ГАР всему голова
До недавнего времени, чтобы узнать о действующих видах господдержки, аграрию нужно было перелопачивать большие кипы информации. На сегодня, чтобы узнать такую информацию, просто нужно обратиться к Государственному аграрному реестру (ГАР).
Напомним, что ГАР — это автоматизированная электронная система, созданная Минагрополитики с целью эффективного и прозрачного привлечения и распределения всех видов поддержки для украинских аграриев, как за средства государственного бюджета, так и в виде льготных кредитов, международных грантов или технической помощи.
Порядок функционирования ГАР закреплен на уровне закона, а именно в Законе № 3980*. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 4 данного Закона
предоставление аграриям господдержки, поддержки за счет средств местных бюджетов, международной технической помощи, грантов или другой помощи должно происходить только через ГАР
Следовательно, на сегодня, чтобы аграрий имел право рассчитывать на получение сельхозподдержки, ему обязательно нужно быть зарегистрированным в ГАР. Сделать такую регистрацию несложно. Нужно просто зайти на сайт ГАР (www.dar.gov.ua) и, используя квалифицированную электронную подпись, пройти процедуру регистрации: заполнить регистрационную форму и предоставить согласие на обработку персональных данных.
После этого в ГАР создается персональный электронный кабинет агропроизводителя, в который автоматически подгружаются данные из других государственных реестров о вашей хозяйственной деятельности, земельном банке, поголовье животных и т. п.
После этого аграрию, чтобы иметь актуальную информацию о доступных для него программах поддержки, нужно просто заходить в электронный кабинет агропроизводителя в ГАР. Там будет содержаться максимально возможный на определенную дату вид поддержки, требования для тех, кто имеет право ее получить, а также регион (вся страна, область, район), на который распространяется действие конкретного вида господдержки.
Если аграрий отыщет в ГАР среди всех доступных видов господдержки тот, который подходит ему, то для его получения нужно просто в отведенное время (эта информация есть в ГАР) подать онлайн-заявки, а также, если нужно, другие документы, определенные порядком получения определенной помощи (об этом также отдельно указывается в ГАР). Подача заявок является бесплатной.
В течение 2024 года аграрии имели право получить разного рода господдержку, а некоторые виды они еще и до сих пор имеют право получить. Поэтому заходите в ГАР и ищите тот, который подойдет именно вам. Мы же дальше коротко пробежимся по тому, какие наиболее актуальные виды агроподдержки аграрий получал или еще получит в 2024 году, и по правилам их учета и налогообложения.
Бюджетные субсидии и дотации
Дотации на 1 га и 1 голову. Многие аграрии в 2024 году подавали заявки на получение:
— бюджетной субсидии на 1 га обрабатываемых угодий — в размере 4000 грн на 1 га;
— спецбюджетной дотации для содержания КРС — в размере 7000 грн на одну корову;
— спецбюджетной дотации для содержания маточного поголовья коз и/или овец — в размере 2000 грн на одну голову коз и/или овец;
— отдельной бюджетной субсидии на 1 га обрабатываемых угодий на территориях боевых действий — в размере 8000 грн на 1 га.
Предоставление таких дотаций регламентировано Порядком № 918*. Подробно об этом можно прочитать в «Господдержка аграриев из боевых территорий» // «Налоги & бухучет», 2024, № 70 и «Новые виды господдержки агротоваропроизводителей» // «Налоги & бухучет», 2024, № 26.
Средства на финансирование предоставления этих дотаций выделяются из госбюджета. Главным распорядителем является Минагрополитики и Укргосфонд и его региональные отделения.
Особенность получения этих дотаций заключается в том, что они имеют целевое направление. А именно их можно использовать
для покрытия понесенных получателями расходов на проведение полевых работ, оплату потребленной электроэнергии и ветеринарных услуг, приобретение горюче-смазочных материалов, средств защиты растений, ветеринарных препаратов, кормов, семян, удобрений, содержание коров, маточного поголовья овец и/или коз
Причем какое именно направление использования средств выбрал получатель, указывается в договоре, который аграрий после подачи заявки заключает с Укргосфондом.
К сведению! Если средства полученной дотации использованы не по выбранному направлению, то есть использованы не по целевому назначению, то это является основанием для возврата полученных средств.
Бухучет. В бухучете полученную дотацию и субсидию на 1 га и на 1 голову следует учитывать как целевое финансирование. Причем из Порядка № 918 следует, что такие дотации и субсидии даются для покрытия уже понесенных расходов. Поэтому в момент, когда стало известно, что аграрию будет выплачена такая субсидия или дотации (об этом будет указано в ГАР), нужно будет:
— признать дебиторскую задолженность, то есть осуществить проводку: Дт 377 — Кт 482 (п. 16 НП(С)БУ 15 «Доход»);
— сразу показать доход от целевого финансирования: Дт 482 — Кт 718 (п. 19 НП(С)БУ 15).
В момент, когда аграрий получит средства, следует закрыть дебиторскую задолженность путем осуществления записи: Дт 311 — Кт 377.
В то же время бывает так, что аграрий, который получил такую помощь, еще не понес расходы, на которые она была получена, и будет уже этими средствами компенсировать понесенные расходы в будущем. Тогда в момент, когда стало известно, что аграрий получит дотацию или субсидию, следует просто признать целевое финансирование (Дт 377 — Кт 482) и получение дотации (Дт 311 — Кт 377). А в периоде, в котором будут понесены расходы под эту компенсацию, следует признавать доходы: Дт 482 — 718 (п. 17 НП(С)БУ 15).
Налог на прибыль. У агрария — плательщика налога на прибыль полученная помощь будет отражена по правилам бухучета. Причем это касается как малодоходников, так и высокодоходников. Ведь налоговых разниц для таких операций не предусмотрено.
Обычный ЕН. Для агрария — плательщика ЕН группы 3, как юрлица, так и ФЛП, полученная помощь обойдет обложенный налогом доход на основании п.п. 4 п. 292.11 НКУ. Ведь согласно этой норме в состав ЕН-дохода не включаются, среди прочего, средства целевого назначения, которые поступили от Пенсионного фонда и других фондов общеобязательного государственного социального страхования, из бюджетов или государственных целевых фондов. А как было сказано выше, такая помощь выплачивается именно из бюджета.
На этом же основании суммы такой дотации и субсидии не должно попасть в предельный доход ФЛП — плательщика ЕН группы 2.
Обращаем внимание! То, что субсидии и дотации из бюджета — не предпринимательский доход ФЛП, подтверждают и налоговики (письмо ГНСУ от 13.04.2021 № 1512/ІПК/99-00-04-03-03-06 и БЗ 107.01.02). Но аргументируют они это не тем, что от этого освобождает их п.п. 4 п. 292.11 НКУ, а тем, что получение таких дотации и субсидий не связано с поставкой в пользу распорядителя бюджетных средств товаров. Поэтому налоговики считают, что такие суммы должны, обходя предпринимательский доход ФЛП на ЕН, попадать в этого гражданский доход.
Впрочем, этот факт не должен вынуждать ФЛП — получателя дотации и субсидии уплатить с этой суммы НДФЛ и ВС. Ведь именно юрлицо, которое выплачивает господдержку (в нашем случае Фонд), при начислении (выплате) дохода ФЛП в виде такой финподдержки обязано выполнить все функции налогового агента, определенные НКУ (см. письма ГНСУ от 07.05.2024 № 2604/ІПК/99-00-24-03-03 ІПК, от 22.04.2024 № 2234/ІПК/99-00-24-03-03 ІПК и т. п.).
СельхозЕН. У аграриев — плательщиков сельхозЕН сумма полученной дотации и субсидии точно попадет в общий доход (стр. 2 Расчета сельхоздоли) при расчете сельхоздоли, но на сам размер сельхоздоли не повлияет. Ведь, на наш взгляд,
такую помощь следует исключить из общего дохода агрария через стр. 3.1 Расчета сельхоздоли, потому что такая помощь предоставлена именно из бюджета
Достаточно часто налоговики по этому поводу имеют другую позицию. Но с этим можно бороться. Детали ищите в «Бюджетная господдержка и сельхоздоля: учитывать или нет?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 94 (ср. ).
Международная помощь
Программа USAID. В ГАР есть достаточно большое количество видов помощи от международных организаций. Самой популярной среди них является помощь по Программе USAID. По этой программе в течение 2024 года аграрии могли получить:
— мобильные зерносушилки;
— минеральные удобрения для удобрения определенных видов культур;
— средства временного хранения зерна — рукава — вместимостью 200 тонн каждый;
— денежные средства на приобретение оборудования, то есть основных средств (ОС), и т. п.
Кто имеет право претендовать на получение по Программе USAID вышеупомянутых активов, ищите в самом ГАР.
Бухучет. Если юрлицо получило матценности по программе USAID, то их оприходуют на баланс по правилам оприходования безвозмездно полученных активов. Оформляется такое оприходование обычно путем составления акта приема-передачи или приходным ордером.
Если аграрий от USAID получил:
— удобрения или рукава для зерна (их срок использования не больше года и после использования их передают на утилизацию), то их он признает запасами;
— мобильную зерносушилку — он признает ее основным средством (ОС).
Первоначальной стоимостью полученных активов, по которой они зачисляются на баланс, являются их справедливая стоимость с учетом расходов, предусмотренных п. 9 НП(С)БУ 9 «Запасы», — для запасов (п. 12 НП(С)БУ 9, п. 2.10 Методрекомендаций № 2*) и перечисленных в п. 8 НП(С)БУ 7 «Основные средства» — для основных средств (п. 10 НП(С)БУ 7).
Отражать в учете безвозмездно полученные как запасы, так и ОС следует через целевое финансирование (Дт 208, 22, 152 — Кт 484)
Когда речь идет о получении безвозмездных запасов (минудобрений и рукавов), то доход от их получения (Дт 484 — Кт 718) следует признавать в момент передачи их в использование (Дт 231 — Кт 208, 22), то есть в момент внесения удобрений в землю или засыпания зерна в рукав. Ведь это целевое финансирование получено под расходы, которые будут осуществлены в будущем (п. 17 НП(С)БУ 15).
Что касается безвозмездно полученных ОС или получения средств на приобретение ОС, то в этом случае речь идет о целевом финансировании на капитальные инвестиции. А потому признают такое финансирование доходом в течение периода полезного использования безвозмездно полученного или приобретенного ОС пропорционально сумме начисленной амортизации (п. 18 НП(С)БУ 15). То есть в момент введения в эксплуатацию зерносушилки (Дт 152 — Кт 484, Дт 104 — Кт 152) или получения средств международной поддержки на приобретение ОС (Дт 311 — Кт 484) следует целевое финансирование признать доходами будущих периодов (Дт 484 — Кт 69 «Доходы будущих периодов»). А сам же доход (Дт 69 — Кт 745 «Доход от безвозмездно полученных активов») признавать в периоде начисления амортизации на такую сушилку (Дт 23 — Кт 131).
Налог на прибыль. Получение по программе USAID запасов и их использование у всех плательщиков налога на прибыль будут отражены по правилам бухучета. Ведь для таких операций налоговых разниц нет.
Если же по программе USAID было получено ОС или средства на приобретение ОС, то у малодоходников, которые отказались от разниц, все будет по правилам бухучета. А вот высокодоходникам и малодоходникам-добровольцам приобретенные за полученные средства ОС и безвозмездно полученные активы, которые являются ОС, следует включать в налоговые ОС, и они будут участвовать при расчете налоговых разниц (см. письмо ГНСУ от 10.08.2023 № 2404/ІПК/99-00-21-02-02-07).
Обычный ЕН. Все плательщики ЕН, как юрлица, так и ФЛП, стоимость полученных по программе USAID активов (как запасов, так и ОС)
должны включать в свой налогооблагаемый доход согласно п. 292.3 НКУ, как безвозмездно полученные активы
Датой отражения единоналожного дохода является дата подписания акта приема-передачи безвозмездно полученных активов (п. 292.6 НКУ). Размер налогооблагаемого дохода равен обычной цене такого актива (БЗ 107.01.03 и 108.01.02*, а также письмо ГНСУ от 07.06.2019 № 2593/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).
* zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=37273 и zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=28198
Другое дело, когда получают международную поддержку деньгами. Для юрлиц — плательщиков ЕН это обычный налогооблагаемый доход. А вот о ФЛП у налоговиков другое мнение. На их взгляд, полученная международная поддержка не является предпринимательским доходом ФЛП, ведь эти средства — не доход от производства (изготовления) и/или реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг таким предпринимателем в пользу нерезидента. Поэтому сумму международной помощи следует считать не предпринимательским, а гражданским доходом физлица и облагать НДФЛ и ВС.
Причем определение лица, которое будет уплачивать НДФЛ и ВС с суммы международной помощи, будет зависеть от того, будет выплачиваться такая помощь непосредственно из-за границы или через постоянное представительство нерезидента в Украине. Так, если выплату международной помощи осуществляет:
— нерезидент через свое представительство в Украине, то представительство, как резидент Украины, в этой ситуации выступает в качестве налогового агента и именно оно должно облагать такую помощь НДФЛ и ВС (см. письмо ГНСУ от 22.04.2024 № 2234/ІПК/99-00-24-03-03 ІПК);
— нерезидент из-за границы, то облагать такую помощь НДФЛ и ВС должно физлицо. Для этого оно должно подать годовую декларацию об имущественном положении и в ней начислить НДФЛ и ВС с такой суммы, как с иностранного дохода (см. письмо ГНСУ от 07.03.2024 № 1198/ІПК/99-00-24-03-03 ІПК).
СельхозЕН. Стоимость как полученных запасов, так и ОС должна попасть только в общую сумму дохода агрария. В сельхоздоход она не попадет. Кроме того, аграрий не сможет уменьшить объем общего дохода на стоимость полученных минудобрений через стр. 3.1 Расчета сельхоздоли. Ведь через эту строку из общего дохода исключают суммы помощи, полученной из госбюджета. Активы, полученные по программе USAID, — это не бюджетная помощь.
Следовательно,
стоимость безвозмездно полученных по программе USAID активов будет уменьшать размер сельхоздоли агрария
Это подтверждают и налоговики (см. письма ГНСУ от 13.04.2023 № 899/ІПК/99-00-04-03-03-06, от 19.05.2023 № 1220/ІПК/99-00-04-03-03-06, от 31.05.2023 № 1342/ІПК/99-00-04-03-03-06).
Причем стоит помнить, что Расчет сельхоздоли аграрий заполняет на основе данных бухучета (БЗ 108.02.01). Поэтому в общий доход должна попасть только та сумма целевого финансирования, которая в течение года стала доходом. То есть в случае получения безвозмездных ОС стоимость такого актива будет попадать в общий доход не в момент получения актива, а в течение всего срока его использования пропорционально начисленной амортизации. То есть когда аграрий будет признавать бухдоход от целевого финансирования в капитальные инвестиции.
Выводы
- Чтобы узнать, какие виды господдержки может получить аграрий, он должен зарегистрироваться в ГАР.
- Полученную дотацию на 1 га и 1 голову следует включать в бухдоход в момент, когда стало известно, что она будет выплачена.
- Сумма полученной бюджетной дотации должна обойти обложенный налогом доход плательщика ЕН и не должна повлиять на размер сельхоздоли плательщика сельхозЕН.
- Полученные активы по программе USAID оприходуются на баланс по справедливой стоимости.
- Для плательщика ЕН стоимость полученных активов по программе USAID включается в налогооблагаемый доход по обычной цене.
- Стоимость полученного актива по программе USAID увеличит по правилам бухучета только общий доход агрария при расчете сельхоздоли, а следовательно, уменьшит размер его сельхоздоли.