Темы статей
Выбрать темы

Подготовка автомобиля к зиме

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Не за горами зима. А потому субъекты хозяйствования уже сейчас начинают подготовку своего автопарка к зимнему периоду. Во время этой подготовки происходит замена смазки, масла, фильтров, а также шин (с летних на зимние). О том, как отразить в учете осуществление таких операций во время подготовки автомобиля к зимнему периоду, поговорим дальше.

Обязательность подготовки

Все операции, которые осуществляет субъект хозяйствования для подготовки автомобиля к зиме, являются сезонным техническим обслуживанием (ТО). Ведь под сезонным ТО понимают техническое обслуживание, которое выполняется для подготовки изделия к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях (п. 1.3 Положения № 102*). Проводиться сезонное ТО владельцами и пользователями (арендаторами) ТС должно дважды в году: весной и осенью).

* Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 № 102.

Проведение сезонного ТО, как и других видов ТО, является обязанностью владельца транспортного средства (ТС), а не его прихотью

На это указывает ст. 36 Закона о дорожном движении*. В ней прямо говорится, что владельцы ТС или лица, которые их эксплуатируют, обязаны обеспечивать своевременное и в полном объеме проведение работ по их техническому обслуживанию и ремонту согласно нормативам, установленным производителям соответствующих ТС.

* Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 № 3353-XII.

А если заглянуть в Правила № 550*, а именно в п. 5 приложения 7 к этим Правилам, то там можно отыскать и приблизительное время начала проведения сезонного ТО. В нем, например, говорится, что зимнее сезонное ТО следует проводить в случае достижения природных условий, при которых в течение семи суток удерживается температура окружающей природной среды ниже чем плюс 5 градусов по Цельсию, но не позже 31 ноября.

* Правила эксплуатации колесных транспортных средств, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.2013 № 550.

Необходимость проведения сезонного ТО касается как владельцев ТС, так и их арендаторов.

Кроме того, арендатору не нужно даже получать разрешения у владельцев ТС, чтобы сделать такое обслуживание. Ведь именно арендаторы в соответствии с п. 1 ст. 801 ГКУ обязаны поддерживать ТС в надлежащем техническом состоянии, а следовательно, и проводить подготовку его к зиме.

Что включает в себя сезонное ТО

Перечень работ. Перечень операций, которые проводятся во время сезонного ТО, приведен в приложении В к Положению № 102 (п. 3.11 Положения № 102). При этом сезонное ТО осуществляется совместно с очередным вторым техобслуживанием (ТО-2), перечень работ при осуществлении которого приведен в приложении Б к Положению № 102. В свою очередь, очередное ТО-2 стоит осуществлять вместе с очередным первым техобслуживанием (ТО-1), перечень работ при проведении которого приведен в приложении А к Положению № 102. Учитывая все это, при проведении сезонного ТО можно выполнять не только специальные работы, которые проводятся при сезонном ТО, но и все работы, которые проводятся как при ТО-1, так и при ТО-2 (пп. 3.10 и 3.11 Положения № 102).

Приводить здесь все виды работ, которые можно осуществить при проведении сезонного ТО, не будем. Скажем только о том, что приведенный в приложениях А, Б и В к Положению № 102 перечень работ, которые можно проводить при ТО, — это лишь примерный перечень, а потому при необходимости его можно дополнять.

Приведем ниже самые распространенные работы, которые можно вписать в сезонное ТО.

Антифриз. Антифриз — это водный раствор определенных веществ (этиленгликоля, глицерина, неорганических солей и т. п.), который не замерзает и используется в системах охлаждения. Его заливают в систему охлаждения на зимний период, чтобы двигатель не вышел из строя (не «разморозился»).

Заливание в охладительную систему антифриза подпадает под такой вид работ сезонного ТО, как промывание системы охлаждения. Следовательно, замена антифриза является сезонным ТО.

Масла и смазки. При проведении сезонного ТО субъект хозяйствования обычно проводит замену смазки и масла. Такие работы можно отнести к сезонному ТО, ведь среди сезонных работ есть осуществление сезонной замены масла. Кроме того, отдельно выделена замена масла в спидометровом оборудовании.

Замена фильтров. При проведении сезонного ТО достаточно часто происходит замена воздушного, топливного и масляного фильтров. В то же время в Положении № 102 среди работ, которые проводятся во время сезонного ТО, таких операций, как замена фильтров, нет.

Но, на наш взгляд, это не говорит, что такие операции не вписываются в сезонное ТО, ведь, как было сказано выше:

1) перечень работ, который приведен в Положении № 102, не является исчерпывающим, а поэтому

замену фильтров можно связать с ТО, как другие работы, прямо не упомянутые в Положении № 102, которые следует проводить для поддержания автомобиля в рабочем состоянии

2) осуществляя сезонное ТО, предприятие имеет право при необходимости сделать замену соответствующей детали и узла. Такой деталью может быть фильтр, ведь такая замена осуществляется для поддержания работоспособности или исправности ТС;

3) сезонная замена масла (а такая операция прямо упомянута в приложении В к Положению № 102 как операция, которая проводится во время сезонного ТО) практически всегда сопровождается заменой топливного и масляного фильтров. А поскольку замена масла относится к сезонному ТО, то и замену фильтров, которая происходит при замене такой жидкости, можно считать одной операцией.

Замена шин. Что касается сезонной замены шин, то она, как и замена фильтров, прямо не упомянута в приложении В к Положению № 102 среди работ, которые следует осуществить при сезонном техосмотре. Но это вовсе не значит, что такой замены не происходит во время сезонного ТО. Напротив, ее следует осуществлять именно во время проведения таких работ.

На это прямо указывает п. 17 разд. ХІ Правил № 549*, где говорится, что во время проведения сезонного ТО выполняются такие работы с установкой в случае необходимости пневматических колес или шин в соответствии с сезоном, балансировкой пневматических колес, на ТС с шинами регулируемого давления продуваются все трубопроводы и шланги системы централизованной подачи воздуха в колеса и т. п.

* Правила технической эксплуатации колес и пневматических шин колесных транспортных средств категорий L, M, N, O и специальных машин, выполненных на их шасси, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.2013 № 549.

Следовательно, сезонная замена шин и колес происходит в рамках проведения сезонного ТО.

Бухгалтерский учет

Общие правила. В бухгалтерском учете расходы на все операции, которые осуществляются во время сезонного ТО, предприятие имеет право включить в расходы периода (п. 14 НП(С)БУ 16 «Расходы»). На то, что работы по сезонному ТО не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения ТС, прямо указывает и п. 3.8 Положения № 102 (ср. ).

Направление учета расходов будет зависеть от того, где используется ТС. Если ТС используется:

1) при производстве продукции, то расходы на сезонное ТО должны попасть в себестоимость определенного вида продукции. Причем если осуществляется сезонное ТО автомобиля, который используются при производстве:

одного отдельного вида продукции (товаров, работ, услуг), то расходы на осуществление такого ТО попадут сразу в себестоимость производства как прочие прямые расходы (Дт 23 — Кт 63, 685, 66, 65, 20, 22, 207, 203 и т. п.);

нескольких видов продукции (работ, услуг), то они сначала попадут в состав общепроизводственных расходов (Дт 91 — Кт 63, 685, 66, 65, 20, 22, 207, 203 и т. п.) и только после распределения окажутся в себестоимости производства определенного вида продукции (Дт 23 — Кт 91);

2) в общехозяйственных целях (например, проведение ТО легкового автомобиля, которым пользуется админперсонал предприятия, а именно директор, менеджеры, бухгалтеры, и т. п.), то расходы на сезонное ТО попадут в админрасходы (Дт 92);

3) при сбыте товаров (например, расходы на сезонное ТО грузовых автомобилей, на которых развозится товар в точки реализации или которые используются для погрузки и выгрузки товаров на складе и т. п.), то такие расходы включаются в расходы на сбыт (Дт 93);

4) при приобретении или изготовлении ОС или ТМЦ (доставка на предприятие приобретенного ОС или ТМЦ), то такие расходы попадут в первоначальную стоимость приобретенного ОС (Дт 15) или первоначальную стоимость ТМЦ (Дт 20);

5) в деятельности, не связанной с хозяйственной деятельностью юрлица, то расходы на сезонное ТО таких автомобилей будут признаны прочими операционными расходами (Дт 949).

Учет шин. Несколько слов скажем о сезонной замене шин. Нюанс здесь заключается в том, когда именно относить в расходы стоимость установленных шин на ТС при сезонной замене.

На сегодня существует два варианта.

1. Безопасный, по которому шины, устанавливаемые на автомобиль при сезонной замене, и шины, которые снимаются с авто, учитывают на отдельном субсчете, открытом на субсчете 207, и в расходы при установке на ТС не попадают.

Так, например, шины, которые сняты с автомобиля и переданы на склад при замене, зачисляют на субсчет — 207/1 «Шины на складе», а шины, которые установлены, перебрасываются на субсчет 207/2 «Шины в эксплуатации». Соответственно при возврате летних шин на склад из-за сезонной замены делаем проводку: Дт 207/1 — Кт 207/2, а при установке зимних Дт 207/2 — Кт 207/1.

А вот в состав расходов автомобильные шины попадут только в момент их выбытия из эксплуатации из-за истощения своего ресурса или из-за непригодности.

2. Выгодный. В этом случае в расходы относим стоимость шин сразу при установке на автомобиль. Но после этого о них не забываем и продолжаем их учитывать в аналитическом количественном учете по местам хранения и материально ответственным лицам. Соответственно при замене летних шин на зимние летние шины не оприходуют и доход не отражают, а просто показывают в количестве, что определенные шины переместились на склад. В этот же момент зимние шины со склада в количественном виде перемещаем на автомобиль.

Конечно, налоговикам по нраву первый вариант учета шин (ведь во времени расходы в этом случае у предприятия будут возникать позже, чем во втором варианте). Налогоплательщику же более выгоден второй вариант. Какой вариант выбрать, решает каждый плательщик самостоятельно.

Тому, кто выбирает второй вариант, возможно, придется идти в суд и доказывать право на расходы в периоде установки шин на автомобиль. Радует то, что суды в этом вопросе сейчас на стороне плательщиков (детали в «Меняем шины на машине» // «Налоги & бухучет», 2021, № 87).

Налоговый учет

Налог на прибыль. Как у малодоходников, так и у высокодоходников в налоговоприбыльном учете все будет по правилам бухучета. Ведь для операций по сезонному ТО налоговых разниц НКУ не содержит.

НДС. Если при приобретении товаров для проведения сезонного техосмотра или услуг по проведению такого техосмотра на предприятие — плательщика НДС должным образом составят налоговую накладную и зарегистрируют в ЕРНН, то такое предприятие будет иметь право на налоговый кредит по НДС.

А дальше все зависит от того, сезонный техосмотр какого ТС был проведен. Если ТС используется в нехозяйственной деятельности или в льготной, то налоговый кредит, связанный с товарами, использованными на проведение ТО, а также услугами, использованными во время осуществления такого ТО, нужно будет компенсировать путем начисления компенсирующих налоговых обязательств по НДС согласно п. 198.5 НКУ.

Пример. Предприятие при подготовке автомобиля директора к зимнему сезону заменило в нем масло, топливный фильтр, антифриз и летние шины на прошлогодние зимние. Стоимость масла составила 2400 грн (в т. ч. НДС — 400 грн), воздушного фильтра — 1200 грн (в т. ч. НДС — 200 грн), антифриза 360 грн (в т. ч. НДС — 60 грн). Сезонное обслуживание на СТО обошлось в 1800 грн. СТО не является плательщиком НДС.

Учет сезонного ТО

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

грн

Дт

Кт

1

Перечислена предоплата за поставку масла, воздушного фильтра и антифриза

371

311

3960,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС

644/1

644/НДС

660,00

641/НДС

644/1

660,00

3

Получено от продавца запчасти:

— масло

203

631

2000,00

— воздушный фильтр

207

631

1000,00

— антифриз

203

631

300,00

4

Списан ранее отраженный налоговый кредит

644/НДС

631

660,00

5

Проведен взаимозачет задолженностей

631

371

3960,00

6

Проведено сезонное ТО на СТО

92

685

1800,00

7

Использованы при проведении сезонного ТО:

— масло

92

203

2000,00

— воздушный фильтр

92

207

1000,00

— антифриз

92

203

300,00

8

Проведена сезонная замена шин

207/1

207/2

6000,00

Выводы

  • Проведения сезонного ТО — это не право, а обязанность владельца автомобиля или его арендатора.
  • Под операции, которые проводятся во время сезонного ТО, попадает не только замена антифриза, смазки, масла, но и много других работ, в том числе сезонная замена шин или замена фильтров.
  • Расходы при проведении сезонного ТО в бухучете следует признавать расходами периода.
  • В налоговоприбыльном учете даже высокодоходные плательщики должны отражать такие операции по правилам бухучета.
  • Если при осуществлении сезонного ТО на плательщика НДС зарегистрируют в ЕРНН правильно составленную налоговую накладную, то он будет иметь право отнести суммы НДС из нее в своей налоговый кредит.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше