Темы статей
Выбрать темы

Новое в составлении ТТН

Амброзяк Наталья, юрист
С 01.10.2021 вступили в силу изменения в Закон Украины № 23441 и КУоАП по поводу габаритно-весового контроля. Все бы ничего, но они затрагивают составление ТТН. «О чем речь?» — спросят нас неопытные. «Будут ли проблемы?» — задумаются бывалые. Что ж, давайте разбираться...

1 Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 № 2344-ІІІ.

Ключевые изменения следующие:

1. В ТТН теперь, кроме всего прочего, обязательно должны указываться такие параметры автомобиля, как длина, ширина, высота, общий вес (в том числе с грузом) и масса брутто. Также для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика необходимо указывать код ЕГРПОУ (для ФЛП — идентификационный код или серию/номер паспорта (если от идентификационного кода предприниматель отказался).

2. Админштраф за внесение грузоотправителем в ТТН/иной документ на груз (ст. 1322 КУоАП):

— недостоверных сведений о массе или габаритах груза, не соответствующих фактическим данным;

— сведений о массе и габарите груза, превышающих параметры, установленные в законодательстве, если отсутствует разрешение на проезд по автодорогам транспортом, весовые или габаритные параметры которого превышают нормативные.

Штраф — 51000 грн! Налагают его органы Укртрансинспекции (ст. 229 КУоАП) на месте выявления нарушения (ст. 276 КУоАП).

3. Определение ТТН в Законе № 2344 отличается от определения в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса от 14.10.97 № 363 (далее — Правила № 363).

4. Введение реестра ТТН — электронной базы данных, которая содержит информацию о регистрации ТТН в электронном и/или бумажном виде. Держатель реестра — Мининфраструктуры. Экспериментальный проект с реестром е-ТТН уже давно закончился (31.07.20202), а другой реестр ТТН под контролем Мининфраструктуры еще не заработал. Да и порядка ведения такого реестра пока нет. Так что электронный реестр обычных ТТН пока не работает.

2 См. распоряжение КМУ от 27.12.2019 № 1392-р, а также приказ Мининфраструктуры от 03.06.2019 № 413.

5. В обязанностях грузоотправителя в Законе № 2344 появилось страхование ответственности в установленном порядке в случае возникновения негативных последствий во время перевозки грузов. Но пока существует только обязательное страхование ответственности перевозчиков опасных грузов (см. постановление КМУ от 01.06.2002 № 733).

Нюансы

Новые реквизиты ТТН. Здесь есть проблемы.

1. Утвержденная на сегодня форма ТТН не содержит отдельной графы для габаритов и веса автомобиля. Да, стоит признать, закон имеет высшую юридическую силу. В сущности, нормы Закона № 2344 «перебивают» нормы Положения № 363. Вписать в бумажную ТТН габариты и вес, конечно, возможно. Например, в графу «Автомобіль». Также Положение № 363 говорит о том, что форму № 1-ТН использовать не обязательно. Поэтому можно, взяв за основу форму № 1-ТН, добавить недостающие графы.

Но если мы говорим о е-ТТН, то там только один вариант — заложена форма № 1-ТН. Более того, в нее такие данные вместить не всегда возможно из-за ограниченного количества знаков в графах бланка. Кроме того, если в е-ТТН изначально не указаны подобные реквизиты, то и у водителя на момент проверки будет бумажный экземпляр без них. Дописки от руки каких-либо данных водителем в бумажном экземпляре могут расцениваться как подделка документов (ст. 358 УК)!

Надеемся, что Мининфраструктуры даст вразумительные разъяснения по поводу заполнения е-ТТН в «переходный» период.

2. Если не указать габариты и вес автомобиля, то налоговики признают операцию нереальной? Или, может, снимут расходы на доставку товара?

То, что Закон № 2344 назвал габариты и вес автомобиля обязательными реквизитами, еще не означает, что ТТН без них утрачивает значение в целях бухучета

Во-первых, для этих целей в первую очередь важно наличие обязательных реквизитов первичного документа. Габариты и вес отнести к ним, считаем, нельзя (ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете3 и п. 2.4 Положения № 884).

3 Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.

4 Утвержденно приказом Минфина от 24.05.95 № 88.

Во-вторых, мы можем прикрыться положением о том, что незначительные недочеты первичной документации не влияют на реальность операции (ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете, п. 2.4 Порядка № 88). Как и само по себе наличие/отсутствие тех или иных первичных документов, кстати (см., например, постановление ВС от 16.03.2021 по делу № 640/11256/195 // reyestr.court.gov.ua/Review/95580086).

5 Хотя это не дает права пренебрегать первичкой.

Но не исключаем появления новой категории споров, где налоговики будут упорно пытаться признавать нереальными операции, где в ТТН не указаны габариты и вес автомобиля. Также есть риск для расходов на перевозки.

3. Где брать данные о весе и габаритах автомобиля? Полную массу автомобиля и массу без загрузки можно узнать из техпаспорта. Также информацию можно проверить в электронном кабинете водителя (e-driver.hsc.gov.ua) по VIN-коду, а также по Ф. И. О. водителя и дате рождения. Но внимание: указывать необходимо массу вместе с грузом. И здесь проблема, например, в ситуации, когда один перевозчик везет товар нескольких грузоотправителей. Ведь грузоотправитель, составляющий ТТН, не может знать общий вес транспортного средства вместе со своим и чужим грузами. И эта проблема требует внимания Мининфраструктуры!

Также указано, что нужно приводить параметры автомобиля с указанием массы брутто. Создается впечатление, что речь идет о массе брутто автомобиля. Но это масса чего-либо с тарой?! Неудачная формулировка, требующая доппояснений со стороны госорганов.

По габаритам тоже есть сложности. Если вы привлекаете к доставке стороннего перевозчика, то проще, конечно, уточнить габариты машины (как, впрочем, и массу автомобиля) у него. Хотя заметим, что на автоперевозчика не возложили обязанность предоставлять такие данные. Считаем, что это не совсем справедливо в ситуации, когда привлекается сторонний перевозчик. Ведь в этом случае риски по недостоверности данных несет грузоотправитель в первую очередь.

Если мы говорим о доставке своим транспортом, то искать габариты следует в техдокументации на авто (например, в сертификате соответствия на автомобиль). Как вариант информацию можно отыскать на официальном сайте производителя. Есть также неофициальные сайты с базой данных по различным моделям. Но гарантировать их достоверность нам сложно.

Риск несовпадения реального положения вещей и фактического все же есть. В этой ситуации можно нарваться на претензии налоговиков в части реальности операций (в таком случае придется отбиваться аргументами, которые мы привели выше).

Внимание! Админштраф касается не габаритов и массы автомобиля, а габаритов и массы груза!

4. Что делать, если везем одной машиной в несколько точек? С точки зрения админштрафа, вопрос не должен быть актуальным. О габарите и массе автомобиля в составе правонарушения по ст. 1322 КУоАП речи не идет. А в части массы груза эта статья КУоАП будет работать, только если выявят перевес вкупе с отсутствием разрешения на проезд по автодорогам транспортными средствами, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные.

Не ясно только, какой вес указывать? С учетом веса всего груза или груза по каждой точке отдельно (если будут разные ТТН)?

Пока мы можем предложить вам указывать общий вес с фразой «включно з вантажем для...» и названием хозсубъекта-грузополучателя по заполняемой ТТН в скобках в каждой такой накладной. Заметим:

габариты груза в ТТН в качестве обязательного реквизита не указаны

Есть лишь количество мест. А это разные вещи.

Претензий налоговиков здесь снова же не исключаем. Хотя всегда остаются аргументы, о которых мы сказали выше.

Но в ближайшее время ситуация будет поводом для судебных тяжб.

5. Всем ли нужно указывать габариты и вес авто? А если развозим товар легковым авто? С точки зрения реквизитов, исключений нет. Указывать их в ТТН формально нужно всем.

Хотя возникает вопрос о фиксации нарушений в части габаритно-весового контроля. Ведь габаритно-весовой контроль — это, в частности, контроль за проездом крупновесовых и/или крупногабаритных транспортных средств, который включает проверку на соответствие установленным законодательным нормативам весовых или габаритных параметров таких транспортных средств (ст. 1 Закона № 2344). То есть проводить габаритно-весовой контроль у легковых автомобилей формально не могут.

Хотя практика, к сожалению, может оказаться другой.

6. Может ли навредить отсутствие габаритов и веса авто перевозчику? Считаем, что не может. Однако не стоит исключать искаженных трактовок штрафа за отсутствие на момент проверки документов на груз, включая ТТН. Ведь контролеры из Укртрансинспекции могут посчитать, что раз нет обязательного реквизита, указанного в Законе № 2344, то нет и ТТН на момент проверки. То есть к перевозчику можно применять штраф 17000 грн (1000 необлагаемых минимумов) (абз. 1 ч. 1 ст. 60 Закона № 2344).

Админштраф. В первую очередь будоражит ответственность за недостоверные данные о массе и габаритах груза.

Здесь есть нюанс. Ответственность за недостоверные сведения о массе груза (т. е. когда фактический вес груза не отвечает указанному в ТТН) грузоотправитель несет только в случае, когда будет зафиксировано превышение нормативов по весу.

Внимание! Штраф не касается данных о габаритах автомобиля и его массе. Кроме того, снова повторим: такого обязательного реквизита, как «габариты груза» для ТТН нет.

Определение ТТН. Напомним: ранее в Правилах № 363 определение ТТН говорило о том, что накладная является единым документом, который используется для списания и оприходования ТМЦ. Это порождало много проблем, так как налоговики, опираясь на слово «единый», говорили о том, что без ТТН в любом случае операция является нереальной.

Хотя по большому счету речь идет не о единственном документе, а о документе, едином, т. е. одинаковом, для всех участников отношений по перевозке.

Да, судпрактика из года в год опровергала эту позицию налоговиков. Тем не менее для того, чтобы уменьшить количество споров, 12.07.2019 были внесены изменения в определение ТТН в Правилах № 363 (ср. ). С этой даты ТТН — лишь одним из документов, используемых для списания и оприходования ТТН6.

6 Подробнее о ситуации см. в «Налоги & бухучет», 2019, № 64, с. 22.

С 01.10.2021 в Законе № 2344 вернулись к старому определению, убрали фразу «одним из документов».

Новое определение в Правилах № 363 не искоренило претензии налоговиков к отсутствию ТТН. Но споров все-таки стало меньше. Теперь же в связи с новыми нормами Закона № 2344 все может вернуться на круги своя.

Надеемся, что фискалы сохранят хотя бы официальную позицию о допустимости отсутствия ТТН. Они ее высказывали еще до появления нового определения в Правилах № 363 (см. письмо ГФСУ от 19.02.2018 № 654/6/99-99-14-03-03-15/ІПК).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше