Общее правило на сегодня следующее. Если у налогоплательщика отсутствовала возможность своевременно исполнять свои налоговые обязанности*, то он освобождается от предусмотренной НКУ ответственности. Исполнить такие обязанности нужно в течение 6 месяцев после прекращения или отмены военного положения. То есть в этом случае отсутствие возможности должно быть в течение всего периода военного положения.
Если же возможность исполнять налоговые обязанности таки возобновилась в течение военного положения, то выполнить их нужно в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем возобновления.
* В частности, обязанности в отношении сроков уплаты налогов/сборов/платежей, подачи отчетности и/или документов (уведомлений) (в том числе «трансфертных» и предусмотренных п. 46.2 НКУ), регистрация налоговых и акцизных накладных и РК к ним, подача электронных документов, которые содержат информацию о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта и т. п.
Эти правила установлены в п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
Напомним, что сначала плательщики освобождались от ответственности, если у них не было возможности исполнять свои обязанности, без особых процедур. То есть НКУ не содержал объяснения о том, что же это за «невозможность» такая. Однако на сегодня существует порядок ее подтверждения.
Чем предусмотрен порядок подтверждения? Порядок подтверждения невозможности, а также перечень необходимых документов утверждены приказом Минфина от 29.07.2022 № 225 (далее — Порядок № 225).
На каких плательщиков распространяется порядок? Подтверждать «невозможность…» по этому порядку могут как физлица, независимые профессионалы и ФЛП, так и юрлица.
Каковы основания «невозможности…»? В Порядке № 225 приведен неисчерпывающий перечень. Это, в частности, следующие (см. таблицу ниже).
Обстоятельства, которые свидетельствуют о «невозможности…»
Для юридических лиц |
Потеря (уничтожение или порча) первичных документов, компьютерного и другого оборудования вследствие боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией РФ |
Невозможность использовать или вывезти документы, компьютерное и другое оборудование вследствие ведения боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией РФ |
Использование или вывоз документов, компьютерного или другого оборудования связано с риском для жизни или здоровья должностного лица налогоплательщика или невозможно в связи с установлением уполномоченными органами государственной власти в соответствии с законом в условиях военного положения запретов и/или ограничений |
Возможность утечки информации об объемах и местах хранения горючего или спирта этилового и их уничтожения в дальнейшем в результате составления и регистрации акцизных накладных и/или подачи электронных документов, которые содержат данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового, и/или подачи заявки на перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами, которые не являются акцизными складами передвижными и т. п. (исключительно в части выполнения определенных этим абзацем обязательств) |
Отсутствие у налогоплательщика других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством начислять, взимать и вносить в бюджет налоги, сборы, а также вести бухгалтерский учет, составлять и подавать налоговую и финансовую отчетность, отсутствие возможности у собственника назначить такие должностные лица при условии отсутствия у такого налогоплательщика объектов налогообложения, или показателей, которые подлежат декларированию, в соответствии с требованиями НКУ, может быть связано со следующими обстоятельствами: — должностное лицо является одновременно одним из собственников юридического лица при условии, что отсутствие такого совладельца (акционера, участника, учредителя) делает невозможным принятие решения о назначении на постоянной или временной основе другого должностного лица; — должностное лицо является одновременно одним из собственников юридического лица при условии, что отсутствие такого совладельца (акционера, участника, учредителя) делает невозможным принятие решения о назначении на постоянной или временной основе другого должностного лица; — юридическое лицо основано на собственности отдельного физического лица, которое одновременно является единственным должностным лицом такого юридического лица |
Пребывание (налоговый адрес налогоплательщика и/или фактическое нахождение / нахождения производственных мощностей и т. п.) на территории населенного пункта, в котором ведутся военные (боевые) действия, который (которые) находится в окружении (блокаде) или временно оккупирован вооруженными формированиями РФ |
Другие обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства) |
Для физлиц / независимых профессионалов / ФЛП |
Пребывание на территории населенного пункта, который является налоговым адресом такого плательщика и в котором ведутся военные (боевые) действия, который окружен (заблокирован) или временно оккупирован вооруженными формированиями РФ |
Пребывание на стационарном лечении в заведениях здравоохранения (в том числе заграничных) в связи с ранением (контузией, травмой, увечьем), связанным с выполнением обязанностей военной службы, или в отпуске в связи с болезнью или для лечения после тяжелого ранения по заключению (постановлению) военно-врачебной комиссии |
Пребывание на стационарном лечении в заведениях здравоохранения (в том числе заграничных) в связи с ранением (контузией, травмой, увечьем), заболеванием, полученными в результате боевых действий и связанных с ними несчастных случаев или вследствие повреждений, полученных от насильственных действий служащих вооруженных формирований РФ в районе боевых действий или временной оккупации |
Призыв на военную службу во время всеобщей мобилизации или пребывание в подразделениях теробороны |
Принадлежность к работникам правоохранительных органов, военнослужащим или работникам ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службы внешней разведки Украины, ГУ разведки Минобороны, Госпогранслужбы, лицам рядового, начальственного состава, военнослужащим, работникам МВД, Управления государственной охраны Украины, Госслужбы спецсвязи и защиты информации Украины, ГСЧС, другим образованным в соответствии с законами Украины воинским формированиям и другим лицам, которые принимают непосредственное участие в осуществлении мероприятий по обеспечению нацбезопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии РФ |
Потеря/отсутствие (смерть, признание безвестно отсутствующим и т. п.) лиц, на которых в соответствии с абз. 2 п. 179.6 возлагается обязанность в отношении заполнения и подачи налоговой декларации от имени налогоплательщика, которые являются малолетними/несовершеннолетними или признанными судом недееспособным лицом, если такие лица не находятся на полном содержании других лиц или государства |
Потеря (уничтожение или порчи) первичных документов, компьютерного и другого оборудования в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией РФ, или нахождение их на территориях, на которых ведутся (велись) военные (боевые) действия, которые окружены (заблокированы) или временно оккупированы РФ |
Невозможность использовать или вывезти документы, компьютерное и другое оборудование вследствие ведения военных (боевых) действий, окружения (блокады) или если территория, где находятся документы, компьютерное и другое оборудование, временно оккупирована РФ |
Использование или вывоз документов, компьютерного или другого оборудования связано с риском для жизни или здоровья налогоплательщика или невозможно в связи с установлением уполномоченными органами государственной власти в соответствии с законом в условиях военного положения запретов и/или ограничений |
Возможность утечки информации об объемах и местах хранения горючего или спирта этилового и их уничтожения в дальнейшем вследствие составления и регистрации АН и/или подачи электронных документов, которые содержат данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового, и/или подачи заявки на перемещение горючего или спирта этилового и т. п. (исключительно в части выполнения определенных этим абзацем обязанностей) |
Другие обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства) |
Что нужно подавать и куда? Специальное заявление и документы, которые подтверждают невозможность (выбираем из перечней для самозанятых лиц в приказе Минфина подходящие, также можно предоставлять дополнительные документы и информацию). Образец заявления можно найти в статье «Подтверждение невозможности — разбираемся с деталями» // «Налоги & бухучет», 2022, № 67.
Подаем пакет документов и заявление в электронной форме (через Электронный кабинет) или в бумажном виде (нарочно или по почте) в вашу налоговую или любой сервисный центр (например, Центр обслуживания налогоплательщиков) (п. 8 разд. ІІ Порядка № 225).
В какие сроки нужно подавать? Существует два срока подачи заявления с подтверждающими документами:
1) до 30.09.2022. Для тех плательщиков, которые на момент появления Порядка № 225 (06.09.2022) имели возможность подать такое заявление и документы и сохранили ее вплоть до этой даты;
2) вместе с выполнением любой из налоговых обязанностей, но не позже истечения 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором возобновилась возможность исполнять налоговые обязанности. Для тех плательщиков, у которых не было возможности подать заявление и подтверждающие документы до 30.09.2022.
Как рассматривается заявление и документы? Налоговики рассматривают заявление + подтверждающие документы и выносят (п. 1 разд. ІІІ Порядка № 225):
— предварительное решение (если, на их взгляд, не хватает каких-то документов или объяснений). Срок для направления решения плательщику — 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения фискалами заявления и документов. Срок предоставления плательщиками дополнительных объяснений и документов — 10 календарных дней со дня, следующего за днем получения предварительного решения. Дополнительные объяснения и документы рассматриваются еще в течение 20 календарных дней;
— окончательное решение. Срок для направления решения плательщику:
а) 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения фискалами заявления и документов, — если документов достаточно и предварительного решения не было;
б) 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения плательщиком предварительного решения, — если документов и информации недостаточно, плательщик подал дополнительные документы и объяснения;
в) 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения первичного заявления и документов + 10 календарных дней со дня, следующего за днем получения плательщиком предварительного решения, — если документов и информации недостаточно, а плательщик проигнорировал предварительное решение.
Если невозможность не подтвердилась? У плательщика следующие варианты:
— обжаловать окончательное решение в административном (в ГНСУ в порядке ст. 56 НКУ) и судебном (в админсуд в порядке КАСУ) порядке;
— уплачивать соответствующие штрафные санкции (см. подробнее в статье «Подтверждение невозможности: если налоговики отказали» // «Налогам & бухучет», 2022, № 87).
Где еще можно почитать о невозможности? Более подробную информацию о невозможности можно найти в статьях:
— «Подтверждение невозможности — разбираемся с деталями» // «Налоги & бухучет», 2022, № 67;
— «Невозможность выполнения налоговых обязательств: вопросы-ответы» // «Налоги & бухучет», 2022, № 73;
— «Появилась возможность исполнять налоговые обязанности» // «Налоги & бухучет», 2022, № 83;
— «Без света: что с отчетностью, налогами и налоговыми накладными?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 91.