусматривает, что речь в нем идет именно о ситуации, когда товары потеряны и плательщик несет убытки, которые никто не компенсирует (хотя о компенсации в этом пункте упоминания нет, но это прослеживается и из самой логики этой нормы).

Более того, вряд ли этого письма от «Новой почты» окажется достаточно для того, чтобы налоговики считали товары потерянными (уничтоженными) вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Ведь обычно в таком случае они требуют акт пожара (или другой документ, который подтверждает факт наступления форс-мажорных обстоятельств), инвентаризационные описи, фото-/видеосъемку поврежденного имущества.

Поэтому, скорее всего, налоговики не согласятся с неначислением «компенсирующих» НО в этом случае.

Что с налоговой накладной на покупателя?

Если первое событие — отгрузка товара, а товар так и «не доехал» до покупателя, то могут возникнуть вопросы: как быть с налоговой накладной (НН) «на покупателя» на такую «нереализованную» поставку?

В НКУ можно найти нормы как в пользу того, что НН в этом случае должна обязательно составляться, так и в пользу того, что она в этом случае не составляется.

Так, с одной стороны, п. 201.1 НКУ говорит, что плательщик обязан составить НН на дату возникновения НО. А в случае, когда первое событие — отгрузка, налоговые обязательства возникают на дату отгрузки товара (п. 187.1 НКУ). А под отгрузкой товара, как в свое время разъясняли налоговики, имеется в виду физическое перемещение товара со склада продавца. В нашем случае факт отгрузки товара (физическое его перемещение со склада продавца) состоялся, что подтверждается и документом перевозчика о приеме товара для перевозки. Следовательно, получается, возникают основания и составить по такой отгрузке НН.

Но, с другой стороны, п. 201.7 НКУ говорит, что НН составляется (1) на каждую полную или частичную поставку товаров/услуг, а также (2) на сумму средств, которые поступили как предварительная оплата (аванс). Аванса в нашем случае не было. И поскольку товар так и не был передан в распоряжение покупателя, то фактически и не состоялась операция поставки. Ведь под поставкой товара по п.п. 14.1.191 НКУ понимается «любая передача права в распоряжении товарами как собственник». А следовательно, можно найти аргументы и в пользу того, чтобы не составлять НН на такую нереализованную (не осуществленную) поставку.

Конечно,

безопаснее уже по самому факту того, что произошла отгрузка товара, составить НН на покупателя

Но потом к такой НН нужно будет составить расчет корректировки (РК). Проблема может быть с определением даты, на которую нужно составить такой РК. Ведь формально ни одного из оснований из ст. 192 НКУ нет (нет ни возврата товара, ни возврата аванса, ни изменения цены).

Получается, что в таком случае целесообразно составить такой РК на дату, когда получим от перевозчика акт о потере товаров. Конечно, покупатель (если покупатель — субъект хозяйствования — плательщик НДС) у себя в учете (1) не показывает эту НН (ведь нет факта приобретения товара, а следовательно, и не выполняются условия из п. 198.2 НКУ для формирования налогового кредита) и (2) не показывает РК.

Пример. Заключен договор с покупателем на поставку товара на сумму 1200 грн (в т. ч. НДС — 200 грн). Себестоимость товара — 600 грн. По договору с покупателем риски и контроль, связанные с товаром, переходят к покупателю в момент получения товара от перевозчика.

20.10.2023 продавец передал товар почтовому перевозчику для доставки покупателю. Но товар во время нахождения у перевозчика попал под обстрел и был уничтожен. 24.10.2023 перевозчик предоставил Акт об уничтожении товара, но одновременно принял на себя обязательство компенсировать его стоимость продавцу.

31.10.2023 была получена от перевозчика компенсация за товар (возмещение ущерба) в сумме 1200 грн (без НДС).

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Первичный документ

Сумма, грн

Корреспонденция счетов

Дт

Кт

1

2

3

4

5

6

1

20.10.2023. Передан товар перевозчику

Накладная, транспортный документ перевозчика

600,00

281/Товары в дороге

281/Товары на складе

2

20.10.2023. Начислены НО по НДС по факту отгрузки товара

Налоговая накладная

200

643

641/НДС

3

24.10.2023. Получен от перевозчика акт о потере товара

4

24.10.2023. Списаны потерянные товары (по себестоимости)

Акт перевозчика

600,00

947

281/Товары в дороге

5

24.10.2023 или 31.10.2023. Начислены «компенсирующие» НО на сумму потерянного товару (база — стоимость приобретения)

Акт перевозчика, «компенсирующая» НН

120,00

947

641/НДС

6

24.10.2023. Сняты НО по поставке методом «красное сторно»

Акт перевозчика, Расчет корректировки

200,00

643

641/2

7

Зарегистрирован «уменьшающий» РК

641/2

641/НДС

8

24.10.2023. Признана перевозчиком претензия

Акт перевозчика

1200,00

374

715

9

31.10.2023. Возмещена сумма убытка перевозчиком

Выписка банка

1200,00

311

374

Выводы

  • Компенсации, полученные от перевозчика за повреждение/потерю товара, по своей сути являются возмещением ущерба (хозяйственной санкцией). А такие суммы не облагаются НДС. Но у налоговиков могут расценить такую компенсацию как возмещение стоимости товара и требовать обложения ее НДС на общих основаниях.
  • Если полученную компенсацию от перевозчика не облагаем НДС (рассматриваем ее как хозяйственную санкцию — возмещение убытков), то в таком случае, по общим правилам, по потерянным товарам (если они были приобретены с НДС) возникает необходимость начислить «компенсирующие» НО по п. 198.5 НКУ.
  • Даже если в документе, полученном от «Новой почты», будет указано, что товар уничтожен вследствие обстрела, учитывая, что получена компенсация за товар, вряд ли налоговики согласятся с правом не начислять «компенсирующие» НО по потерянному товару.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше