Темы статей
Выбрать темы

МНО-нововведения

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Закон № 4015* также изменил некоторые правила расчета минимального налогового обязательства (МНО). И что самое главное, некоторые изменения начинают действовать уже при расчете МНО за 2024 год. Поэтому дальше поговорим о том, что произошло и как это повлияет на расчет данного показателя.

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины в отношении обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в период действия военного положения» от 10.10.2024 № 4015-IX.

Минимальный предел МНО

Суть нововведения. В п. 74 подразд. 10 разд. ХХ НКУ появился минимальный размер МНО, на который аграрий должен ориентироваться при определении МНО по отдельному земучастку, который является сельхозугодиями.

А именно этим пунктом установлено, что

сумма МНО не может составлять меньше 700 грн с 1 га, а для земучастков с долей пашни не менее 50 % — 1400 грн с 1 га

Из этого следует, что минимальный предел МНО для:

многолетних насаждений, пастбищ, сенокосов и перелогов не может быть меньше 700 грн за 1 га;

пашни — не меньше 1400 грн за 1 га;

—земучастков, которые состоят из нескольких категорий угодий, среди которых доля площади пашни представляет 50 % или превышает этот показатель, представляет 1400 грн за 1 га. Если доля площади пашни в таком многовекторном участке представляет меньше 50 %, то минимальный размер МНО равен 700 грн за 1 га.

Хотя есть случаи, когда минимальный МНО-предел не применяется. Речь идет о расчете МНО за земучастки, земельные доли (паи), которые расположены на территориях возможных боевых действий (ВБД), которые включены в Перечень № 309*. Причем, к сожалению, не понятно, идет ли речь о случае, когда земучасток целый год находился в зоне ВБД, или достаточно и одного месяца. Этот нюанс еще должны объяснить налоговики.

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

О зоне активных боевых действий или оккупации здесь не упомянуто, ведь эти земучастки освобождены от уплаты МНО, пока они не будут исключены из этой зоны.

Когда применять нововведение. Проблема этого нововведения в том, что Закон № 4015 требует его применять с 1 января 2024 года по 31 декабря года, в котором будет прекращено или отменено военное положение. То есть

ориентироваться на вышеупомянутые минимальные показатели размера МНО аграрии должны уже начиная с расчета МНО за 2024 год

Такой расчет все будут делать в начале 2025 года.

Следовательно, на раскачку времени нет. Это нововведение заработает сразу.

Введение минимального предела МНО приносит целую кучу проблем. Об этих проблемах поговорим дальше.

Проблемы минимального размера МНО

Добавится работы у бухгалтера. Первая проблема, которую принесет введение минимального МНО-предела, так это увеличение работы у бухгалтера. Ведь отныне нужно не просто проводить обычный расчет МНО, но и помнить о том, что этот размер не должен быть меньше минимального размера МНО за 1 га. А когда участков у вас много и НДО их разная, то это может ой как сильно прибавить работы.

Чтобы облегчить вам жизнь (и уменьшить количество математических действий), предлагаем ориентироваться на размер НДО за 1 га вашего участка.

Так, в 2024 году общая ставка МНО представляет 0,05, следовательно, НДО за 1 га, при которой будет выполнен минимальный размер МНО в 1400/700 грн за 1 га, будет представлять:

для пашни 28000 грн (1400 грн : 0,05);

для остальных угодий 14000 грн (700 грн : 0,05).

Тогда, чтобы определить, будет ли по определенному участку выполнено минимальное МНО, следует просто сравнить НДО за 1 га вашего участка (когда НДО не проведено, то для сравнения берете НДО пашни 1 га по области) с этими показателями. И если НДО 1 га вашего участка будет больше этого предела, то считаете МНО по своим показателям. Если же НДО 1 га будет меньше этого предела, то считать МНО следует опираясь на приведенные выше размеры НДО.

Землей владеют/пользуются не целый год. Также не понятно, как быть в случае, когда землей владеет или пользуется аграрий не целый год. Из п. 74 подразд. 10 разд. ХХ НКУ следует, что для установления факта, выполнен ли предел в 1400/700 грн, следует ориентироваться на рассчитанный МНО по формулам из пп. 381.1.1 и 381.1.2 НКУ. В этих формулах размер МНО считается исходя из количества месяцев пользования/владения землей. То есть чем меньше месяцев землей пользовались/владели в течение года, тем меньше размер МНО будет для участка.

И, к сожалению, нигде в НКУ не сказано, что и минимальный предел МНО следует определять для таких участков не за год, а с учетом срока пользования/владения (1400 грн или 700 грн следует разделить на 12 и умножить на период владения/пользования землей).

Такое упущение может побудить фискалов требовать даже в случае, когда землей пользовались/владели не целый год, ориентироваться все равно на минимальный предел. А это заставит считать МНО опираясь на минимальный предел за 1 га, ведь размер МНО за 1 га, рассчитанный с учетом срока владения/пользования землей, практически всегда будет меньше минимального предела. Конечно, это несправедливо. Поэтому надеемся, что налоговики таких фискальных выводов делать не будут, а скажут, что минимальный предел должен считаться с учетом срока владения/пользования землей.

МНО для ФЛП — плательщиков сельхозЕН. После этого нововведения почти все ФЛП — плательщики сельхозЕН будут рассчитывать размер МНО опираясь на минимальный предел 1400/700 грн за 1 га, а не исходя из своих данных.

Дело в том, что для расчета МНО эти плательщики должны брать ставку МНО, которая равна половине обычной ставки (в 2024 году это 0,025). А если применять для расчета МНО укороченную ставку, то рассчитанный исходя из этой ставки размер МНО в большинстве этих ФЛП никогда не будет выше минимального предела — 1400/700 грн за 1 га. Поэтому у этой категории плательщиков фактически отобрали их льготный сниженный размер МНО.

Непонятный порядок заполнения отчетности. Это нововведение применяется для расчета МНО за весь 2024 год, но появилось оно только в конце 2024 года, то есть практически в преддверие подачи отчетности за 2024 год. Следовательно, пока что не понятно, как заполнить приложение с расчетом МНО, которое прилагается к определенной декларации (исходя из того, на какой системе находится аграрий). В идеале, Минфин должен обновить форму приложения, в котором будет учтено это нововведение. Времени на такое обновление хотя и маловато, но все-таки оно еще есть. Надеемся, что Минфин справится с этим заданием.

Если же отчетность не изменят, то тем, у кого размер МНО за 1 га меньше минимального предела, придется изобретать свой алгоритм заполнения приложения. Например, можно будет для расчета МНО для проблемных участков или использовать НДО, с которой МНО равно минимальному пределу (то есть 28000/14000 грн), или игнорировать алгоритм заполнения приложения и принудительно указывать МНО по таким участкам в нужном размере.

Коэффициент МНО

Новая обычная ставка. В п. 671 подразд. 10 разд. ХХ НКУ появится новая ставка, по которой аграрии должны считать МНО. Начиная с расчета МНО за 2025 год и следующие годы, заканчивая годом, в котором будет прекращено или отменено ВП, считать МНО следует с использованием не обычной ставки МНО 0,05 (пп. 381.1.1 и 381.1.2 НКУ), а увеличенной — в размере 0,057.

Впервые эту ставку следует применять при расчете МНО за 2025 год, то есть ее будут применять при расчете МНО в начале 2026 года.

МНО за 2024 год (которое будут считать в начале 2025 года) следует будет считать по обычной ставке 0,05.

Напомним, что за 2022 и 2023 годы МНО считали, используя не обычную, а укороченную ставку 0,04 (п. 67 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Следовательно, обычная ставка МНО (0,05) пока что будет применяться только при расчете МНО за 2024 год, а в дальнейшем она может вернуться только после того года, в котором закончится ВП.

Ставка для ФЛП на сельхозЕН. Особое внимание следует уделить ставке, которую должны использовать ФЛП — плательщики сельхозЕН. Они согласно п.п. 381.1.3 НКУ при расчете берут не обычную, а половинную ставку.

Учитывая это, считаем, что начиная с расчета МНО за 2025 год и следующие годы включительно с годом, в котором закончится ВП,

считать МНО они должны, используя половину увеличенной ставки, то есть не ставку 0,057, а ставку 0,0285

Напомним, что при расчете МНО за 2024 год эти плательщики должны брать для расчета ставку 0,025 (половину от обычной ставки 0,05).

К сведению! Учитывая введение в действие минимального МНО-предела, фактически применять укороченную ставку эти плательщики не будут. Ведь размер МНО за 1 га, рассчитанный исходя из укороченной ставки, почти всегда будет меньше минимального размера МНО (1400/700) за 1 га.

Освобожденные земли

Перечень земель, за которые не надо определять МНО, приведен в п. 381.2 НКУ. Среди льготных земель до 1 декабря 2024 года было упоминание о том, что МНО не считается за сельхозугодия, которые принадлежат физлицам на праве собственности/пользования и по состоянию на 1 января 2022 года находились в пределах населенных пунктов. О том, кто имеет право на освобождение в отношении таких земель, читайте в «Юрлица не считают МНО за участки в пределах населенного пункта, арендованные у физлиц» // «Налоги & бухучет», 2024, № 12 (ср. ).

Именно указание на дату 01.01.2022 порождало некоторые нестыковки:

1) не давало право распространять это освобождение на земли, которые попали в пределы населенного пункта после 1 января 2022 года;

2) давало право не считать МНО для земель, которые на 1 января 2022 были в пределах населенного пункта, а потом из-за изменения пределов оказались за пределами населенного пункта.

Поэтому законодатели решили унифицировать это освобождение и отвязать его от даты 01.01.2022. Так, с 1 декабря 2024 года под это освобождение попадают

земучастки, которые принадлежат физлицам, но находятся в пределах населенного пункта по состоянию на 1 января отчетного года

То есть за 2024 год такие земли попадают под освобождение, если они расположены в пределах населенного пункта на 01.01.2024.

Кроме того, сделано уточнение, как именно определять тот факт, что земля находится в пределах населенного пункта. Для этого следует опираться на данные о пределах административно-территориальных единиц, внесенных в Государственный земельный кадастр.

И только в случае отсутствия таких данных в Государственном земельном кадастре к земельным участкам в пределах населенных пунктов относятся земельные участки, которые расположены на территории сел, поселков, городов, в соответствии с данными индексных кадастровых карт (планов) Государственного земельного кадастра (п. 64 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Основания для сброса с ЕН

Для плательщиков ЕН, которые должны считать МНО, в НКУ появилось отдельное основание для лишения их статуса плательщика ЕН. А именно в новом п.п. 81 п.п. 298.2.3 НКУ с 1 декабря четко сказано, что

плательщики ЕН групп 2 — 3, которые считают МНО и при расчете МНО за последний налоговый год получили положительное значение, будут лишены статуса плательщика ЕН в случае наличия налогового долга по ЕН на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов

Лишать статуса плательщика ЕН будут в последний день второго из двух последовательных кварталов.

Опираясь на эту норму, лишить статуса плательщика ЕН могут не любого упрощенца, а только того, который выполняет одновременно следующие условия:

1) является плательщиком ЕН групп 2 — 3 (как ФЛП, так и юрлица) и считает МНО. Следовательно, если упрощенец групп 2 и 3 не считает МНО, то сбросить с ЕН на основе этого нового основания его не могут.

Также вне действия этого основания стоят:

ФЛП группы 1, ведь они вообще не считают МНО;

плательщики сельхозЕН, ведь на них не распространяется вообще п.п. 298.2.3 НКУ,

2) получил положительное МНО за прошлый год. То есть это основание касается только упрощенцев, которые не выполнили МНО за прошлый год, и потому должны были доплатить в бюджет в текущем году рассчитанную положительную сумму.

Если МНО за прошлый год имело отрицательное значение, то новое основание для лишения статуса плательщика ЕН не действует;

3) должен быть налоговый долг не по любому налогу, а именно по ЕН. Причем речь идет о любом размере налогового долга. Даже долга в 1 копейку будет достаточно, чтобы активировать это основание;

4) налоговый долг по ЕН должен считаться в течение достаточно значительного времени, а именно должен быть на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов.

Это основание лишения статуса плательщика ЕН вступило в силу с 1 декабря 2024 года. Следовательно, возникает вопрос, как налоговики будут применять его на практике — только «наперед» или и «назад» также? Не исключено, что налоговики могут начать говорить, что вышеупомянутые критерии следует принимать во внимание и за период до вступления в силу этого основания. Впрочем следует ожидать разъяснения фискалов.

Обращаем внимание! Это новое основание для лишения статуса плательщика ЕН подобно основанию из п.п. 8 п.п. 298.2.3 НКУ, которое вынуждает субъекта покинуть ряды упрощенцев также при наличии налогового долга за подобный период (на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов). Но старое основание для сброса с ЕН (которое действует наряду с новым) касается всех плательщиков ЕН групп 1 — 3, а не только тех, кто определяет МНО, и только тогда, когда размер долга на каждое первое число будет превышать 3060 грн.

Следовательно, фактически новое основание имеет значение только тогда, когда налоговый долг за счет определения МНО колеблется в пределах 3060 грн. Если он больше, то налоговики и раньше могли сбросить с ЕН, но на основании п.п. 8 п.п. 298.2.3 НКУ (детали см. в «Военный» налоговый долг: могут ли сбросить со спецЕН и ЕН?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 54 и «Налоговики могут сбросить с упрощенки только после документальной проверки» // «Налоги & бухучет», 2024, № 87).

ВС учитывают в выполнение МНО

Закон № 4015 не только увеличил ставку ВС, которую следует применять при удержании ВС с доходов физлиц, но и расширил круг плательщиков ВС. А именно с 1 января 2025 года

в перечень отдельных плательщиков ВС попали ФЛП — плательщики ЕН групп 2, 3 и 4 и юрлица — плательщики ЕН группы 3

Так вот, увеличение размера ВС при удержании его с доходов физлиц должно положительно повлиять на выполнение МНО. Ведь в выполнение МНО ФЛП и юрлица — плательщики ЕН включают ВС, уплаченный с доходов:

физлиц, которые находятся с плательщиком налога в трудовых или гражданско-правовых отношениях (кроме доходов, уплаченных за приобретение товаров у физических лиц);

физлиц, которые выплачиваются по договорам аренды, субаренды, эмфитевзиса земельных участков сельхозназначения.

Следовательно, чем больше размер ВС будет удержан с доходов физлиц, тем больший размер ВС будет учтен в выполнение МНО.

Причем поскольку ВС, удержанный с доходов физлиц, всегда попадал в выполнение МНО, то при увеличении размера ставки ВС отдельно прописывать, что такое увеличение также должно попасть в выполнение МНО, было не нужно.

Что касается уплаты ВС с 1 января 2025 года ФЛП-упрощенцами и юрлицами — плательщиками ЕН группы 3, то, к сожалению, среди налогов и сборов, которые следует учитывать в выполнение МНО, в НКУ не упоминался такой платеж, как ВС, который удерживается не с доходов физлиц.

Поэтому, чтобы суммы уплаченного ВС новоиспеченными плательщиками ВС попали в выполнение МНО, об этом должно быть прямо указано в НКУ. Но Закон № 4015 об этом почему-то забыл. Поэтому получалось, что суммы ВС, которые уплачивает ФЛП — плательщик ЕН групп 2 и 4 (в размере 10 % от минзарплаты на 1 января в расчете на календарный месяц) и ФЛП и юрлица — плательщики ЕН группы 3 (1 % от ЕН-дохода), в выполнение МНО попасть не могли.

Хорошо, что законодатели сразу после вступления в силу Закона № 4015 выявили это упущение и решили его исправить. Для этого с подачи Закона Украины от 04.12.2024 № 4113-IX появится п. 1.14 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, который позволит с 1 января 2025 года (с даты, когда на упрощенцев возложена обязанность быть отдельным плательщиком ВС) и до конца года, в котором закончится ВП, в выполнение МНО плательщикам ЕН групп 2, 3 (в том числе юрлицам) и ФЛП — плательщикам группы 4 включать уплаченные суммы ВС.

Будет оставаться теперь дело за малым: чтобы Минфин обновил форму приложения для расчета упрощенцами МНО и вписал в него отдельную строку для отражения уплаченного ВС. Сделать это следует до подачи отчетности за 2025 год. То есть времени на это у него вдоволь.

Выводы

  • МНО за 2024 и следующие годы, включая год, в котором будет прекращено или отменено ВП, следует считать исходя из минимального МНО-предела: за 1 га пашни не менее 1400 грн, для остальных угодий — не менее 700 грн за 1 га.
  • Начиная с расчета МНО за 2025 год и заканчивая годом прекращения ВП, общая ставка МНО будет представлять 0,057, а не 0,05.
  • Освобождение от МНО распространяется на сельхозугодия, которые принадлежат физлицам и находятся в пределах населенного пункта на 1 января года, за который считается МНО, а не на 1 января 2022 года.
  • Плательщиков ЕН групп 2 и 3, которые за прошлый год получили положительное значение МНО, могут лишить статуса плательщика ЕН, если они будут иметь налоговый долг по ЕН на каждое 1-е число в течение двух кварталов.
  • Начиная с 2025 года дано добро на учет в выполнение МНО сумм ВС, которые уплачены в бюджет плательщиками ЕН со своих доходов.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше