Основы возврата
Общий механизм и условия возврата излишне и/или ошибочно перечисленных средств в бюджет изложены в ст. 43 НКУ и Порядке № 60*.
В то же время есть случаи, когда воспользоваться этим механизмом нельзя. Речь идет о получении возмещения НДС, возврате излишне перечисленных таможенных платежей (п. 2 разд. I Порядка № 60), возврате средств с электронного НДС-счета, а также возврате переплаты по ЕСВ.
Поэтому дальше поговорим именно об общем механизме возврата переплаты из бюджета, не разбирая вышеупомянутые особые случаи. Ведь переплаты по большинству налогов и сборов возвращают именно в общем порядке.
Условия возврата переплаты
Излишне и ошибочно уплаченные денежные обязательства подлежат возврату плательщику из того бюджета, в который такие средства были зачислены самим плательщиком или уплачены с единого счета, если плательщик его использует (п. 43.6 НКУ).
Причем вернуть переплату из бюджета можно при условии, что:
— во-первых, у налогоплательщика отсутствует налоговый долг (п. 43.1 НКУ).
Здесь во внимание должен приниматься только долг по тому налогу, который предприятие собирается вернуть. Это отмечают суды. Они считают, что при наличии налогового долга по другим налогам плательщик имеет право вернуть переплату по НДС на электронный счет (постановление ВС от 31.07.2020 по делу № 280/701/19);
— во-вторых, со дня образования переплаты не прошло 1095 дней (п. 43.3 НКУ и п. 1 разд. II Порядка № 60). Переплата, которая осталась невостребованной после окончания этого срока, подлежит списанию с ИК плательщика (п.п. 7 п. 2 разд. III Порядка № 5**).
При расчете 1095 дней, которые отведены на возврат излишне уплаченных сумм налогов в бюджет, следует учитывать как карантинную, так и военную приостановку отсчета сроков (п. 522 и п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)
Причем нужно помнить, что карантинная приостановка сроков началась с 18.03.2020 и закончилась 01.07.2023. То есть такая приостановка сроков закончилась в тот период, когда уже действовала военная приостановка. Напомним, что военная приостановка сроков действовала с 24.02.2022 и до 01.08.2023 (то есть закончилась на месяц позже, чем карантинная).
Из этого следует, что на период с 18.03.2020 и по 01.08.2023 срок отсчета 1095 дней для возврата средств из бюджета не истекал. Об этом говорили как налоговики, так и суды (см. постановление Третьего апелляционного админсуда от 09.11.2023 по делу № 160/9409/23, Второго апелляционного админсуда от 12.04.2023 по делу № 480/13774/21).
Учитывая все вышесказанное считаем, что когда:
— переплата возникла до 18.03.2020, то, чтобы определить, в какой срок можно рассчитывать на получение переплаты, нужно от выделенных 1095 дней отбросить период, который прошел до этой даты, а все, что останется, продолжить отсчитывать начиная с 01.08.2023;
— переплата возникла в период с 18.03.2020 по 31.07.2023 — тогда отсчет всех 1095 дней, в которые можно вернуть переплату, начнется только с 01.08.2023;
— переплата возникла начиная с 01.08.2023 — тогда отсчитать 1095 дней, в которые можно ее вернуть, следует с даты возникновения такой переплаты.
Направление использования переплаты
По решению плательщика, имеющаяся переплата может быть возвращена на его текущий счет в банке / небанковскому предоставителю платежных услуг или на единый счет (если используете его для уплаты налогов), а при отсутствии счета — в наличной форме по чеку (п. 43.4 НКУ).
В то же время такую переплату можно не только вернуть назад. Ее также можно направить на погашение денежного обязательства и/или налогового долга по другим платежам независимо от вида бюджета (п. 43.4 НКУ).
То есть вариантов, что делать с переплатой, несколько.
Субъекты хозяйствования, которые пожелают зачесть переплату в счет долга по другим платежам, должны учитывать, что не удастся провести такой зачет в счет ЕСВ. Ведь ЕСВ не входит в систему налогообложения и не относится к источнику наполнения доходной части государственного и местных бюджетов (БЗ 129.04). Направить переплату или ошибочно уплаченную сумму в счет погашения обязательств или долга по другим налогам НКУ не запрещает. Выбор направления использования переплаты налогоплательщик делает сам при заполнении заявления (см. ниже).
Так, например, если юрлицо было до 01.08.2023 на спецЕН и у него осталась переплата по этому налогу, то оно может зачесть ее в счет денежных обязательств по тому налогу, на который она вернулась после отмены спецЕН (по налогу на прибыль, ЕН) или по другим налогам, в том числе и местным (плате за землю, налогу на недвижимость и т. п.), которые оно уплачивает.
Направлять такое зачисление на погашение НДС-обязательств не советуем. Ведь средства в этом случае пройдут мимо электронного НДС-счета, а следовательно, не увеличат ваш регистрационный лимит. Поэтому если решили переплатой погасить НДС-долг или НДС-обязательство, советуем вернуть ее на ваш текущий счет, а потом через электронный НДС-счет погашать долги или обязательства.
Также стоит помнить, что когда у субъекта хозяйствования имеется переплата по конкретному налогу, то она автоматически засчитывается в счет погашения текущих начислений, которые возникнут по этому налогу в следующих периодах (БЗ 129.04).
То есть если у предприятия есть переплата по налогу на прибыль по результатам ІІІ квартала 2023 года, то ею можно покрыть, например, начисленные обязательства, которые будут задекларированы при подаче годовой декларации. Причем для такого зачета никаких заявлений фискалам подавать не следует. Все произойдет автоматически.
В то же время из этого правила есть исключения. Так, например:
1) если предприятию нужно уплатить авансовый взнос при выплате дивидендов и у предприятия числится переплата по налогу на прибыль, то такая переплата, по мнению фискалов (письмо ГНСУ от 26.05.2021 № 2034/ІПК/99-00-21-02-02-06), не зачтется в счет уплаты авансового взноса, даже невзирая на то, что авансовый взнос является неотъемлемой частью налога на прибыль (п.п. 57.11.5 НКУ). По мнению налоговиков, препятствием для такого зачета являются разные коды видов уплаты, которые указываются в назначении платежа при уплате авансового взноса и самого налога на прибыль. На наш взгляд, этого не может быть препятствием проведения зачета. Детали ищите в «Между дивидендным авансом, налогом на репатриацию и налогом на прибыль» // «Налоги & бухучет», 2020, № 97).
В то же время если у предприятия будет числиться переплата авансового взноса с дивидендов (ошибочно уплатили больше, чем нужно), то ее, к сожалению, зачесть в счет погашения налога на прибыль не удастся. Ведь если это ошибочные средства, то их нельзя считать дивидендным авансом. Они не привязаны ни к каким дивидендам. А такую переплату, если исходить из подхода фискалов, можно только вернуть назад путем подачи соответствующего заявления на возврат.
Если же авансовый взнос с дивидендов рассчитан правильно, то он просто будет погашать сумму начисленного налога на прибыль следующих периодов до полного погашения после подачи декларации. Оно и не удивительно, ведь в соответствии с п.п. 57.11.2 НКУ сумма уплаченных авансовых взносов при выплате дивидендов не подлежит возврату налогоплательщику или зачету в счет погашения денежных обязательств по другим налогам и сборам;
2) переплату по налогу на репатриацию нельзя автоматически (без подачи заявления) зачесть в счет уплаты налога на прибыль, так же нельзя зачесть переплату по налогу на прибыль в счет уплаты налога на репатриацию. Ведь налог на репатриацию и налог на прибыль — это разные категории налогов, и в ИК плательщика эти платежи проводятся отдельно, поскольку уплачиваются по разным кодам бюджетной классификации (102.16 БЗ).
А вот если речь идет о зачете переплаты по налогу на прибыль или по другому налогу в счет начисленной положительной суммы МНО, то в этом случае такой зачет сделать можно. Ведь положительное значение МНО не только является частью обязательств по тому налогу, который уплачивает субъект хозяйствования (например, налогу на прибыль, единому налогу), но и уплачивается в порядке и сроки, определенные для уплаты этого налога (п.п. 141.9.5 и п. 2971 НКУ). Поэтому никаких преград для этого нет.
Другое дело, когда, например, в декларации по налогу на прибыль фигурирует отрицательное значение и при этом светится положительное значение МНО. Тогда, как бы того не хотелось, уплатить положительное значение МНО придется. Детали в «МНО и плательщик налога на прибыль без сельхоздеятельности» // «Налоги & бухучет», 2023, № 74 (ср. ). Хотя и здесь есть нюансы: положительное МНО при общем убытке можно не уплачивать, если не перекрыты дивидендные авансы. И с этим согласны налоговики.
Заявление — основа возврата
Чтобы вернуть переплату, которая числится в бюджете, или провести зачет этой переплаты в счет других налогов, субъект хозяйствования должен подать заявление о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени (п. 43.3 НКУ).
Без заявления возвращают только излишне удержанные (уплаченные) суммы НДФЛ. Их возврат происходит на основании поданной плательщиком декларации за отчетный год (п. 43.3 НКУ). Но о возврате НДФЛ здесь говорить не будем.
Подавать такое заявление следует в территориальный орган ГНС по месту администрирования (учета) ошибочно и/или излишне уплаченной суммы (БЗ 129.04)
Подать заявление плательщик может (п. 1 разд. ІІ Порядка № 60):
— в бумажной форме лично или уполномоченным на это лицом или послать такое заявление по почте. Бумажное заявление следует оформить в произвольной форме;
— в электронной форме.
А вот заявление на возврат ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени с единственного счета подается исключительно в электронной форме территориальному органу ГНС по основному месту учета такого плательщика через сервис «Электронный кабинет» (п. 1 разд. ІІ Порядка № 60, БЗ 129.05).
Если речь идет о подаче заявления в электронном виде, то, чтобы это сделать, субъекту хозяйствования нужно зайти в Электронный кабинет. В главном меню Электронного кабинета открыть раздел «Заявления, запросы для получения информации» и из предложенного перечня выбрать форму заявления о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени (форма J1302001 — для юридических лиц или форма F1302001 — для физических лиц).
После заполнения предложенных реквизитов заявления его необходимо сохранить, подписать и отправить территориальному органу ГНС.
Важно: сам факт подачи заявления не является основанием для проведения внеплановой документальной проверки в соответствии с п. 78.1 НКУ.
Правила заполнения заявления
В заявлении плательщик должен указать:
1) название ошибочно и/или излишне уплаченного налога, сбора, платежа и его сумму;
2) дату уплаты и реквизиты из платежного документа, по которым средства перечислены в бюджет. А именно следует указать код классификации доходов бюджета, бюджетный счет, на который перечислены средства, код ЕГРПОУ территориального органа Казначейства, на имя которого открыт счет.
Обращаем внимание! Если переплата возникла из-за подачи уточняющей декларации, то как дату уплаты ошибочной или излишней суммы следует указывать дату возникновения переплаты (см. письмо ГУ ГНС в г. Киеве от 21.07.2021 № 2865/ІПК/26-15-04-02-16). И соответственно данные о платежке указывать не нужно;
3) определить направление перечисления ошибочно и/или излишне уплаченных средств, которые возвращаются:
— на текущий счет плательщика налога в учреждении банка или небанковского предоставителя платежных услуг;
— на единый счет (в случае его использования);
— на погашение денежного обязательства и/или налогового долга по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на органы ГНС, независимо от вида бюджета;
— в наличной форме средств по чеку в случае отсутствия у налогоплательщика счета в банке, у небанковского предоставителя платежных услуг.
Дополнительно к заявлению можно подать копию платежного документа, во исполнение которого ошибочно и/или излишне уплаченный платеж перечислен в бюджет. Чтобы приложить к заявлению платежку, плательщик во вкладке «Приложения» такого заявления выбирает опцию «Приложить» документ произвольного формата (J/F1360102) и подтягивает нужный документ.
Если же переплата возникла из-за подачи уточняющей декларации, то платежки, которая бы подтверждала переплату, не будет. Поэтому в этом случае к заявлению можно только прикрепить письмо, в котором объяснить причины возникновения переплаты и отсутствие конкретного платежа, который к этому привел.
В ожидании средств
После подачи заявления на возврат переплаты из бюджета остается только ожидать, когда налоговики проверят поданное заявление и дадут отмашку Казначейству вернуть переплату из бюджета.
Налоговики проводят две проверки полученного заявления:
1) автоматическую. На этом этапе заявление проверяют средствами антивирусной защиты информации и, если все хорошо, вносят в Журнал обработки заявлений на возврат средств (п. 2 разд. ІІ и п. 4 разд. ІІІ Порядка № 60);
2) содержательную. Налоговики проверяют сам факт наличия у плательщика налогов переплаты и соблюдение условий для ее возврата (п. 3 разд. ІІ и п. 5 разд. ІІІ Порядка № 60). Например, они будут смотреть, нет ли у плательщика налогового долга. При выявлении долга фискалы откажут плательщику в возврате переплаты.
Если заявление с успехом пройдет обе проверки, то налоговики не позже чем за пять рабочих дней до окончания 20-дневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления готовят заключение о возврате надлежащих сумм средств из соответствующего бюджета или с единственного счета и подают его для выполнения соответствующему органу Казначейства (п. 43.5 НКУ). А дальше все зависит от того, будут ли свободные средства в бюджете для возврата переплаты.
Выводы
- Вернуть переплату из бюджета можно, только когда отсутствует налоговый долг и со дня образования переплаты не прошло 1095 дней.
- Считать 1095 дней для возврата переплаты следует с учетом военной приостановки сроков.
- Чтобы вернуть переплату из бюджета, нужно подать налоговикам заявление на возврат средств из бюджета.
- После того как заявление проверят фискалы на вирусы и по сути, следует просто дождаться средств.