Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Меняем шины на машине

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Ноябрь, 2021/№ 87
Печать
Как быстро пролетели теплые деньки ☺. Холодает — пора кутаться в теплые вещи, а наши автомобили переобувать в зимнюю резину. И так каждый год. Ну, со своим гардеробом мы как-нибудь разберемся, а здесь вспомним важные моменты учета сезонной замены шин на автомобиле. И начнем с общей информации о шинах.

Общее

Основную информацию, которая нам нужна для классификации и характеристики автомобильных шин, можно почерпнуть в Правилах № 549*, а нормы эксплуатационного пробега шин — в Нормах № 488**.

* Утверждены приказом Мининфраструктуры от 26.07.2013 № 549.

** Утверждены приказом Минтранса от 20.05.2006 № 488.

На каждую шину заводим карточку учета пробега пневматической шины (далее — просто карточка)***. Если приобрели машину вместе с шинами, то шины отдельно в учете не выделяются, но вот карточки на них все равно завести нужно. То же касается и «запаски». Ведется карточка до списания шины и хранится не менее 3-х лет после такого списания.

*** Форма такой Карточки приведена в приложении 5 к Нормам № 488.

В конце каждого месяца в карточку на основании, в частности, путевых листов записывают фактический пробег (наработку) шины — объем работы шины, измеряемый чаще всего в километрах пробега автомобиля (п. 5 разд. I Правил № 549). Решающими величинами,

при достижении которых эксплуатировать автомобильные шины больше нельзя, являются показатели назначенного ресурса и остаточная высота рисунка протектора****

**** Минимальная высота рисунка протектора установлена п.п. «а» п. 31.4.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ от 10.10.2001 № 1306, а для заграничных поездок показатели приведены в приложении 6 к Нормам № 488.

(абзац двадцать третий п. 5 разд. І Правил № 549). Такие шины должны быть выведены из эксплуатации и списаны в учете. Естественно, можно списать шину, не дожидаясь истечения назначенного ресурса, но только если шина фатально повреждена и не подлежит восстановлению (п. 3.2 разд. 3, п. 7.5 разд. 7 Норм № 488).

Признаем в бухучете

Автомобильные шины могут поступить на предприятие: (1) как в составе автомобиля (учтены в его первоначальной стоимости (ПС)), так и (2) отдельно (самостоятельный актив).

Шина в составе авто. Автошины, которые находятся на самом автомобиле при его приобретении, учитываются вместе с ним в составе объекта основного средства (ОС) на субсчете 105 «Транспортные средства» (пп. 7 и 8 П(С)БУ 7 «Основные средства»). Такие шины амортизируют в общем порядке в процессе эксплуатации автомобиля.

Шина как запас. Сама по себе шина согласно п. 1 подразд. 1 разд. ІІ Правил № 549 считается составной частью транспортного средства и относится к его быстроизнашивающимся составляющим. Кроме того, Инструкция № 291 относит к запасам автомобильные шины в запасе и/или обороте и требует их учитывать (поштучно) на субсчете 207 «Запасные части». Поэтому, когда шины приобретаются отдельно от автомобиля, их признают запасами. Причем не имеет значения тот факт, что порой срок полезной эксплуатации автошин превышает год, а стоимость может «зашкалить» за предельный барьер признания МНМА. Такой порядок учета шин задает Инструкция № 291, и, как правило, многие привычно ему следуют. В то же время нацстандарты содержат аргументы в пользу учета автомобильных шин как объекта основных средств, ведь их срок службы более года. Именно такой подход чаще всего применяют МСФОшники, об этом скажем немного ниже.

При этом учтите: в бухучете есть два варианта учета «отдельных» шин в качестве запасов.

Шина как запас — есть варианты

Варианты учета шины зависят от момента признания ее стоимости в состав расходов.

Безопасный вариант. Порядок действий будет следующим. Для шин, которые находятся в запасе, открываем субсчет 207/1 «Шины на складе». При передаче шин в эксплуатацию перебрасываем их на субсчет 207/2 «Шины в эксплуатации». Соответственно, при возврате их на склад из-за сезонной замены делаем проводку: Дт 207/1 — Кт 207/2.

А вот в состав расходов автомобильные шины попадут только в момент их выбытия из эксплуатации ввиду своей непригодности

Очевидно, что такая оттяжка во времени с отражением расходов является более безопасным вариантом, а значит, как правило, это самый популярный вариант среди осторожных бухгалтеров.

Выгодный вариант. В этом случае используем один субсчет 207 «Запасные части». По дебету этого субсчета отражаем оприходование шин, а по кредиту — списание их стоимости на расходы периода (на Дт 23, 91 — 94 в соответствии с направлением использования автомобиля, на котором шина будет «ходить»). Причем списание происходит уже в момент передачи шин со склада в эксплуатацию (т. е. установки на автомобиль). Но в дальнейшем продолжаем вести оперативный количественный учет автомобильных шин по местам хранения и материально ответственным лицам. Соответственно, при возврате еще не отработанных шин на склад из-за сезонной замены их не приходуем и доход не отражаем — учитываем только количественно.

Аргументируем такой подход тем, что замена шин относится к расходам на техническое обслуживание автомобиля (п. 3.19 Положения № 102*), а значит, нацелена на поддержание автомобиля в рабочем состоянии. А таким расходам прямая дорога в состав расходов периода (п. 15 НП(С)БУ 7). Безусловно, этот подход для прибыльщика наиболее выгодный, ведь стоимость автошины сразу — в момент передачи ее в эксплуатацию — сыграет в уменьшение финрезультата (а значит, и в уменьшение объекта обложения налогом на прибыль). На практике традиционно этот вариант налоговики не приветствуют. А вот Верховный Суд поддерживает плательщика в этом вопросе (постановление ВС от 25.04.2019 по делу № 816/548/17**).

* Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 № 102.

** reyestr.court.gov.ua/Review/81479378

Порядок замены шин. Как правило, замена шин на автомобиле происходит по двум причинам:

— это сезонная необходимость (при переходе с летних шин на зимние и наоборот);

— в случае полного ее износа (выработана норма пробега) или повреждения, не подлежащего ремонту (до достижения нормативного пробега).

Как мы уже сказали, отражение в бухучете списания автомобильных шин зависит от принятого варианта их учета на предприятии (см. табл. 1).

Таблица 1. Бухучет сезонной замены шин и их списания в связи с изношенностью

Действия

Безопасный вариант

Выгодный вариант

Сезонная замена шин

Устанавливаем зимнюю шину

Дт 207/2 — Кт 207/1

Дт 23, 91 — 94* — Кт 207

Возвращаем на склад летнюю шину

Дт 207/1 — Кт 207/2**

Отражаем только в оперативном учете

* Cписываем на расходы периода в соответствии с направлением использования автомобиля, на котором шины «ходили».

** Если стоимость летней шины входила в стоимость авто, отражаем ее поступление на склад только в оперативном учете.

Вывод шин из эксплуатации в связи с изношенностью

Планируем шины продать:

Списываем шины в учете

Дт 23, 91 — 94* — Кт 207/2

Отражаем только в оперативном учете

Приходуем актив

Дт 209** — Кт 719

Продаем шины

Дт 943 — Кт 209

Дт 361 — Кт 712

Планируем утилизировать***:

Передача на утилизацию

Дт 23, 91 — 94 — Кт 207/2

Отражаем только в оперативном учете****

* Списываем на расходы по направлению использования автомобиля.

** Резину приходуем по чистой стоимости реализации (п. 2.12 Методрекомендаций № 2).

*** Услуги по утилизации включаем в прочие операционные расходы периода согласно абзацу третьему п. 2.13 Методрекомендаций № 2.

**** Отходы, реализация и/или использование которых в производственном процессе не предполагаются, активом в бухучете не признают (п. 2.13 Методрекомендаций № 2).

Шины в МСФО

Как правило, запчасти и оборудование для обслуживания относят к запасам и списывают на расходы по мере их использования. В то же время объекты учета, такие, как крупные запчасти, признают в финотчетности, если предприятие ожидает, что будет использовать их более одного периода, т. е. они соответствуют определению ОС из § 6 МСБУ 16. В противном случае их классифицируют как запасы (§ 8 МСБУ 16).

То есть стандарт допускает учет запасных частей как отдельных объектов ОС. Шины — это крупные запчасти, которые явно соответствуют определению и признакам ОС (§ 7 МСБУ 16). Следовательно, они могут быть оприходованы на баланс как ОС.

При этом в отношении запчастей, которые требуют регулярной замены, § 13 МСБУ 16 приводит такой порядок действий. В балансовой стоимости объекта ОС признают затраты по его частичной замене в момент возникновения, а в расходы списывают заменяемую его часть. Такой подход и применяется к учету автомобильных шин, ведь их периодическая замена предусмотрена техническими условиями эксплуатации автомобиля.

Налоговый учет

Налог на прибыль. Малодоходники, которые налоговые разницы из разд. III НКУ не применяют, ориентируются полностью на данные бухучета.

Высокодоходник, если стоимость шин входит в первоначальную стоимость приобретенного автомобиля, в общем порядке применяет «амортизационные» разницы исходя из первоначальной стоимости такого ОС (пп. 138.1 и 138.2 НКУ). При этом не подлежит амортизации стоимость шин в составе стоимости автомобиля нехозяйственного назначения (п.п. 138.3.2 НКУ).

А вот в отношении операций с «отдельными» шинами НКУ никаких специальных корректировок не предусматривает. Причем даже если заменяем шины на непроизводственном автомобиле. Ведь замена шин не является ремонтом, а следовательно, не попадает под запрет из п.п. 138.3.2 НКУ (ср. 025069200).

И не забывайте об общих правилах корректировки финрезультата в случае приобретения у неприбыльщиков или «особых» нерезидентов (п.п. 140.5.4 НКУ) и в отношении контролируемых операций (п.п. 140.5.2 НКУ).

НДС. При покупке шин отражаем НК (при наличии зарегистрированной НН). Если в дальнейшем автошины будут установлены на автомобиль, который используется в нехозяйственной (необъектной, льготной) деятельности, то начисляем компенсирующие НО по НДС (п. 198.5 НКУ).

Если автошины по причине их фатального повреждения, исключающего ремонт (восстановление), подлежат списанию раньше срока, установленного Нормами № 488, считаем, никаких оснований для начисления компенсирующих НО быть не должно. Правда, налоговики могут с этим не соглашаться.

При продаже изношенных шин (которые нельзя использовать по их первоначальному назначению) базой начисления НДС является стоимость их реализации, но не ниже минбазы (п. 188.1 НКУ). Для запасов минбаза — это покупная цена. Поскольку образовавшееся вторсырье мы не покупали, другой цены, кроме балансовой, у нас нет, значит, признаем эту цену покупной. Кстати, налоговики соглашаются в качестве покупной цены рассматривать в таком случае балансовую стоимость вторсырья (письмо ГФСУ от 15.11.2018 № 4838/6/99-99-15-03-02-15/ІПК // «Налоги & бухучет», 2019, № 4, с. 3).

Пример. Предприятие приобрело комплект новых зимних шин на автомобиль стоимостью 8400 грн (в том числе НДС — 1400 грн). Сезонная замена шин проведена станцией техобслуживания, стоимость услуг — 200 грн (без НДС). Автомобиль использует администрация предприятия. Демонтированные шины ранее предприятие приобрело отдельно от автомобиля. Их балансовая стоимость — 3400 грн.

Таблица 2. Бухучет автошин

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

дебет

кредит

Приобретены зимние шины

1

Оприходованы зимние шины

207/1

631

7000

2

Отражен входной НДС (до регистрации НН в ЕРНН)

644/1

644

1400

3

Включен в НК входной НДС (зарегистрирована НН)

641/НДС

644/1

1400

4

Перечислена оплата за зимние шины

631

311

8400

Сезонная замена летней резины

Безопасный вариант

1

Отражена передача зимних шин со склада в эксплуатацию

207/2

207/1

7000

2

Начислены и оплачены услуги шиномонтажа

92

631

200

631

311

200

3

Переданы на склад демонтированные шины

207/1

207/2

3400

Выгодный вариант

1

Отражена передача новых шин со склада в эксплуатацию*

92

207/1

7000

П. 2 как в безопасном варианте

3

Возвращены на склад демонтированные шины

* Дальше шины учитывают только в количественном выражении, осуществляют контроль за их перемещением и продолжают вести карточку учета.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше