* zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=40386
Вывод документа
Хозсубъекты, которые имеют лицензию на право оптовой торговли горючим при отсутствии мест оптовой торговли горючим**, могут передавать на хранение горючее другим субъектам, которые имеют соответствующие лицензии, и осуществлять дальнейшую продажу такого горючего с указанных мест хранения
** Дальше для удобства называем такой вид лицензии — лицензия «без мест».
Комментируемая консультация содержит ответ главных налоговиков на вопрос:
— имеет ли право хозсубъект при наличии лицензии «без мест» (далее — Лицензиат) передавать горючее на хранение другим лицам?
Либеральные выводы в этой консультации нас приятно удивили. Итак — о рассмотренной в ней ситуации и проблемах немного подробнее.
Полет (не)фискальной мысли. Давая ответ на вопрос, для обоснования своих выводов фискалы «фланируют» между разными цитатами из ст. 15 Закона № 481, нормами из п.п. 14.1.32 НКУ (термин «ответственное хранение»), норм ХКУ и ГКУ (о свободе договорных отношений) и рассуждениями на тему, что договор хранения не является договором на реализацию товаров...
В конце концов «на базе» упомянутых норм/рассуждений авторы делают вывод, что хозсубъекты, которые имеют лицензию «без мест», могут передавать на хранение горючее другим субъектам, которые получили лицензии на хранение горючего и/или на оптовую торговлю горючим с местом торговли, и осуществлять дальнейшую продажу такого горючего с указанных мест хранения.
Таким образом, на основании лицензии «без мест» Лицензиат может осуществлять следующее!
Во-первых — передавать горючее на хранение третьим лицам при условии наличия у этих лиц видов лицензий, которые предоставляют им право хранить горючее, которое им не принадлежит. Здесь отметим, что упрощенная («лайт») лицензия на хранение горючего*** для третьего лица (Хранителя), которое хранит горючее Лицензиата, не пройдет! То есть у Хранителя должна быть или «полноценная» лицензия на хранение горючего, которая позволяет хранить и чужое горючее, или — лицензия на оптовую торговлю с местом торговли. И — именно с тем местом, в котором хранится это горючее Лицензиата. Кстати, это может быть и лицензия на производство горючего или на розничную торговлю горючим, которые тоже «охватывают» хранение****, но фискалы их почему-то не упомянули...
*** По такой «лайт»-лицензии (которая тоже не требует подачи соответствующих документов) можно хранить только собственно горючее, иначе — штраф полмиллиона гривень!
**** Ведь хозсубъект «имеет право хранить горючее без получения лицензии на право хранения горючего в местах производства горючего или местах оптовой торговли горючим или местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии» (ст. 15 Закона № 481).
Во-вторых — осуществлять деятельность, которая предусматривает продажу Лицензиатом такого горючего с места хранения / места оптовой торговли горючим других хозсубъектов. А из этого вывода следует, что именно для Лицензиата (поклажедателя) такое место не должно считаться местом торговли горючим!
Следовательно, фактически такой либеральный подход позволяет при наличии лицензии «без мест» Лицензиату торговать оптом горючим с «чужого» места хранения или/и места оптовой торговли (производства или розничной торговли) горючим.
Наше мнение (сущность проблем и законность вывода). Такой вывод налоговиков не может не радовать, потому что открывает-расширяет возможности лицензии «без мест», точнее «узаконивает» некоторые схемы работы по такой лицензии! Но изложенная налоговиками почва для этого вывода какая-то неубедительная. Поэтому давайте вместе посмотрим: отвечает ли их вывод нормативам?
Напомним, что пакет «скользких» вопросов, связанных с оптовой торговлей горючим по лицензии «без мест», мы уже анализировать в материале «Оптовая торговля горючим без места: проблемные ситуации» // «Налоги & бухучет», 2023, № 8.
Опасность для работающих по лицензии «без мест» кроется в том, что операции/деятельность по конкретной схеме оптовой торговли фискалы могут интерпретировать как оптовую торговлю горючим с местом торговли. А это требует наличия другого вида «оптовой» лицензии — с местом торговли
И впаять (за каждое такое «место») полумиллионный штраф, как за деятельность без лицензии с местом торговли. Еще и могут выдвигаться претензии: в отношении хранения горючего без наличия лицензии на хранение горючего в таком месте и — по поводу нерегистрации в этом месте торговли акцизного склада (последнее вообще карается миллионным штрафом)!.. ☹
Поэтому, чтобы квалифицировать конкретные операции или схему работы как отвечающие лицензии «без мест», авторам консультации надо было в первую очередь анализировать (приводить) термины «оптовая торговля горючим» и «место торговли горючим». Что мы, собственно, и сделали в вышеупомянутом материале. А вот фискалы эти термины в комментируемой БЗ даже не упомянули. Хотя в другой консультации в БЗ 113.02 они прямо делают на этом акцент...
Следовательно, в той ситуации, которой посвящена консультация, главный вопрос мы видим в том, не выйдет ли за пределы лицензии «без мест» деятельность по продаже Лицензиатом горючего с места его хранения? То есть не будет ли это место именно в отношении Лицензиата расценено как его место оптовой торговли горючим?
Поэтому напомним из Закона № 481 термин «место оптовой торговли горючим». Это —
«место (территория), на котором расположены сооружения и/или оборудование, и/или емкости, которые используются для осуществления оптовой торговли и/или хранения горючего на праве собственности или пользования»
Здесь, вроде бы, все намекает на то, что наше место хранения горючего следует считать «местом оптовой торговли» (что требовало бы наличия у Лицензиата (поклажедателя) лицензии на оптовую торговлю горючим именно с этим местом торговли)...
Но! Заметим, что в определении речь идет о сооружениях/оборудовании/емкостях для торговли, которые используются на праве собственности или пользования! А в нашем случае (ответственного хранения) оптовый торговец — Лицензиат (он же поклажедатель по договору хранения) не имеет ни права собственности, ни права пользования на сооружения/емкости, в которых хранится горючее! Ими пользуется именно Хранитель, а Лицензиат (поклажедатель) по такому договору получает от Хранителя услуги по хранению горючего, а не емкости (сооружения, оборудование) в пользование. Поэтому считаем, что
либеральный вывод фискалов отвечает действующим нормативам, и такие операции по передаче горючего на хранение и продаже его с использованием этого места — в пределах лицензии «без мест»
И получается, что место торговли горючим вроде бы и есть, но формально у Лицензиата его нет. А обвинить Хранителя в оптовой торговле горючим с этого места без лицензии тоже у фискалов никак не получится: ведь термин «оптовая торговля горючим» предусматривает его «приобретение и дальнейшую реализацию», чего Хранитель в такой схеме явно не делает...
Важно! А вот если бы Лицензиат арендовал (или использовал собственные) сооружения/емкости для хранения горючего, которым торгует, то тогда это уже бы точно было его «место оптовой торговли», а также — место хранения горючего (для целей лицензии на хранение) и акцизный склад — для целей уплаты горючего акциза! Поэтому такому Лицензиату уже бы светили упомянутые достаточно большие штрафы (за деятельность без лицензии с местом торговли и/или лицензии на хранение, и — за нерегистрацию акцизного склада).
Отметим, что эту консультацию налоговики фактически построили на ответе (на вопрос 5), который прозвучал в письме ГНСУ от 12.07.2023 № 1833/ІПК/99-00-09-04-03-06. Это письмо содержит в себе другие весьма интересные вопросы и проблемы в отношении лицензии «без мест», но об этом поговорим в отдельной публикации («Торговля горючим «без мест», но с чужого «места» хранения» // «Налоги & бухучет», 2023, № 74).