Темы статей
Выбрать темы

Переименовали улицу: напоминание для юрлиц и ФЛП

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Дерусификация топонимов продолжается. Поэтому напомним субъектам хозяйствования о тех перерегистрационных действиях, которые им предстоит в таком случае осуществить, кому об этом сообщить, какие документы и в какой срок подать.

Начинаем с ЕГР*

* Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Первоисточником информации о подавляющем большинстве юридических лиц, а также о физлицах-предпринимателях является ЕГР, в котором содержатся данные, в частности, и о местонахождении юрлица и ФЛП (ст. 9 Закона № 755*).

* Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 № 755-IV.

Следовательно,

юрлица и ФЛП, которые решат позаботиться об актуализации своего местонахождения, должны начинать с внесения соответствующих изменений в ЕГР

В то же время Закон № 755 не устанавливает предельного срока для обновления сведений, которые содержатся в ЕГР. Поэтому когда их обновлять — решать вам. Наш совет: вносить изменения о названии улицы в ЕГР можно в общем порядке при внесении изменений в состав участников (учредителей), подтверждении данных о бенефициарах и т. п. — для юрлиц, изменении фамилии, имени, отчества — для ФЛП.

К кому обращаться. Нужно обратиться к госрегистратору (как правило, через ЦПАУ) или нотариусу, который имеет право проводить госрегистрационные действия в отношении ФЛП и юрлиц. Перечень субъектов, которые в условиях военного положения проводят государственную регистрацию, постоянно обновляется на сайте Минюста.

Также можно отправить документы по почте, хотя тогда придется нотариально удостоверить подпись на соответствующем заявлении (см. п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона № 755). Эти два способа одинаково подойдут как юрлицам, так и ФЛП.

Кроме того,

ФЛП может изменить адрес места регистрации в ЕГР и через «Дію»

Подробная инструкция — здесь. Стоимость такой услуги — 200 грн.

Какие документы подавать. Юрлица, у которых адрес местонахождения прописан в учредительных документах, подают госрегистратору:

— протокол/решение общего собрания участников/акционеров/собственников;

— новую редакцию учредительных документов юрлица в одном экземпляре, который остается в регистрационном деле и юрлицу не возвращается. Подписи на протоколе/решении и на уставе удостоверяются нотариально;

— заявление по форме 2, утвержденной приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5;

— оригинал или копию нотариально удостоверенной доверенности на осуществление регистрационных действий (если документы будет подавать уполномоченный представитель юрлица). Если документы подает директор или представитель, внесенный в ЕГР, то доверенность не нужна.

Юрлицам, которые будут вносить изменения в ЕГР без обновления информации о местонахождении в уставе, достаточно двух последних документов.

ФЛП подают только заявление по форме 1, утвержденной тем же приказом.

Административный сбор при этом не взимается (абзац четырнадцатый ч. 1 ст. 36 Закона № 755).

После внесения изменений в ЕГР

у юрлиц, на которых распространяется Закон № 755, и у ФЛП изменения в учетных данных налогоплательщика и плательщика ЕСВ произойдут автоматически, без подачи каких-либо перерегистрационных заявлений

Подробности ищите, в частности, в БЗ 116.06.

Кроме того, в случае переименования названий улиц, городов, поселков, изменения почтовых индексов и т. п. не происходит НДС-перерегистрация. Поэтому регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ с отметкой «Перерегистрация» в налоговую подавать также не надо (БЗ 101.02).

А что же тогда непременно надо сделать? Об этом — дальше.

Вносим изменения в реестр плательщиков ЕН

Если вы — единоналожник, то в случае изменения налогового адреса, а также места осуществления хозяйственной деятельности должны внести эту информацию в реестр плательщиков ЕН. Для этого:

ФЛП групп 1 и 2 подает заявление по форме, утвержденной приказом Минфина от 16.07.2019 № 308, не позже 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором состоялись такие изменения (п. 298.5 НКУ);

юрлицо или ФЛП группы 3 — не позже последнего дня квартала, в котором произошли такие изменения (п. 298.6 НКУ).

Изменения попадут в реестр плательщиков ЕН в день подачи заявления (п. 299.8 НКУ).

Обратите внимание! Возможность изменить налоговый адрес юрлица или ФЛП в реестре плательщиков ЕН возникает только после внесения изменений в ЕГР. А вот откорректировать адрес(-а) места осуществления деятельности можно сразу после принятия местной властью решения о переименовании объекта топонимики.

Переоформляем лицензии и разрешительные документы

Лицензии, кроме алкотабакогорючих. По общему правилу, лицензиат обязан сообщать орган лицензирования обо всех изменениях данных, указанных в заявлении, документах и сведениях, которые прилагались к заявлению о получении лицензии, в течение срока, установленного лицензионными условиями. Если же лицензионные условия отсутствуют, это надо сделать в течение одного месяца со дня, следующего за днем наступления изменений (ч. 2 ст. 15 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 № 222-VIII). Следовательно,

лицензиат обязан сообщить органу лицензирования об изменении названия области, района, города или улицы, но это не является основанием для переоформления лицензии

Именно такой вывод сделан в письме ГНСУ от 29.03.2021 № 1232/ІПК/99-00-09-03-02-06. И он справедлив в отношении всех лицензий, которые оформляются согласно вышеупомянутому Закону.

Алкотабакогорючие лицензии. Вместе с тем в случае изменения сведений, указанных в алкотабакогорючих лицензиях (в частности, местонахождения или местожительства, адреса места торговли в связи с переименованием населенного пункта, улицы и т. п.), следует руководствоваться нормами специального Закона № 481*, который требует переоформления таких лицензий. Порядок переоформления одинаков для всех алкотабакогорючих лицензий (см. БЗ 113.01, БЗ 113.02 и БЗ 113.03).

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.95 № 481/95-BP.

Для этого субъект хозяйствования обязан в месячный срок со дня внесения таких изменений обратиться к органу, который выдал лицензию, с заявлением произвольной формы. Переоформленную лицензию должны выдать в течение трех рабочих дней со дня получения заявления.

Обратите внимание! Подача заявлений на переоформление лицензий через Электронный кабинет уже реализована (см. консультации в БЗ 113.04 — эту и эту).

И не забудьте еще

подать заявление в произвольной форме для внесения изменений в Единый реестр мест хранения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий,

если изменились сведения о заявителе места хранения (в частности, местонахождении юрлица или местожительстве ФЛП) или характеристики места хранения (см. консультации в БЗ 113.04 — эту и эту).

Разрешительные документы. Изменение местонахождения юридического лица или местожительства физического лица — предпринимателя не является основанием для переоформления документа разрешительного характера. Об этом прямо указано в ч. 8 ст. 41 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 № 2806-IV.

Подаем форму № 20-ОПП

Если произошло переименование названия города, улицы и т. п., где размещен объект налогообложения, то налогоплательщик должен предоставить в контролирующий орган по основному месту учета уведомление по ф. № 20-ОПП с обновленной информацией о таком объекте налогообложения. При этом в разд. 3 ф. № 20-ОПП следует указать новое местонахождение такого объекта.

Для субъектов хозяйствования, которые обязаны использовать РРО/ПРРО, в случае переименования названия города, улицы и т. п., где размещена хозяйственная единица, в которой применяется РРО/ПРРО, уведомление по ф. № 20-ОПП подается с целью избежания расхождений между сведениями о местонахождении этой хозяйственной единицы (БЗ 116.11).

Подать ф. № 20-ОПП можно средствами электронной связи в электронной форме

Обратите внимание! Налоговики отмечают, что ф. № 20-ОПП следует подать в такие же сроки, как и при регистрации, создании или открытии объекта налогообложения. То есть, по их мнению, в течение 10 рабочих дней со дня внесения изменений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество.

Однако действующее законодательство не упоминает о возможности внесения таких изменений по заявлению собственника и не содержит соответствующую процедуру. Поэтому от какой даты следует отсчитывать этот срок, остается непонятным. Ориентироваться на дату принятия местной властью решения о переименовании объекта топонимики, по нашему мнению, было бы слишком. Отталкиваться от даты внесения изменений в ЕГР тоже не годится, поскольку адреса хозединиц и других объектов налогообложения в нем не фигурируют. Все это несет значительные риски, особенно с учетом того, что с 01.08.2023 за неподачу (несвоевременную подачу) ф. № 20-ОПП возобновлены финсанкции согласно п. 117.1 НКУ. Причем, как утверждают налоговики, штраф налагается за каждый факт нарушения (БЗ 116.12)…

Перерегистрируем РРО/ПРРО

Для РРО-обязанных субъектов хозяйствования необходимость в перерегистрации РРО/ПРРО в случае переименования названия города, улицы и т. п. зависит от того, является ли адрес местонахождения юрлица/ФЛП, внесенный в ЕГР, еще и адресом хозяйственной единицы.

Если адрес, указанный в ЕГР, НЕ совпадает с адресом хозединицы, перерегистрация РРО и ПРРО происходить не будет

Но в титульную страницу КУРО на РРО (если вы ее ведете) придется внести изменения.

В случае, когда адрес, указанный в ЕГР, совпадает с адресом хозединицы, необходима перерегистрация как РРО/ПРРО, так и КУРО.

Если же изменяется только адрес хозединицы, однозначно нужна перерегистрация РРО/ПРРО и КУРО (если вы ее используете). Процедура перерегистрации такая же, как и для ситуации, когда адрес, указанный в ЕГР, совпадает с адресом хозединицы (см. выше).

Остальные подробности РРО/ПРРО-перерегистрации ищите в статье «Изменились данные о кассовом аппарате или КУРО: что делать?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 58.

Получаем электронную подпись

Данные о местонахождении юрлица, которому выдан квалифицированный сертификат открытого ключа, содержатся в информации, которая прописана в таком сертификате (п. 5 ч. 2 ст. 23 Закона Украины «Об электронных доверительных услугах» от 05.10.2017 № 2155-VIII). Поэтому после изменения адреса местонахождения в связи с переименованием объекта топонимики «юрику» придется отменить действующие ключи (с предыдущим адресом) и сгенерировать новые (БЗ 301.01).

При этом,

чтобы использовать новые ключи при подаче отчетности, на сегодня достаточно просто подать фискалам любой электронный документ с наложением на него новой электронной подписи

Об этом речь идет в БЗ 129.03.

Старая электронная подпись аннулируется автоматически после того, как вы подадите заявление о ее отмене.

Чтобы новыми ключами без проблем подписывать отчетность, придется также переподать еще и Уведомление о предоставлении информации о квалифицированной электронной подписи. Инструкцию по заполнению такого Уведомления см. в БЗ 129.03. Такой подход касается также ПФУ и Госстата.

А вот для ФЛП место его регистрации не относится к обязательной информации, которую должен содержать квалифицированный сертификат открытого ключа. Поэтому ему получать новый сертификат, похоже, не обязательно.

Информируем банк и контрагентов

Банк. Обязанности субъекта хозяйствования сообщать банк о внесении изменений в содержащиеся в ЕГР сведения о нем и учредительные документы юридических лиц в действующей Инструкции № 162* мы не нашли. Однако не исключено, что такая обязанность прописана в договоре банковского счета. Поэтому, чтобы узнать, как и в какой форме вы должны сообщить своему банку в случае переименования улицы, загляните в договор с ним.

* Инструкция о порядке открытия и закрытия счетов пользователям предоставителями платежных услуг по обслуживанию счетов, утвержденная постановлением правления НБУ от 29.07.2022 № 162.

Контрагенты. Здесь тоже все базируется на договорных принципах. Если в каком-то из договоров прописана ваша обязанность сообщать контрагенту об изменении местонахождения, вы должны выполнить такие требования. А вообще-то, желательно самостоятельно проинформировать всех контрагентов об изменении собственного местонахождения, чтобы избежать недоразумений.

Выводы

  • Юрлица и ФЛП прежде всего должны внести изменения в сведения ЕГР о своем местонахождении, подав заявление субъекту госрегистрации (причем без уплаты админсбора). Сроки внесения таких изменений в ЕГР законодательством не установлены.
  • После этого обращаться к контролирующим органам с целью изменения учетных данных как плательщика налогов и ЕСВ, проводить НДС-перерегистрацию, обновлять разрешительные документы и большинство лицензий (за исключением алкотабакогорючих) им не нужно.
  • Вместе с тем единоналожники должны внести изменения в ЕН-реестр, РРОшники — перерегистрировать РРО/ПРРО/КУРО (в определенных случаях), все субъекты хозяйствования — подать ф. № 20-ОПП с обновленной информацией об адресах своих объектов налогообложения.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше