Темы статей
Выбрать темы

Учет зарядки электромобилей

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Предприятие приобрело электромобиль. Как правильно списать электроэнергию, использованную при зарядке электромобиля, и отразить такое списание на счетах учета?

Зарядка электромобиля

Независимо от того, где заряжается электромобиль (на предприятии через собственное зарядное устройство или обычную розетку или на станции зарядки электромобилей), узнать фактический объем потребления электроэнергии нетрудно.

Так, если зарядка происходит на предприятии, то объем потребленной электроэнергии можно определить, опираясь на приборы учета, установленные на предприятии. В случае, когда электромобиль заряжается на станции зарядки, такую информации можно отыскать в составленном собственником зарядной станции акте на услугу по зарядке электромобиля (она будет включать как непосредственно стоимость использованной для зарядки электроэнергии, так и сумму аренды зарядной станции в течение времени зарядки).

Учитывая это, кажется, что учитывать электроэнергию, использованную на зарядку электромобиля, следует по аналогии с заправкой топливом автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

На самом же деле, это не совсем так. Разберемся с этим дальше.

Товар или услуга

Прежде всего давайте разберемся со статусом электроэнергии для владельца электромобиля.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 1 Закона № 2019* электрическая энергия — это энергия, которая производится на объектах электроэнергетики и является товаром, предназначенным для купли-продажи.

* Закон Украины «О рынке электрической энергии» от 13.04.2017 № 2019-VIII.

При этом, чтобы электроэнергия была товаром, ее купля-продажа должна происходит на основе заключенных договоров купли-продажи электроэнергии, о которых речь идет в пп. 19 и 20 ч. 1 ст. 1 Закона № 2019. Такие договоры обычно составляются между производителями электроэнергии и ее поставщиками.

Когда электроэнергия поступает к потребителю (на предприятие), то это происходит по совсем другим договорам. А потому для потребителя полученная электроэнергия не будет считаться товаром.

Для потребителя полученная электроэнергия будет классифицироваться как услуга, ведь она потребляется сразу в момент ее получения (идет на зарядку аккумулятора электромобиля)

На это указывают и налоговики (см. письмо ГНСУ от 20.08.2018 № 3600/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, письмо ГУ ГНС в Днепропетровской обл. от 02.06.2020 № 2270/ІПК/04-36-04-01-16).

Если принимать во внимание зарядку электромобиля на зарядной станции, то о том, что в этом случае происходит приобретение товара, и речи не идет. На это прямо указывает ч. 5 ст. 58 Закона № 2019. В ней говорится, что деятельность по предоставлению услуг по зарядке систем аккумулирования электрической энергии (аккумуляторных батарей) электромобилей с помощью электрозарядных станций является потреблением электрической энергии и не является поставкой электрической энергии.

Следовательно, заправку электроэнергией электромобилей следует рассматривать как получение услуг, а не как приобретение товаров.

Правила учета

Если зарядка электромобиля считается получением услуги, то смело можно заявлять, что правила списания топлива на работу автотранспорта к этому случаю применять нельзя. То есть предприятию не нужно электроэнергию как топливо зачислять на баланс. А потом списывать на расходы при ее использовании (см. письмо Минфина от 02.09.2003 № 31-04220-29-18/1497).

Так как же тогда учитывать электрозаряд?

На сегодня существуют два подхода к учету стоимости электроэнергии, которая приводит в движение электромобиль:

1) при зарядке включить стоимость электроэнергии в расходы будущих периодов по дебету счета 39, а потом списывать на расходы той деятельности, где используется автомобиль, исходя из фактического пробега автомобиля (Дт 39 — Кт 631, Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 39);

2) сразу при зарядке автомобиля включить стоимость электроэнергии в расходы отчетного периода, а именно в расходы той деятельности, где используется автомобиль (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 631).

Нам ближе второй вариант. Ведь именно так мы учитываем и заряд мобильных телефонов: сразу на расходы, не следим за процессом использования заряда на аккумуляторе телефона, потому что это выглядит несколько абсурдным.

Контроль за использованием

Какой бы вариант учета предприятие не избрало, контролировать использование электроэнергии на электромобиле все равно нужно.

Это важно, чтобы подтвердить факт использования электромобиля в хозяйственной деятельности и не начислять компенсирующие налоговые обязательства по НДС согласно п. 198.5 НКУ.

Подтверждением хозяйственности расходов будет служить путевой лист. Теперь его можно оформлять в произвольной форме, указывая маршрут передвижения авто, показания спидометра, а также информацию о количестве потребленной электроэнергии в кВт·ч

С правилами составления путевых листов можно ознакомиться в «Путевой лист: практические ситуации» // «Налоги & бухучет», 2023, № 31 (ср. ).

Обращаем внимание! Никаких норм расхода электроэнергии при использовании электромобилей, в отличие от норм расхода горючего на автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, не существует. И устанавливать собственные нормы также не нужно.

Хотя приблизительный расчет расхода на 100 км сделать можно. Делать его следует опираясь на данные производителя электромобиля о количестве километров, которые может проехать электромобиль на одном заряде.

К сведению! Пробег автомобиля на одном заряде зависит от емкости аккумулятора электромобиля. Так, например, если в электромобиле стоит аккумулятор емкостью 40 кВт·ч, то это позволит проехать до 320 км без подзарядки, а если емкость будет на уровне 60 кВт·ч, то до 550 км. Но это номинальная емкость. Если же аккумулятор не новый, а также в случае, когда электроэнергия расходуется на другие цели (работу кондиционера в летнее и зимнее время, простой в пробках и т. п.), то емкость аккумулятора электромобиля будет расходоваться больше. А следовательно, и пробег автомобиля будет меньше, чем заявлено. Поэтому осуществляя приблизительный расчет количества километров, которые можно проехать на одном заряде, эти нюансы следует учитывать.

Если у предприятия будет приблизительный расчет дальности проезда электромобиля на одном заряде, а также путевой лист, который подтверждает, что автомобиль использовался исключительно в хозяйственных целях в пределах рассчитанного пробега, то проблем с пользованием налоговым кредитом, полученным при приобретении электроэнергии, не будет. То же самое можно сказать и об амортизации для высокодоходников: авто не будет «непроизводственным». Не «пришьют» и дополнительное благо рабочему, который на нем ездит.

Пример. Предприятие приобрело VOLKSWAGEN ID.4 с вместимостью батареи — 84,8 кВт·ч. Этой энергии хватает на 550 — 600 км запаса хода. Электромобиль заряжают на станции, специально созданной для зарядки электромобилей. Используется скоростная зарядная станция (зарядка за 45 мин). Стоимость зарядки составляет 9 грн/кВт·ч. 30 % электроэнергии расходуется во время зарядки электромобиля.

Учитывая эти показатели, стоимость зарядки аккумулятора от 0 и 100 % составляет: 84,8 кВт·ч х 9 грн/кВт·ч х 1,3 = 992,16 грн (в т. ч. НДС — 165,36 грн).

Автомобиль используется в административных целях.

Учет зарядки электромобиля

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

грн

Дт

Кт

1

Перечислена предоплата собственнику зарядных станций

371

311

992,16

2

Отражен налоговый кредит по НДС

644/1

644/НДС

165,36

641/НДС

644/1

165,36

3

Осуществлена зарядка аккумулятора до 100 %

92

631

826,80

4

Списан ранее отраженный налоговый кредит

644/НДС

631

165,36

5

Проведен взаимозачет задолженностей

631

371

992,16

Выводы

  • Приобретенную электроэнергию для зарядки электромобиля потребитель должен рассматривать как приобретение услуги, а не товара.
  • Существует два варианта учета зарядки электромобиля: при зарядке авто относить стоимость электроэнергии на расходы будущих периодов (Дт 39), а потом списывать на расходы исходя из пробега, или сразу относить стоимость зарядки на расходы.
  • Контролировать использование электроэнергии на электромобиле следует на основе путевых листов. Это делают для подтверждения использования автомобиля в хоздеятельности.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше