Темы статей
Выбрать темы

Замена автомобильных шин: учет и риски

Казанова Марина, налоговый эксперт
Почти каждое предприятие использует в своей деятельности автомобили. А следовательно, учет шин можно отнести к будничным операциям. Но и здесь есть свои нюансы. На что надо обратить особое внимание при учете шин, когда их стоимость можно отнести на расходы, как списать шины, которые уже непригодны к эксплуатации, и где могут появиться претензии налоговиков — об этом пойдет речь в статье.

Поступление шин на предприятие

Новые шины (приобретены отдельно от автомобиля). Стоимость таких шин не добавляют к первоначальной стоимости авто. Их учитывают отдельно в составе запчастей — на субсчете 207 (это предусмотрено нормами Инструкции № 291*).

* Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 № 291.

Важным является то, что предприятие

на каждую шину, установленную на колесное транспортное средство, должно завести карточку учета пробега (наработки) пневматической шины, форма которой приведена в приложении 5 к Нормам № 488*. Карточка учета ведется до списания шины

* Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 20.05.2006 № 488.

Карточка заводится в момент установки шины на транспортное средство.

Карточка предусматривает, в частности,

— ежемесячную (и нарастающим итогом) фиксацию пробега шин. При этом пробег шины определяется на основании путевых листов или другого аналогичного документа*;

— фиксацию снятия шин с транспортного средства (в т. ч. для сезонной замены)

* Полезные детали найдете по этому поводу в статье «Путевой лист: живой росток или сухой сорняк» // «Налоги & бухучет», 2023, № 31.

Стоит обратить внимание: если карточка не велась предприятием, а шины списаны, то есть риск того, что налоговики будут настаивать на том, что не подтверждено использование шины в хозяйственной деятельности. А это грозит доначислением налоговых обязательств по НДС по п. 198.5 НКУ со стоимости приобретения таких шин (если шина приобреталась с НДС и было право на налоговый кредит).

Если шины были установлены на авто (приобретены вместе с авто). Их отдельно на счет 207 не выделяем (они учитываются в составе основных средств). Но

на эти шины тоже нужно завести карточку учета пробега (наработки) пневматической шины

Когда стоимость шин попадет в расходы?

Операции по замене на транспортном средстве шин не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения (п. 3.19 Положения № 102*). Это расходы нацелены на поддержание автомобиля в рабочем состоянии. А таким расходам прямая дорога в состав расходов (п. 15 НП(С)БУ 7).

* Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 № 102.

Но когда именно (в какой момент) списываем шины на расходы? На практике существует два варианта:

первый вариант — стоимость шин списываем на расходы сразу после введения шин в эксплуатацию (установки их на автомобиль). В этом случае передача автомобильных шин в эксплуатацию сопровождается проводкой: Дт соответствующего вида расходов (23, 91, 92, 93, 94) — Кт 207. Дальше ведут только оперативный (количественный) учет шин по местам хранения и материально ответственным лицам. При сезонном возврате еще не отработанных шин на склад их отдельно не оприходуют, а учитывают только количественно;

второй вариант — в состав расходов автомобильные шины попадут только в момент их выбытия из эксплуатации из-за своей непригодности. В этом случае для шин, которые находятся в запасе, открываем субсчет — 207/1 «Шины на складе». При передаче шин в эксплуатацию перебрасываем их на субсчет 207/2 «Шины в эксплуатации». Соответственно при возврате их на склад в связи с сезонной заменой делаем проводку: Дт 207/1 — Кт 207/2.

Важный момент:

налоговики против варианта, чтобы стоимость шин сразу списывалась на расходы в момент их установки на автомобиль (даже если этот вариант будет прописан в учетной политике предприятия)

Налоговики считают, что стоимость шин должна попадать в расходы, только когда они выведены из эксплуатации из-за непригодности к дальнейшему использованию. Одним из аргументов такого подхода они называют то, что в соответствии с п. 23 НП(С)БУ 9 позволяется исключать из состава активов и списывать в расходы при передаче в эксплуатацию только стоимость малоценных и быстроизнашиваемых предметов, а шины такими не являются.

Правда, суды считают, что субъекты хозяйствования имеют право отнести стоимость шин на расходы сразу при установке их на автомобиль. Основной аргумент, который приводят суды, — операции по замене шин на транспортном средстве относятся к техническому обслуживанию. А по техническому обслуживанию расходы возникают сразу (см., в частности, решение Сумского окружного админсуда от 13.05.2020 по делу № 480/3404/19; постановление Второго апелляционного админсуда от 16.03.2021 по делу № 480/3404/19).

Поэтому если выбираете первый вариант учета (стоимость шин списывается на расходы сразу при установке их на автомобиль), то принимая во внимание позицию налоговиков, надо быть готовым к тому, что, возможно, придется свое право на такой вариант учета шин доказывать в суде. Впрочем позитивные для плательщиков судебные решения есть.

Сезонная замена шин

С наступлением зимнего сезона для безопасной эксплуатации транспортных средств следует переходить на зимние или всесезонные шины. С началом летнего сезона наоборот — переходим с зимних на летние шины.

Подготовка транспорта к эксплуатации в осенне-зимних или весенне-летних условиях считается сезонным транспортным обслуживанием (абз. 8 п. 1.3 Положения № 102). Следовательно, это обычное содержание объекта основных средств, расходы на которое включаются в расходы периода (п. 14 НП(С)БУ 16 «Расходы»). Поэтому при проведении сезонной замены шин стоимость предоставленных услуг по замене шин относим на расходы.

Факт сезонной замены шин фиксируется в карточке учета пробега (наработки) пневматической шины

Что касается учета сезонной замены шин, то если предприятие выбрало:

осторожный вариант учета шин, который поддерживают налоговики (списывать стоимость шин на расходы только после того, как шина стала непригодной к использованию), то

шины, которые устанавливаются на автомобиль при сезонной замене, и шины, которые снимаются с авто, учитывают на отдельном субсчете, открытом к субсчету 207

Так, например, шины, которые сняты с автомобиля и переданы на склад при замене, зачисляют на субсчет — 207/1 «Шины на складе», а шины, которые установлены, опрокидываются на субсчет 207/2 «Шины в эксплуатации». Соответственно при возврате зимних шин на склад из-за сезонной замены делаем проводки: Дт 207/1 — Кт 207/2, а при установке летних: Дт 207/2 — Кт 207/1;

вариант учета шин, по которому стоимость шин списывается сразу при установке их на автомобиль (передаче в эксплуатацию), то в таком случае списание происходит уже в момент передачи шин со склада в эксплуатацию. А в дальнейшем ведется только их аналитический количественный учет по местам хранения и материально ответственным лицам. Соответственно при замене зимних шин на летние зимние шины не оприходуют и доход не отражают, а просто показывают в количестве, что определенные шины переместились на склад. Аналогично при замене летних шин на зимние.

Учет сезонной замены шин

Действия

Осторожный вариант (вариант, который поддерживают налоговики)

Вариант, когда шины списываются на расходы сразу при установке их на автомобиль

Устанавливаем летнюю шину

Дт 207/2 — Кт 207/1

Дт 23, 91 — 94* — Кт 207

Возвращаем на склад зимнюю шину

Дт 207/1 — Кт 207/2**

Отражаем только в оперативном учете

* Списываем на расходы периода в соответствии с направлением использования автомобиля, на котором шины «ходят».

** Если стоимость летней шины входила в стоимость авто, отражаем ее поступление на склад только в оперативном учете.

Списание шин

Основания для списания автомобильных шин условно можно разделить на два вида:

1) шина списывается в связи с тем, что отработала свой ресурс — закончилась эксплуатационная норма пробега и шина не подлежит восстановлению. Нормы пробега утверждены приказом № 488*.

* Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 20.05.2006 № 488.

2) списывается шина, которая еще не отработала свой ресурс. Такая возможность предусмотрена п. 3.2 Норм № 488. Так, в нем сказано, что в случае выявления эксплуатационных или производственных дефектов, с которыми пневматические шины не допускают к эксплуатации, учитывая опасность их технического состояния, или не ремонтируют из-за неприемлемых расходов, шины списывают независимо от того, отвечает ли их фактический ресурс Нормам.

При этом и в первом, и во втором случае решение о том, подлежит ли шина списанию,

принимает специально созданная комиссия на предприятии

Это решение фиксируется в карточке учета пробега (наработки) пневматической шины. При этом если шина отработала свой ресурс или естественно изношена до предельной высоты рисунка протектора, то оформленная карточка является актом списания шины (п. 7.1 Норм № 488). В иных случаях списания шины, кроме карточки, нужен еще и акт на списание шины (п. 7.5 Норм № 488).

Если предприятие выбрало осторожный вариант списания шин (списывать стоимость шин на расходы только после того, как шина стала непригодной к использованию), то при списании шин отражают списание их стоимости на соответствующий вид расходов (в зависимости от направления использования автомобиля) — на Дт соответствующего вида расходов (23, 91, 92, 93, 94).

Отметим также, что если списывается шина, которая была приобретена вместе с транспортным средством (учитывалась в составе счета 10), то списание такой шины никак не изменяет первоначальную стоимость транспортного средства (никакой частичной ликвидации объекта основных средств не будет).

Что касается налогового учета, то:

— в отношении налога на прибыль — здесь все по правилам бухучета;

— а вот в отношении НДС есть определенные моменты. Если шина списывается в связи с тем, что закончилась эксплуатационная норма ее пробега, то здесь вопросов нет. Считается, что шина полностью участвовала в облагаемых НДС операциях в пределах хозяйственной деятельности. То есть никаких компенсирующих налоговых обязательств (НО) по п. 198.5 НКУ в этом случае не будет. Претензии могут быть разве что к предприятию, которое не вело карточку учета пробега (наработки) пневматической шины. А вот если шина списывается до окончания эксплуатационной нормы пробега, то налоговики говорят, что в таком случае «автомобильные шины не могут считаться такими, которые использованы в облагаемых НДС операциях в пределах хозяйственной деятельности предприятия» (письмо ГНСУ от 05.07.2022 № 955/ІПК/99-00-21-03-02-06). То есть считают, что здесь должны начисляться компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ. Не начислять их, по разъяснениям налоговиков, можно, если стоимость шин включается в состав стоимости готовой продукции (товаров, услуг), операции по поставке которой подлежат обложению НДС. Такой случай может быть, если например, плательщик продает автомобиль, на котором установлены такие шины. В таком случае если цена реализации авто вмещает в себя стоимость шин, считается, что шины использованы в налогооблагаемых операциях. А вот в иных случаях

если шина просто списывается и не достигла своей эксплуатационной нормы пробега, налоговики, судя по их разъяснениям, будут требовать начислить компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ

Правда, даже если согласиться с таким начислением, не понятно, какую базу в таком случае брать для начисления компенсирующих НО. Стоимость приобретения шины здесь не подходит, ведь шина отработала определенное время и участвовала в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности. Возможно, как базу нужно будет брать процент от стоимости приобретения, который шина не доработала. Впрочем такой вариант НКУ не предусмотрен. Хотя смелые плательщики могут доказывать, что оснований начислять компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ здесь нет. Ведь списание шин по причине их повреждения, которое исключает ремонт (восстановление), вполне вписывается в требования Норм № 488. Следовательно, нехозяйственная направленность такого списания отсутствует.

Что со списанной шиной?

Если она отвечает определению актива (ее можно продать, сдать на металлолом), списанную шину оприходуем по чистой стоимости реализации — Дт 209 — Кт 719. Продажу на сторону как вторсырья отражают проводками: Дт 377 — Кт 712; Дт 943 — Кт 209.

Если же списанная шина не отвечает определению актива — она признается отходами и подлежит утилизации. В таком случае отражаем их списание только в аналитическом учете (на баланс не оприходуем). Стоимость услуг по утилизации включаем в прочие операционные расходы (Дт 949 — Кт 631).

Стоит обратить внимание:

шины и связанные с ними отходы, предназначенные для утилизации, сдают на утилизацию не позже шести месяцев после их списания (п. 6 разд. XVI Правил № 549*)

* Правила технической эксплуатации колес и пневматических шин колесных транспортных средств категорий L, M, N, O и специальных машин, выполненных на их шасси, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.2013 № 549.

При этом с учетом достаточно широкого определения опасных отходов из п. 16 Порядка классификации отходов, утвержденного постановлением КМУ от 20.10.2023 № 1102, опасными отходами очевидно могут быть признаны и отработанные шины.

А потому если у вас образовались отходы в виде отработанных автомобильных шин, нужно подать декларацию об отходах. В отношении опасных отходов сейчас она подается независимо от объема таких отходов* (ст. 45 Закона Украины «Об управлении отходами» от 20.06.2022 № 2320-IX).

* В случае с отходами, которые не являются опасными, декларация подается, если годовой объем образования превышает 50 тонн.

По действующим в настоящее время правилам декларация подается раз в году до 20 февраля года, следующего за отчетным, в электронном виде через Единый государственный веб-портал электронных услуг. Форма декларации утверждена постановлением КМУ от 07.05.2022 № 556 (в редакции постановления от 19.08.2023 № 876).

За неподачу декларации грозит админштраф по ст. 821 КУоАП — от 3 до 5 ннмдг (от 51 до 85 грн).

Кроме того, возникает еще необходимость подать органам статистики форму № 1-відходи (утверждена приказом Госстата от 02.05.2023 № 167). Подается она не позже 28 февраля года, следующего за отчетным.

Что касается экологического налога, то субъекты хозяйствования, которые осуществляют временное размещение (хранение) отходов, в том числе опасных, до их передачи на утилизацию и захоронение, не являются плательщиками экологического налога при условии наличия у них договора на удаление и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями и т. п.). При этом налоговики отмечают (категория 117.01 БЗ), что если у субъекта хозяйствования нет соответствующего договора на утилизацию отходов, в котором определяются сроки передачи отходов на утилизацию и захоронение, то он является плательщиком экологического налога. А следовательно, желательно своевременно отдавать на утилизации списанные шины.

Выводы

  • Стоимость шин, приобретенных отдельно (а не в комплекте с автомобилем), не добавляют к первоначальной стоимости авто. Их учитывают отдельно в составе запчастей — на субсчете 207.
  • Шины, приобретенные в комплекте с автомобилем (которые учтены в цене автомобиля), учитываются в составе основных средств.
  • На каждую установленную на транспортное средство шину следует вести Карточку учета пробега (наработки) пневматической шины. Если она не будет вестись, могут быть претензии налоговиков, что нет подтверждения использования шины в хозяйственной деятельности.
  • Налоговики считают, что списывать шины на расходы можно только после того, как шина списывается в связи с непригодностью ее к дальнейшему использованию.
  • Если шина списывается до окончания эксплуатационной нормы пробега, налоговики считают, что в таком случае автомобильные шины не могут считаться такими, которые использованы в облагаемых НДС операциях в пределах хозяйственной деятельности предприятия. То есть намекают на необходимость начисления в этом случае компенсирующих НО по п. 198.5 НКУ.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше