Рассмотрим практическую ситуацию, на примере которой и объясним, что к чему.
Ситуация. Предприятие, которое осуществляет грузовые перевозки по территории Украины, использует при этом собственную форму ТТН. После того как в 2021 году появилось требование указывать в ТТН габариты транспортного средства, мы добавили соответствующие реквизиты в эту форму и пользуемся ею дальше. Недавно от контрагентов узнали, что вроде бы есть утвержденная форма, которая содержит эти реквизиты, и именно ее и надо было применять в течение последних двух лет. Признают ли налоговики реальность операций по перевозке? Не лучше ли перевыписать все ТТН за эти два года по новой форме?
Сразу успокоим вас и остальных читателей: никакие изменения в утвержденную форму ТТН не вносились уже в течение почти 5 лет. Поэтому выписывать заново ТТН по какой-то мифической форме вам не придется. А если бы даже какие-то изменения и состоялись, на легитимность вашей собственной формы ТТН это никак не повлияло бы. Поскольку габаритно-весовые реквизиты ТТН, о которых вы спрашиваете, — не бухгалтерско-налогового характера. Их наличие в ТТН проверяет Укртрансбезопасности во время рейдовых проверок на трассе, а не ГНС во время документальных проверок.
По нашему мнению, даже полное отсутствие таких реквизитов не мешает классификации ваших ТТН как бухпервички. Если, конечно, в остальном с ней все в порядке.
А теперь — обо всем по очереди. Пойдем по хронологии и начнем с Правил № 363*.
Долгое время основные вопросы обращения ТТН, ее составления, формы и т. п. регулировали только Правила № 363. По определению, приведенному в этом нормативном акте,
ТТН — единый для всех участников транспортного процесса документ, предназначенный для учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на пути их перемещения, расчетов при перевозке груза и учете выполненной работы
ТТН может быть составлена в бумажной и/или электронной форме и должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Правилами № 363.