Когда может быть подано заявление-жалоба?
В соответствии с п. 201.10 НКУ заявление-жалоба (по форме приложения 7 к декларации по НДС, далее — заявление-жалоба Д7) может быть подано на продавца/покупателя в случае:
— допущения продавцом товаров/услуг ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной (НН), предусмотренных п. 201.1 НКУ. Обратите внимание: речь идет только об ошибках в обязательных реквизитах НН
и/или
— нарушение продавцом/покупателем предельных сроков регистрации НН/расчета корректировки (РК) (кроме НН/РК, регистрация которых остановлена).
Стоит обратить внимание, что п. 201.10 НКУ предусматривает возможность подачи жалобы и на контрагента покупателя — плательщика НДС — в случае нерегистрации им уменьшающего РК.
А вот, например, если поставщик не осуществляет мероприятия по разблокировке НН (НН заблокирована и контрагент не подает документы для ее разблокировки), то получается, оснований для подачи жалобы на продавца, пока НН находится в стадии блокировки, нет.
Опять же
подача заявления-жалобы Д7 — это право, а не обязанность плательщика
Что дает поданная жалоба?
Еще с 2015 года заявление-жалоба Д7 не дает права покупателю на отражение налогового кредита (НК). Такое право дает именно должным образом составленная и зарегистрированная НН/увеличивающий РК (ну и разве что еще заменители НН, названные в п. 201.11 НКУ). Поэтому единственный «эффект», который дает подача такой жалобы, — это то, что налоговики на ее основании направят запрос контрагенту, в отношении которого подана жалоба, и могут назначить ему при определенных условиях внеплановую документальную проверку. И, возможно, последствия этой проверки заставят контрагента зарегистрировать НН/РК / исправить ошибки в обязательных реквизитах НН.
При каких условиях будет проверка контрагента?
Пункт 201.10 НКУ предусматривает, что в течение 90 календарных дней со дня поступления заявления с жалобой с учетом требований, установленных п.п. 78.1.9 НКУ,
контролирующий орган обязан провести документальную проверку продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по налогу по такой операции
При этом, хотя в п. 201.10 НКУ прямо говорится только о проверке продавца, на которого пожаловались, такая проверка грозит и нарушителю — покупателю в случае нерегистрации им уменьшающего РК. Ведь п.п. 78.1.9 НКУ уже содержит упоминание и о покупателе.
Здесь стоит обратить внимание на следующие моменты:
1) невзирая на то, что нормы о проверке продавца на основании заявления-жалобы Д7 закреплены с целью защиты интересов покупателя,
обязать налоговиков провести такую проверку контрагента (если она не будет проведена налоговым органом) покупатель не может
Как указано в постановлении Большой палаты Верховного Суда от 01.03.2023 по делу № 925/556/21:
«обязанность проведения вышеуказанной документальной проверки продавца возникает у контролирующего органа в силу закона — пункта 201.10 статьи 201 НК Украины, однако эта обязанность не перед покупателем и ему не корреспондирует право покупателя требовать проведения проверки. Покупатель также не может требовать от государства возмещения убытков, вызванных невыполнением контролирующим органом обязанности по проведению проверки, поскольку эту обязанность контролирующий орган имеет не перед покупателем и ее невыполнение не считается нарушающим какое-то конкретное право налогоплательщика»;
2) как указано в п. 201.10 НКУ, проверка по заявлению-жалобе Д7 назначается с учетом требований п.п. 78.1.9 НКУ. А п.п. 78.1.9 НКУ как раз определяет такое основание для проведения внеплановой документальной проверки, как подача в отношении плательщика жалобы. Отметим, что с 01.08.2023 военный мораторий не распространяется на проверки, которые проводятся по основаниям, определенным п.п. 78.1.9 НКУ (п.п. 69.21 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
При этом п.п. 78.1.9 НКУ предусматривает, что
основания для проверки возникают в случае непредоставления плательщиком налога, на которого пожаловались, ответа (с документальным подтверждением и объяснением) на запрос налоговиков в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого запроса
Поэтому после получения заявления-жалобы Д7 налоговики должны послать плательщику, на которого пожаловались, письменный запрос в соответствии с требованиями п.п. 4 п.п. 73.3.1 НКУ о предоставлении информации в отношении полученной жалобы.
И только если ответ в отведенный срок не придет (плательщик проигнорирует запрос и не предоставит документального подтверждения), то у налоговиков будут основания провести внеплановую проверку такого плательщика НДС согласно п.п. 78.1.9 НКУ. Норма прописана достаточно неоднозначно. Ведь получается, что если контрагент предоставит ответ на запрос налоговиков, то даже если документы, предоставленные контрагентом на такой запрос, будут свидетельствовать о нарушении, то оснований провести внеплановую документальную проверку на основании п.п. 78.1.9 НКУ у налоговиков не будет.
Если проверка будет проведена
Если же документальная внеплановая проверка на основании п.п. 78.1.9 НКУ будет проведена, то в случае если налоговиками будет установлен факт нарушения, контрагенту-нарушителю грозят штрафы:
— если НН была не зарегистрирована — плательщику грозят штрафы, предусмотренные п. 1201.2 НКУ. Сначала фискалы применят штраф в размере 50 % от суммы НДС, указанной в такой незарегистрированной НН/РК.
Если же НДС-плательщик так и не зарегистрирует НН/РК в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения (НУР), ему светит еще один дополнительный 50 % штраф
То есть в таком случае сумма штрафа будет представлять 100 % суммы НДС.
Впрочем, если успеть с регистрацией НН/РК в 10-дневный срок после получения НУР, не будет ни второго 50 % штрафа, ни штрафа за несвоевременную регистрацию по п. 1201.1 НКУ (абзац третий п. 1201.2 НКУ). То есть плательщик-нарушитель заплатит лишь первый 50 % штраф за нерегистрацию НН/РК;
— если были допущены ошибки в обязательных реквизитах НН — продавцу грозят штрафы согласно п. 1201.3 НКУ. Поэтому прежде всего по результатам этой проверки такой нарушитель должен будет заплатить штраф в размере 170 грн в отношении каждой НН. Одновременно фискалы предупредят продавца о необходимости исправить ошибки в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения НУР. И если ошибка так и не будет исправлена в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения НУР, тогда продавцу грозит дополнительный штраф в размере от 10 % до 100 % суммы НДС, указанной в ошибочной НН (в зависимости от количества дней просрочки исправления).
Является ли подача жалобы действенным способом защиты?
Итак, как мы могли уже удостовериться, подача жалобы не гарантирует, что налоговиками будет проведена проверка по жалобе и будут применены к контрагенту средства воздействия. Да и даже если такие средства воздействия будут применены, все равно это не гарантирует, что контрагент зарегистрирует НН. Хотя, конечно, вполне возможно, что контрагенту будет достаточно получения письменного запроса налоговиков и теоретической возможности быть оштрафованным для того, чтобы поторопиться с регистрацией НН или исправлением ошибок в обязательных реквизитах НН. Поэтому, возможно, отказываться от подачи заявления-жалобы Д7 и не стоит.
И все же следует отметить, что более действенным способом влияния на контрагента в этой ситуации может быть
закрепление в хозяйственном договоре ответственности за нерегистрацию НН / неисправление ошибок в обязательных реквизитах НН. Или закрепление условия о том, что обязанность оплаты 20 % стоимости возникает у покупателя только после регистрации НН покупателем
Несколько слов отметим о возможности требовать от контрагента компенсации убытков, вызванных нерегистрацией НН. Большая палата Верховного Суда в постановлении от 01.03.2023 по делу № 925/556/21 приходит к заключению, что увеличение НК является имущественным интересом покупателя товаров. Поэтому
покупатель может требовать возмещения от контрагента имущественного ущерба в виде неполученного НК
А вот подать иск с требованием заставить поставщика зарегистрировать НН или обжаловать незаконные решения, действия или бездеятельность контролирующего органа, если они были препятствием в регистрации НН, покупатель не может.
Интересным является и то, что требовать возмещения убытков покупатель имеет право, даже если виновными в этой ситуации (в нерегистрации НН) являются налоговики. Так, в вышеупомянутом постановлении указано:
«поскольку именно от продавца, который имеет определенную законом обязанность совершить действия, необходимые для регистрации налоговой накладной в ЕРНН (а также может в необходимых случаях эффективно обжаловать решения, действия или бездеятельность контролирующего органа, которые помешали исполнить эту обязанность), зависит реализация покупателем вышеуказанного имущественного интереса, связанного с получением права на налоговый кредит по НДС по результатам хозяйственной операции, он (продавец) остается ответственным перед своим контрагентом в хозяйственной операции за последствия несовершения этих действий».
А продавец в свою очередь, если нерегистрация НН состоялась по вине налоговиков, может требовать возмещения ущерба от государства:
«Если препятствием для совершения продавцом действий, необходимых для регистрации налоговой накладной в ЕРНН, было незаконное решение, действие или бездеятельность контролирующего органа, то государство может быть привлечено к ответственности перед поставщиком за вызванный этим ущерб, в частности, в результате привлечения продавца к ответственности его контрагентом».
Стоит обратить внимание и на следующий момент. Если вы будете в судебном порядке требовать возмещения контрагентом убытков (в виде неполученного налогового НК), то необходимым элементом для взыскания убытков является доказывание факта совершения контрагентом нарушения, который должен быть подтвержден надлежащими и допустимыми доказательствами. При этом, как отмечают суды, таким подтверждением, в частности, может быть акт проверки, решение соответствующего контролирующего органа, составленное по результатам проверки (см. постановление Верховного Суда от 10.03.2020 по делу № 911/224/19). Поэтому если будет подано заявление-жалоба Д7 и на его основании налоговики проведут проверку и действительно выявят факт нерегистрации НН контрагентом / допущение им ошибок в обязательных реквизитах НН, то будет проще доказать наличие оснований для взыскания с контрагента убытков.
Как подавать жалобу?
Заявление с жалобой подается по форме приложения 7 (Д7) к НДС-декларации. Подать его в течение отведенного срока возможно только вместе с отчетной НДС-декларацией (сделав соответствующую отметку в конце декларации о его подаче). Через уточняющий расчет подать жалобу нельзя.
Срок подачи заявления-жалобы Д7 — в течение 365 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи НДС-декларации за отчетный период (то есть месяц), в котором не предоставлена НН или допущены ошибки при указании обязательных реквизитов НН и/или нарушены предельные сроки регистрации в ЕРНН (п. 201.10 НКУ). При этом
течение срока 365 дней приостанавливалось на период с 24.02.2022 по 31.07.2023 (включительно)
Пример. Поставщик не зарегистрировал НН от 18.01.2022.
В этом случае течение 365-дневного срока для подачи заявления-жалобы началось с 22.02.2022 (со дня, следующего за предельным днем подачи декларации за январь 2022 года; 20.02.2022 был выходным). При этом в период с 24.02.2022 по 31.07.2023 этот срок приостанавливался. Следовательно, на 01.08.2023 фактически из 365 дней истекло только 2 дня (22.02.2022 и 23.02.2022). Поэтому предельный срок подачи жалобы по этому заявлению рассчитывается так:
01.08.2023 + 363 дня.
Это будет 28.07.2024. Следовательно, последней декларацией, с которой можно подать жалобу по этой НН, будет декларация за июль 2024 года.
Подробный алгоритм заполнения жалобы приведен в статье «Приложение Д7 к декларации по НДС» // «Налоги & бухучет», 2023, № 37.
Внимание! К заявлению-жалобе Д7 подаются копии документов, которые подтверждают факт осуществления операции (п. 201.10 НКУ). В самом приложении Д7 при этом нужно указать количество листов таких документов.
Как отмечают налоговики в категории 101.24 БЗ, копии документов к заявлению-жалобе Д7 подаются в контролирующий орган по месту учета в срок, определенный для подачи налоговой декларации по НДС (по выбору плательщика):
— лично или уполномоченным на это лицом;
— посылаются по почте;
— с помощью меню «Переписка с ГНС» частной части Электронного кабинета в формате pdf (ограничение 5 МБ), с сопроводительным письмом, в котором указывается отчетный (налоговый) период налоговой декларации по НДС, к которой подано заявление, регистрационный номер и дата подачи такой декларации.
А можно ли исправить ошибку, допущенную в заявлении-жалобе Д7?
Дело в том, что формой приложения 7 к НДС-декларации не предусмотрена подача уточняющего приложения 7. Такое приложение может быть подано с отметкой «Звітний» или «Звітний новий». Поэтому ошибку, допущенную в заявлении-жалобе Д7, возможно исправить, только если она выявлена до окончания предельного срока подачи НДС-декларации — через подачу новой декларации с отметкой «Звітна нова» и исправленным приложением 7 с отметкой «Звітний новий» (категория 101.25 БЗ).
Выводы
- Если поставщик не регистрирует НН или не желает исправлять ошибки в НН, то на него можно подать заявление-жалобу по форме приложения 7 к декларации по НДС.
- Получив жалобу, налоговики направят запрос контрагенту, на которого вы пожаловались, и могут назначить ему при определенных условиях внеплановую документальную проверку. И, возможно, последствия этой проверки заставят контрагента зарегистрировать НН/РК / исправить ошибки в обязательных реквизитах НН.
- Но для покупателя гарантий того, что такая проверка будет проведена, нет. Даже если она будет проведена, это все равно не гарантирует получения зарегистрированной НН. Поэтому более действенный способ защиты для покупателя — закрепить договорные санкции за нерегистрацию НН / неисправление ошибок в обязательных реквизитах НН.
- Внеплановая документальная проверка по заявлению-жалобе Д7 на основании п.п. 78.1.9 НКУ грозит НДС-плательщику, если он не отреагирует на запрос налоговиков с информацией из заявления-жалобы Д7 и не предоставит объяснений и документального подтверждения. Теперь моратория на проверки по п.п. 78.1.9 НКУ нет.
- Если проверка будет проведена и налоговики выявят факт нарушения, по результатам проверки нарушителю за ошибки в реквизитах НН грозят штрафы из п. 1201.3 НКУ, а за отсутствие регистрации НН/РК — согласно п. 1201.2 НКУ.
- Право подать заявление-жалобу Д7 сохраняется в течение 365 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи НДС-декларации за отчетный период (месяц), к которому относится проблемная НН.