Будем говорить о законопроекте от 16.10.2023 № 10016-д (далее — законопроект № 10016-д). На момент написания статьи он готовится ко второму чтению. Планируется, что он вступит в силу с 01.11.2023, хотя, как и все остальное в проекте, эта дата также не окончательная (но говорим пока о 1 ноября).
Для более четкого понимания того, в чем же разница между нынешним мораторием и мораторием версии «01.11.2023», советуем почитать статью «Разрешенные и запрещенные налоговые проверки во время войны: что после 1 августа» // «Налоги & бухучет», 2023, № 63 и в целом этот номер.
С 1 ноября же проверочный мораторий будет иметь следующий вид.
Внеплановые документальные проверки
Кого и на каком основании смогут проверить? Перечень плательщиков, которых могут проверить внепланово по определенным основаниям из ст. 78 НКУ, следующий:
1) плательщики, налоговый адрес которых никоим образом не связан ни со временно оккупированной территорией, ни с территорией активных или возможных боевых действий (по состоянию на начало временной оккупации, начало активных или возможных боевых действий соответственно). Это могут быть все основания из п. 78.1 НКУ;
2) плательщики, налоговый адрес которых находится на временно оккупированной территории, исключительно на основании:
— заявления плательщика;
— п.п. 78.1.5 НКУ (плательщик подал отрицание на акт проверки или налоговое уведомление-решение (далее — НУР));
— п.п. 78.1.7 НКУ (реорганизация (кроме преобразования) /ликвидация юрлица (его структурного подразделения) или ФЛП);
— п.п. 78.1.8 НКУ (плательщиком заявлено бюджетное возмещение НДС или отрицательное значение по этому налогу больше 100 тыс. грн);
— п.п. 78.1.12 НКУ (вышестоящие налоговики проверили коллег из более низкого по уровню органа и выявили нарушения при проведении проверок плательщиков);
— п.п. 78.1.21 НКУ (налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия/отсутствия которых плательщика уже проверяли);
— того, что налоговики получили информацию о нарушении плательщиком валютного законодательства в части предельных сроков поступления товаров по импортным операциям / расчетам по экспортным операциям. Формально возможен любой подпункт из п. 78.1 НКУ, но наиболее соответствующий — п.п. 78.1.1 НКУ;
3) плательщики, налоговый адрес которых находится на территории активных боевых действий, исключительно на тех же основаниях, что и для тех, кто зарегистрирован на временно оккупированной территории (см. п. 2 нашего списка);
4) плательщики, налоговый адрес которых находится на территории возможных боевых действий, исключительно на основании:
— заявления плательщика;
— п.п. 78.1.5 НКУ (плательщик подал отрицание на акт проверки или НУР);
— п.п. 78.1.7 НКУ (реорганизация (кроме преобразования) / ликвидация юрлица (его структурного подразделения) или ФЛП любой системы налогообложения);
— п.п. 78.1.8 НКУ (плательщиком заявлено бюджетное возмещение НДС или отрицательное значение по этому налогу больше 100 тыс. грн);
— п.п. 78.1.12 НКУ (вышестоящие налоговики проверили коллег из более низкого по уровню органа и выявили нарушения при проведении проверок плательщиков);
— п.п. 78.1.21 НКУ (налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия / отсутствия которых плательщика уже проверяли);
— того, что налоговики получили информацию о нарушении плательщиком валютного законодательства в части предельных сроков поступления товаров по импортным операциям / расчетов по экспортным операциям. Формально возможен любой подпункт из п. 78.1 НКУ, но наиболее соответствующий — п.п. 78.1.1 НКУ.
— п.п. 78.1.1 НКУ (если налоговики получили информацию о нарушении, послали запрос плательщику, а плательщик на него не ответил в установленный в НКУ срок), но исключительно в отношении:
а) полученной налоговиками информации, которая свидетельствует о нарушении законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами из Украины; по вопросам налогообложения доходов нерезидентов, которые осуществляют/осуществляли свою деятельность через обособленные подразделения (например, постоянные представительства);
б) плательщиков, которые осуществляли/осуществляют деятельность в сфере производства/реализации подакцизки;
в) плательщиков, которые осуществляли/осуществляют деятельность в игорном бизнесе в Украине;
г) налогоплательщиков, которые предоставляют/предоставляли финансовые, платежные услуги;
— п.п. 78.1.2 НКУ (исключительно в части трансфертного ценообразования);
— того, что плательщик подал уточненку за уже проверенный период (п.п. 78.1.3 НКУ);
— того, что на плательщика покупателем подана жалоба о непредоставлении/ошибке в налоговых или акцизных накладных (п.п. 78.1.9 НКУ);
— в отношении трансфертного ценообразования (п.п. 78.1.14 — 78.1.16 НКУ);
— того, что плательщик не предоставил информацию для встречной сверки в установленные НКУ сроки (п.п. 78.1.19 НКУ).
Кого НЕ смогут проверить? Это следующие категории плательщиков:
1) ФЛП-единоналожники групп 1 и 2 (с 01.11.2023 до 01.08.2024). Кроме исключения, о котором мы сказали выше (проверки из-за прекращения ФЛП);
2) плательщики, которых не затрагивают исключения, о которых мы указали выше и одновременно у которых налоговый адрес находится на:
— временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации). Запрет будет действовать до последнего календарного дня месяца, в котором завершилась оккупация (например, если оккупация завершилась 18.10.2023, то действие запрета должно завершиться 31.10.2023). Если плательщик изменил свой налоговый адрес — запрет будет действовать до даты госрегистрации изменения своего налогового адреса;
— территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены активные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса;
— территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены возможные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса.
Здесь также не забываем о требованиях в отношении безопасных условий для проведения проверки. Они остаются, хотя и с нюансами. О них в последнем разделе статьи.
Плановые документальные проверки
Кого смогут проверить? На сегодня в план-график могут включать только плательщиков, которые занимаются производством/реализацией подакцизки, плательщиков из сферы игорного бизнеса в Украине и тех, кто предоставляет финансовые и платежные услуги (п.п. 69.35 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
С 1 ноября планируется расширить этот перечень. Ситуация будет следующей.
С 01.11.2023 по 31.12.2024 в план также будут включатся:
1) те, кто раньше занимался производством/реализацией подакцизки, игорным бизнесом в Украине или финансовыми/платежными услугами. Сроки для того, как давно это было, не установлены;
2) нерезиденты, которые осуществляют/осуществляли в Украине деятельность через обособленные подразделения (постоянные представительства, обособленные подразделения и др.);
3) плательщики, которые по итогам 2021 года отвечают хотя бы одному из следующих критериев:
— уровень уплаты налога на прибыль на 50 и больше процентов < уровня уплаты налога в соответствующей отрасли;
— уровень уплаты НДС на прибыль на 50 и больше процентов < уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. Этот критерий не будет работать, если у плательщика операции по вывозу товаров за пределы Украины составляют 25 % и больше общих объемов поставки + уровень уплаты налога на прибыль не меньше 50 % уровня уплаты налога в соответствующей отрасли;
— дебиторская задолженность превышает кредиторскую больше чем в 2 раза;
— общая сумма расходов, отраженных в декларации об имущественном состоянии и доходах, составляет 75 % или больше суммы общего годового дохода, задекларированного в такой декларации. Будет работать этот критерий, если сумма общего годового дохода, полученного от предпринимательской деятельности, составляет 10 млн грн и более;
— налоговый агент — юрлицо начислял и/или выплачивал зарплату в размере меньше средней зарплаты в соответствующей отрасли в соответствующем регионе.
Информацию об уровнях уплаты НДС, налога на прибыль по отраслям и показатели средней зарплаты по предприятиям в соответствующей отрасли в соответствующем регионе за 2021 год можно будет узнать на официальном сайте ГНСУ. Эти данные налоговики должны опубликовать в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу законопроекта № 10016-д.
Кого НЕ смогут проверить? Это следующие группы плательщиков:
1) те, кто не попал в перечень плательщиков-«счастливчиков» (см. выше);
2) ФЛП-единоналожников групп 1 и 2 (с 01.11.2023 до 01.08.2024);
3) плательщиков, чей налоговый адрес находится на:
— временно оккупированной территории (на дату начала оккупации). Защита действует до последнего дня месяца, в котором состоялась деоккупация. Если плательщик изменил свой налоговый адрес — до даты госрегистрации изменения своего налогового адреса;
— территории активных боевых действий (по состоянию на дату начала таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены активные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса;
— территории возможных боевых действий (по состоянию на дату начала таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены возможны боевые действия, или до даты госрегистрации изменения налогового адреса.
Обновление плана и как быстро придут на проверку? Как и сейчас, за налоговиками останется право вносить изменения в план ежемесячно. Но есть нюанс в отношении начала плановой проверки по категориям плательщиков, о которых мы упомянули выше.
Если плательщик из категорий под пунктами 2 и 3, о которых мы указали выше (по факту, новички для включения в план-график проверок), то прийти на плановую проверку фискалы смогут не раньше чем через 2 месяца со дня обнародования обновленного плана-графика.
А вот «подакцизников», игорный бизнес и предоставителей финуслуг смогут проверить не раньше чем через 30 календарных дней, следующих за датой обнародования обновленного плана-графика. Как, кстати, и сейчас.
Но здесь не забываем о требованиях в отношении безопасных условий для проведения проверки. Они остаются, хотя и с нюансами. Об этом в последнем разделе статьи.
Фактические проверки
Запрещаются фактические проверки в отношении плательщиков, у которых объекты налогообложения / объекты, связанные с налогообложением, где должна произойти проверка, находятся на:
— временно оккупированной территории (по состоянию на дату начала таких действий). Запрет действует до даты завершения временной оккупации соответствующих территорий;
— активных боевых действий (по состоянию на дату начала таких действий). Запрет действует до даты завершения активных боевых действий на соответствующих территориях;
— возможных боевых действий (по состоянию на дату начала таких действий). Запрет действует до даты завершения возможных боевых действий на соответствующих территориях. Но фактические проверки в таких условиях могут все равно проводиться, если речь идет о проверках плательщиков, которые осуществляют деятельность:
а) в сфере производства/реализации подакцизки;
б) в сфере игорного бизнеса в Украине;
в) в сфере покупки/продажи инвалюты;
г) без госрегистрации как субъекта хозяйствования.
Но здесь так же не забываем о требованиях в отношении безопасных условий для проведения проверки. Они остаются, хотя и с нюансами. О них дальше.
Безопасные условия для проверок & приостановка
Расширится перечень проверок, которые не будут приостанавливаться из-за наличия опасных условий.
Напомним: проверки могут проводиться при наличии безопасного доступа/допуска к помещениям плательщика, его документам и возможности безопасного проведения инвентаризации. Если есть опасность — проверка должна приостанавливаться (п. 69.21 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Так вот, это правило не будет распространяться не только на внеплановые документальные проверки в отношении бюджетного возмещения НДС (п.п. 78.1.8 НКУ), а еще и на проверки:
— плательщиков, о которых получена информация о нарушении в отношении налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины (п.п. 78.1.1 НКУ);
— из-за того, что налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия/отсутствия которых плательщика уже проверяли (п.п. 78.1.21 НКУ).
Выводы
- Мораторий на налоговые проверки все еще остается, но исключений стало намного больше.
- ФЛП-единоналожников групп 1 и 2 проверять в рамках плановых и внеплановых документальных проверок не будут. Кроме случаев, если такой ФЛП закрывается.
- В целом, плательщиков, у которых налоговый адрес или объекты налогообложения / объекты, связанные с налогообложением, находятся на временно оккупированной территории, территории возможных или активных боевых действий, трогать не будут. Но исключения все-таки и здесь есть.