Темы статей
Выбрать темы

Ответственность за неподачу финотчетности или подачу ее по «чужой» форме

Казанова Марина, налоговый эксперт
Какая ответственность грозит за неподачу / несвоевременную подачу финотчетности в условиях военного положения? Произошли ли какие-то изменения по сравнению с предыдущим годом? Давайте разберемся с этими вопросами сейчас.

Для начала напомним, каким госорганам подается финотчетность. Подают ее:

1) налоговикам — (1) плательщики налога на прибыль; (2) неприбыльные организации и (3) плательщики части чистой прибыли (дохода) и/или дивидендов на государственную долю, определенные Законом № 185-V*;

* Закон Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 № 185-V.

2) органам статистики — все юридические лица. При этом микропредприятия и неприбыльные организации подают только годовую финотчетность. А остальные — также и промежуточную (квартальную);

3) центру сбора финотчетности (ЦСФО) — предприятия, которые отчитываются по МСФО. Такие предприятия обязаны подавать ЦСФО финотчетность по таксономии.

Штрафы от налоговиков

Декларация без финотчетности. Финотчетность — это приложение к декларации по налогу на прибыль / отчету об использовании доходов неприбыльной организации (п. 46.2 НКУ). Поэтому если с декларацией / отчетом не подали финотчетность, то налоговики не признают их поданными (пошлют отказ в принятии декларации). А следовательно, к предприятию может быть применен

штраф по ст. 120.1 НКУ за неподачу декларации — 340 грн за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу (за повторное нарушение в течение года — 1020 грн)

Будет ли штраф во время военного положения? Если вы относитесь к плательщикам, которые имеют возможность во время военного положения исполнять налоговые обязанности*, то вы должны подавать налоговую отчетность в общие сроки, установленные НКУ. А потому за неподачу своевременно декларации по налогу на прибыль / неприбыльного отчета вместе с финотчетностью штраф применяется в общем порядке. Освобождений нет.

* Невозможность исполнять налоговые обязанности, напомним, следует подтверждать по специальной процедуре. Больше деталей найдете в статье «Невозможность исполнять налоговые обязанности: напоминаем о главном» // «Налоги & бухучет», 2022, № 98.

Обратите внимание: Закон № 2115*, который предусматривает, что в период действия военного положения, а также в течение 3 месяцев после его завершения не применяется ответственность за неподачу отчетности,

не освобождает от налоговых штрафов,

поскольку в самом этом Законе (п.п. 5 п. 1) прямо указано, что он не распространяется на налоговые правоотношения (п.п. 5 п. 1 Закона).

* Закон Украины «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны» от 03.03.2022 № 2115-IX.

Если вы плательщик, который не имеет возможности во время военного положения исполнять налоговые обязанности (что должно подтверждаться соответствующим решением налоговиков), — для вас сроки подачи налоговой отчетности несколько иные (см. п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ). И только после нарушения этих сроков (неподачи отчетности в эти сроки) у налоговиков уже появятся основания применить штраф.

Впрочем штраф — это не единственная угроза, которая может быть. Неподача плательщиком налога на прибыль финотчетности за последний отчетный период (с учетом требований п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ, то есть с учетом возможности/невозможности выполнения налоговых обязанностей во время военного положения)

может стать основанием для включения плательщика НДС в число рисковых плательщиков, а следовательно, стать причиной блокировки налоговых накладных (см. критерий 7 рисковости плательщика НДС)*

* Критерии приведены в приложении 1 к Порядку остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденному постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

Неподача проаудированной финотчетности. Для предприятий — плательщиков налога на прибыль, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением, п. 46.2 НКУ устанавливает обязанность подавать отдельно налоговикам проаудированную годовую финотчетность. Срок — не позже 10 июня года, следующего за отчетным. Так вот, по общим правилам (п. 46.2 НКУ), за неподачу (несвоевременную подачу) налоговикам проаудированной финотчетности применяется штраф по ст. 120.1 НКУ как за неподачу / несвоевременную подачу налоговой отчетности в размере 340 грн (при повторном нарушении — 1020 грн).

Однако сейчас, как и в предыдущем году, продолжает свое действие п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ, который предусматривает, что во время военного положения

плательщик освобождается от ответственности за неподачу проаудированной финотчетности налоговикам (которая подается в срок не позже 10 июня). При этом такая проверенная аудитором годовая финотчетность должна быть подана в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного положения

Причем это касается и тех плательщиков, которые имеют возможность исполнять налоговые обязанности во время военного положения.

А следовательно,

пока что ответственности за неподачу / несвоевременную подачу налоговикам проаудированной финотчетности нет

По нынешним законодательным нормам она наступит, если проаудированная финотчетность не будет подана налоговикам в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного положения. Этот вывод подтверждают и налоговики в письме ГНСУ от 26.05.2023 № 12059/7/99-00-04-03-01-07 (ср. ).

Админштрафы на должностные лица. Как признают налоговики (см. разъяснение в категории 102.22 БЗ), нормами КУоАП не предусмотрено право органов ГНС составлять протоколы об административных правонарушениях за неподачу или несвоевременную подачу финансовой отчетности.

Впрочем, если рассматривать финотчетность как приложение к декларации по налогу на прибыль, то налоговики любят в таком случае (за неподачу, несвоевременную подачу налоговой отчетности) применять общий админштраф за нарушение правил налогового учета по ч. 1 ст. 1631 КУоАП. Этим же пунктом предусмотрена и админответственность за неподачу или несвоевременную подачу аудиторских заключений, подача которых предусмотрена законами Украины.

Размер админштрафа — от 85 до 170 грн, а если лицо в течение года уже было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, — от 170 до 255 грн.

Хотя админштраф в этом случае спорный! Впрочем его не следует списывать со счетов.

О возможности применения в общем случае админштрафа по ч. 1 ст. 1631 КУоАП в случае неподачи налоговикам проаудированной годовой финотчетности (плательщиками, которые обязаны подавать проаудированную финотчетность налоговикам), фискалы говорят, в частности в разъяснении от 09.06.2023. Но они также подтверждают, что поскольку сейчас действует освобождение от ответственности за неподачу проаудированной финотчетности, предусмотренное п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ, то

«у плательщика, который ее не подал, фактически отсутствует вина». Следовательно, в период действия военного положения админответственность, предусмотренная ст. 1631 КУоАП за неподачу или несвоевременную подачу аудиторских заключений, к должностным лицам прибыльщика не применяется

Штрафы от органов статистики

Вообще, неподача / несвоевременная подача органам статистики финотчетности грозит админштрафом на виновные должностные лица предприятия по ст. 1863 КУоАП. Размер штрафа — от 170 до 255 грн. При повторном нарушении в течение года — штраф в размере от 255 до 425 грн.

Но! Теперь и дальше продолжают действие нормы Закона № 2115, которыми установлено, что:

(1) подавать финотчетность можно в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного положения за весь период неподачи финотчетности*;

* Исключением являются юрлица, «которые наделены бюджетными полномочиями согласно законодательству».

(2) в период действия военного положения, а также в течение 3 месяцев после его завершения не применяется административная и/или уголовная ответственность за неподачу или несвоевременную подачу отчетности.

Причем

доказывать факт невозможности подачи отчетности Закон № 2115 не требует

Аналогичная норма (о том, что финотчетность можно подавать в течение 3 месяцев после окончания военного положения за весь период неподачи) закреплена и в п. 2 Порядка № 419*.

* Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419.

То есть приходим к заключению, что во время военного положения пока что админответственность за неподачу финотчетности органы статистики применить не могут.

Интересный момент. НБУ в своем разъяснении говорит о перспективе изменений в этом вопросе. Впрочем речь лишь о законопроекте с неопределенной перспективой принятия.

Штрафы от Госфинконтроля

Для полноты картины заметим, что в КУоАП есть еще админштраф за неподачу финотчетности, предусмотренный ст. 1642. Размер штрафа — от 136 до 255 грн. А за повторное нарушение в течение года — от 170 до 340 грн. Но применять его могут только органы Госфинконтроля. Налоговики привлекать к админответственности на основании этой статьи не имеют права.

Штрафы, установленные ст. 1642 КУоАП, могут применяться только к должностным лицам субъектов хозяйствования, которые финансируются из бюджета (имеют дело с бюджетными средствами). Но, опять же, здесь на пути могут стать нормы Закона № 2115.

(Не)подача МСФО-отчетности по таксономии

Здесь тоже аналогично будут действовать нормы Закона № 2115 и Порядка № 419, которые позволяют подавать финотчетность в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного положения за весь период неподачи финотчетности. А следовательно, пока не пройдет этот срок, никакой административной ответственности не будет.

Необнародование финотчетности

За нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом ст. 16316 КУоАП предусмотрен админштраф в размере от 17000 до 34000 грн.

Но! Закон № 2115 во время действия военного положения позволяет обнародовать финотчетность не в общеопределенные сроки, а в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного положения. Одновременно им установлено, что до истечения этого срока должностные лица предприятий освобождаются от ответственности за нарушение сроков обнародования финотчетности вместе с аудиторским отчетом.

Подача финотчетности не по своим формам

Обычно этим «грешат» микропредприятия, отчитываясь по формам № 1-м и № 2-м, вместо надлежащих № 1-мс и № 2-мс. К каким последствиям это может привести?

Подача «чужого» комплекта финотчетности, по большому счету, расценивается как нарушение правил составления финотчетности.

Не по форме — в статистику. Теоретически органы статистики за подачу финотчетности не по той форме могут применить админштраф по ст. 1863 КУоАП — за подачу органам госстатистики данных не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией. Размер штрафа — от 170 до 255 грн. При повторном нарушении в течение года — штраф в размере от 255 до 425 грн.

Но будут ли органы статистики проверять, по своим ли формам подало предприятие финотчетность? Тем более, что финотчетность и не слишком вписывается в определение отчетно-статистической документации. Впрочем, полностью исключить риск привлечения виновного должностного лица к ответственности по ст. 1863 КУоАП нельзя.

Не по форме налоговикам. Теперь в своих разъяснениях, в частности в категории 102.22 БЗ, налоговики говорят, что

подача приложений к налоговой декларации, и в том числе финансовой отчетности, не по установленной форме может привести к непризнанию такой декларации налоговой отчетностью в соответствии с п. 48.7 ст. 48 НКУ

Хотя здесь надо отметить, что если налоговая отчетность принята (пришли обе квитанции и в течение 5 рабочих дней не поступил отказ в принятии декларации (пп. 49.9.2, 49.11 НКУ), то формально потом уже не признать поданную декларацию налоговики не могут.

Нужно ли исправлять «ошибку» (переподавать финотчетность)? По большому счету, например, то, что предприятие подало ф. № 1-м, ф. № 2-м вместо ф. № 1-мс, ф. № 2-мс: (1) никак не влияет на данные декларации по налогу на прибыль; (2) подав такие формы, предприятие предоставило расширенную информацию.

В вышеупомянутой консультации 102.22 БЗ о необходимости уточнения финотчетности в случае подачи ее по чужим формам сами налоговики говорят, что

уточнение осуществляется, «если вследствие выявленных в финансовой отчетности ошибок подлежат уточнению показатели налоговой декларации»

Можно ли в этом случае говорить о том, что в самой финотчетности допущены ошибки, которые влияют на показатели налоговой декларации? На наш взгляд, нет. На показатели налоговой декларации финотчетность не по той форме не влияет.

Если вы решили подать повторно финотчетность, то надо:

подать исправленную уточняющую финотчетность (по правильным формам);

уточниться по налогу на прибыль (подать повторно декларацию, чтобы поставить отметки о правильной ФО).

Выводы

  • За неподачу / несвоевременную подачу налоговикам финотчетности:
    — которая подается вместе с декларацией по налогу на прибыль — штрафы во время военного положения применяются в общем порядке (исключение — для плательщиков, которые не имеют во время военного положения возможности исполнять налоговые обязанности);
    — проаудированной годовой финотчетности (в срок не позже 10 июня), которая подается отдельно от декларации предприятиями, которые обнародуют финотчетность, — во время военного положения ответственности пока что нет.
  • За неподачу финотчетности органам государственной статистики во время военного положения штрафов пока что нет. Их могут применить, если финотчетность не будет подана в течение 3 месяцев после отмены военного положения.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше