Условия возврата переплаты
Общие правила и условия возврата ошибочно и/или излишне уплаченных в бюджет средств определены ст. 43 НКУ и Порядком № 60*. Однако под их действие не попадают — возмещение НДС, возврат излишне внесенных таможенных платежей (п. 2 разд. I Порядка № 60), возврат лишних средств с НДС-счета (см. статью «Возврат лишних денег (переплаты) с электронного НДС-счета» // «Налоги & бухучет», 2024, № 15) и переплаты по ЕСВ (см. статью «Возвращаем ошибочно уплаченный ЕСВ» // «Налоги & бухучет», 2024, № 15).
Не вернут переплату плательщикам, в отношении которых приняты решения о применении специальных экономических и других ограничительных мероприятий (санкций)
в порядке, установленном Законом Украины «О санкциях» от 14.08.2014 № 1644-VII, в течение срока применения таких санкций (абзац второй п. 43.1 НКУ).
Излишне и/или ошибочно уплаченные средства подлежат возврату плательщику из того бюджета, в который такие средства были зачислены, или с единого счета, если плательщик его использует (п. 43.6 НКУ). При этом вернуть переплату из бюджета можно при условии, что:
1) у плательщика отсутствует налоговый долг (п. 43.1 НКУ) по тому налогу, по которому предприятие решило вернуть переплату (см. постановление ВС от 31.07.2020 по делу № 280/701/19), и
2) от дня возникновение переплаты не прошло 1095 дней (п. 43.3 НКУ и п. 1 разд. IIІ Порядка № 60). Переплата, которая осталась не востребованной плательщиком после окончания этого срока (учитывается больше 1095 календарных дней без движения), подлежит списанию с ИКП (п. 7 подразд. 2 разд. III Порядка № 5*, см. БЗ 129.04).
При расчете 1095 дней, которые отведены на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет, следует учитывать как карантинную (с 18.03.2020 по 30.06.2023 включительно), так и военную (с 24.02.2022 и по 31.07.2023 включительно) приостановку отсчету сроков (п. 522 и п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)
Следовательно, течение 1095-дневного срока для возврата из бюджета излишне уплаченных средств останавливался на период с 18.03.2020 по 31.07.2023 включительно (см. БЗ 129.04, разъяснение Восточного МУ ГНС по работе с КНП от 08.02.2024, постановление Третьего апелляционного админсуда от 09.11.2023 по делу № 160/9409/23, Второго апелляционного админсуда от 12.04.2023 по делу № 480/13774/21). Подробнее см. статью «Возврат переплаты из бюджета» // «Налоги & бухучет», 2024, № 6.
Общий механизм возврата переплаты
По решению налогоплательщика имеющаяся переплата может быть (п. 43.4 НКУ):
1) возвращена на счет плательщика в банке, небанковскому предоставителю платежных услуг, на единый счет (в случае его использования), а при отсутствии счета в банке или у небанковского предоставителя платежных услуг — в наличной форме или
2) направлена на погашение денежного обязательства и/или налогового долга по другим платежам независимо от вида бюджета.
Однако учтите: с единого счета возможно только одно направление возврата переплаты — ошибочно и/или излишне уплаченные средства перечисляются исключительно на счет плательщика в банке, небанковскому предоставителю платежных услуг (п. 10 Порядка функционирования единого счета и выполнения норм статьи 351 Налогового кодекса Украины центральными органами исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабмина от 29.04.2020 № 321).
Еще заметьте! Основания для возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств по налогам/сборам в счет погашения долга по уплате ЕСВ отсутствуют. Поскольку ЕСВ не входит в систему налогообложения и не относится к источнику наполнения доходной части государственного и местных бюджетов (см. БЗ 129.04).
Также стоит помнить, что когда у плательщика имеется переплата по конкретному налогу, то она автоматически (без заявления плательщика) засчитывается в счет погашения текущих начислений денежных обязательств, которые возникнут по этому налогу в следующих периодах (п.п. «а» п. 87.1 НКУ, см. БЗ 129.04).
Чтобы вернуть переплату из бюджета или направить ее в счет погашения налогового долга по другим налогам, необходимо подать заявление о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени (п. 43.3 НКУ).
Возврат сумм переплаты по НДФЛ и ВС имеет свои нюансы. О них читайте в статье «Переплата по НДФЛ и ВС: возвращаем или оставляем?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 15.
Подают заявление о возврате переплаты в территориальный орган ГНС по месту администрирования (учета) ошибочно и/или излишне уплаченной суммы (см. БЗ 129.04)
При этом подать заявление плательщик может (п. 1 разд. ІІІ Порядка № 60):
— в бумажной форме лично или уполномоченным на это лицом или послать такое заявление по почте. Бумажное заявление оформляют в произвольной форме;
— в электронной форме.
В то же время заявление о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени с единого счета подают исключительно в электронной форме в территориальный орган ГНС по основному месту учета такого плательщика через сервис «Электронный кабинет» (п. 1 разд. ІІ Порядка № 60, см. БЗ 129.05).
Идентификатор электронной формы заявления о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени для юридических лиц — J1302002, а для физических лиц — F1302002.
Заполняем заявление о возврате переплаты
В заявлении о возврате средств из бюджета обязательно указывают (п. 2 разд. ІІ и п. 2 разд. ІІІ Порядка № 60, см. БЗ 129.04):
1) название ошибочно и/или излишне уплаченного налога, сбора, платежа и его сумму;
2) дату уплаты и реквизиты из платежного документа, по которому средства перечислены в бюджет. А именно следует указать — код классификации доходов бюджета, бюджетный счет, на который перечислены средства, код ЕГРПОУ территориального органа Казначейства, на имя которого открыт счет.
Тут подчеркнем: Порядок № 60 требует указывать в заявлении реквизиты бюджетного счета, на который перечислены средства. Однако если реквизиты изменились, то проставляем новые. На это намекают налоговики в письме ГНСУ от 15.07.2021 № 2776/ІПК/99-00-18-03-03-06.
Заметьте! Если переплата возникла из-за подачи уточняющей декларации/расчета (УР), то как дату уплаты ошибочной или излишней суммы следует указывать дату возникновения переплаты (см. письмо ГУ ГНС в г. Киеве от 21.07.2021 № 2865/ІПК/26-15-04-02-16). И соответственно данных о платежке указывать не нужно. Датой уплаты логично считать дату подачи УР (поскольку до того переплаты не было). Но налоговики и в письме, и в Порядке № 60 говорят именно про дату уплаты средств;
3) направление перечисления ошибочно и/или излишне уплаченных средств, которые возвращаются:
— на текущий счет плательщика налога в учреждении банка или у небанковского предоставителя платежных услуг;
— на единый счет (в случае его использования);
— на бюджетный счет для погашения денежного обязательства и/или налогового долга по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на органы ГНС, независимо от вида бюджета;
— в наличной форме средств по чеку (в случае отсутствия у налогоплательщика счета в банке, у небанковского предоставителя платежных услуг) — это направление доступно только для физических лиц.
Еще раз отметим: возврат средств с единого счета возможен исключительно на текущий счет налогоплательщика.
Дополнительно к заявлению можно подать копию платежного документа, во исполнение которого ошибочно и/или излишне уплаченный платеж перечислен в бюджет
(п. 2 разд. ІІІ Порядка № 60, см. БЗ 129.04). Чтобы приложить к электронному заявлению платежку, выбирают документ произвольного формата (J/F1360102) и подтягивают нужный документ.
А если переплата возникла по нескольким платежным документам? Тогда с целью возврата ошибочно или излишне уплаченных сумм налоговики советуют подавать отдельные заявления по каждому платежному документу. Ведь, как разъясняют фискалы, в поле «Дата сплати до бюджету» заявления по форме J/F1302002 указывается информация об одном платежном документе, в соответствии с которым возникла переплата (см. БЗ 135.03). Хотя в действительности в поле «Дата сплати до бюджету/Дата сплати на єдиний рахунок» обновленной формы заявления о возврате средств по идентификатору J/F1360102 есть возможность добавить строки. А следовательно, можно вписать даты нескольких платежных документов, копии которых будут прикреплены к заявлению.
Если же переплата возникла из-за подачи уточняющей декларации/расчета, то платежки, которая бы подтверждала переплату, не будет. Поэтому в этом случае к заявлению можно прикрепить письмо, в котором объяснить причины возникновения переплаты и отсутствие конкретного платежа, который к этому привел.
Образец заполнения заявления о возврате переплаты приведен в приложении к этой статье.
Срок возврата переплаты
После поступления от плательщика заявления о возврате переплаты из бюджета налоговики проводят две проверки такого полученного заявления:
1) автоматическую — на этом этапе электронное заявление проверяют средствами антивирусной защиты информации и, если все хорошо, вносят информацию о заявлении в е-Журнал/Журнал проработки заявлений на возврат средств (п. 2 разд. ІІ и п. 4 разд. ІІІ Порядка № 60). Информацию о заявлении, поданном плательщиком в бумажном виде, вносит в Журнал работник подразделения, которое выполняет функции по администрированию соответствующего налога, сбора, платежа;
2) содержательную — здесь налоговики проверяют заявление на предмет правомерности возврата средств. То есть устанавливают сам факт наличия у плательщика налогов переплаты и соблюдение условий для ее возврата (п. 3 разд. ІІ и п. 5 разд. ІІІ Порядка № 60). Например, налоговики будут смотреть, отсутствует ли у плательщика налоговый долг. При выявлении налогового долга фискалы откажут плательщику в возврате переплаты — пошлют письменное уведомление с отказом в возврате средств с указанием причины такого отказа (см. БЗ 135.03).
Важно:
сам факт подачи заявления о возврате переплаты не является основанием для проведения документальной внеплановой проверки в соответствии с п. 78.1 НКУ
Следовательно, если по результатам рассмотрения заявления правомерность возврата средств будет установлена, тогда налоговики не позже чем за пять рабочих дней до окончания 20-дневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления подготовят заключение о возврате надлежащих сумм средств из соответствующего бюджета или с единого счета (п. 43.5 НКУ). Сформированные электронные заключения о возврате из бюджета ошибочно и/или излишне уплаченных средств в автоматическом режиме посылают в Казначейство для выполнения (п. 9 разд. ІІІ Порядка № 60). А дальше все зависит от того, будут ли свободные средства в бюджете для возврата переплаты. В целом Казначейство должно вернуть ошибочно и/или излишне уплаченные в бюджет суммы плательщику в течение 5 рабочих дней, следующих за днем приема электронного заключения к исполнению (п. 5 разд. VI Порядка № 60).
Выводы
- Вернуть переплату из бюджета получится, только когда в отношении плательщика не применены специальные экономические и другие ограничительные мероприятия (санкции), у него отсутствует налоговый долг и со дня возникновения переплаты еще не прошло 1095 дней.
- Для возврата из бюджета излишне уплаченных средств нужно учитывать карантинную и военную приостановку 1095-дневного срока на период с 18.03.2020 и по 31.07.2023 включительно.
- Чтобы вернуть переплату из бюджета или направить ее в счет погашения налогового долга по другим налогам, необходимо подать налоговикам заявление о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени.
- После проверки заявления и установления правомерности возврата средств фискалы не позже чем за пять рабочих дней до окончания 20-дневного срока со дня подачи заявления подготовят заключение и пошлют его Казначейству для возврата надлежащих сумм плательщику.