Темы статей
Выбрать темы

Запреты для ФЛП-упрощенца: 3 ситуации из жизни

Клец Виталина, налоговый эксперт
Сегодня разберемся с тремя достаточно нетривиальными вопросами ФЛП о совместимости определенного вида деятельности с работой на упрощенке, а именно: 1) можно ли торговать (купля-продажа) щебнем; 2) можно ли завозить легковые авто как физлицо, а продавать запчасти от их разборки как ФЛП-упрощенец группы 2; 3) можно ли изготовлять кузова для грузовиков? Присоединяйтесь.

Что не так со щебнем?

В НКУ есть запрет, который вынуждает торговцев щебнем чесать затылок и сомневаться, не нарушают ли они правила пребывания на упрощенке.

Не могут быть плательщиками единого налога (ЕН) групп 1 — 3 субъекты хозяйствования (юрлица и ФЛП), которые осуществляют «добычу, реализацию полезных ископаемых, кроме реализации полезных ископаемых местного значения» (п.п. 5 п.п. 291.5.1 НКУ)

Так вот, вопрос именно в том, не является ли щебень теми же полезными ископаемыми, реализация которых упрощенцу запрещена.

Для ответа на этот вопрос прежде всего следует обратиться к Перечням полезных ископаемых*. Есть два перечня:

* Утвержденные постановлением КМУ «Об утверждении перечней полезных ископаемых общегосударственного и местного значения» от 12.12.94 № 827.

1) Перечень полезных ископаемых общегосударственного значения. Добычей, реализацией таких полезных ископаемых на ЕН групп 1 — 3 заниматься нельзя;

2) Перечень полезных ископаемых местного значения. Реализация таких полезных ископаемых (но не добыча) разрешена на ЕН.

Так вот, ни в первом, ни во втором списке щебня нет! Что же это значит?

Первое, что приходит в голову, так это то, что щебень вообще не является полезными ископаемыми. А значит, упрощенцы могут им спокойно торговать.

Хотелось бы на этой оптимистичной ноте поставить точку, но... Считаем нужным вас предупредить, чтобы вы не попали в беду и вдруг не слетели с упрощенки.

Есть прецеденты со стороны налоговиков относить щебень к полезным ископаемым!

Правда, этот вопрос фискалов волнует несколько в другом контексте — когда речь идет о рентной плате за добычу полезных ископаемых. Объектом обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых является объем товарной продукции горного предприятия — добытого полезного ископаемого (минерального сырья)п. 252.3 НКУ. И вот тут-то налоговики и заявляют, что это может быть в том числе щебень (см., в частности, письмо ГФСУ от 03.06.2019 № 17536/7/99-99-12-02-03-17).

Чтобы понять проблему, следует разобраться, что же такое щебень? Это продукт механического дробления природного камня. Проще говоря, щебень получают, когда дробят горные породы, гравий, валуны или отходы предприятий по переработке руд (п. 3.2 ДСТУ Б В.2.7-75-98)*.

* Государственный стандарт Украины Б В.2.7-75-98 «Щебень и гравий плотные природные для строительных материалов, изделий, конструкций и работ. Технические условия», утвержденный приказом Госстроя Украины от 25.08.98 № 185.

Щебень — это добытая горная порода (гранит, бутовый камень, гравий и т. п.), которую механически измельчили

Поэтому щебень — это не полезные ископаемые в чистом виде, а так сказать экс-полезные ископаемые после того, как их подвергли обработке. Щебень нельзя отождествлять с:

гранитом или другими породами. Хотя он и может быть сделан как из гранита, так и из других пород (или и вообще быть их миксом), но все-таки щебень — это отдельный товар, который даже в УКТ ВЭД* идет под собственным кодом, отличающимся от гранита или других пород (2517 10 10 00 — щебень, 2516 — гранит, 2518 — доломит и т. п.);

* См. Таможенный тариф Украины, установленный Законом Украины «О Таможенном тарифе» от 19.10.2022 № 2697-IX.

гравием, потому что это — материал, который образуется естественным путем во время разрушения горной породы. Его добывают путем рассеивания природных гравиево-песчаных смесей, а не изготовляют путем механического размельчения горной породы, как щебень (п. 3.3 ДСТУ Б В.2.7-75-98);

галькой, потому что это — вообще продукт речного или морского происхождения, обломок горной породы, обкатанный водой. Его тоже добывают, а не изготовляют.

Поэтому, по логике вещей, щебень вообще не является полезным ископаемым. Потому что его не добывают, а производят из добытой горной массы. А значит, это, скорей, продукция перерабатывающей промышленности. Соответственно, в отличие от гранита, гравия или гальки, щебень не фигурирует в Классификаторе полезных ископаемых (ДК 008:2007*). В вышеназванных Перечнях полезных ископаемых щебень также прямо не указан.

* ДК 008:2007 «Классификатор полезных ископаемых (КПИ)», утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 12.12.2007 № 357.

Впрочем ВС занял противоположную позицию, считая, что полезные ископаемые, которые прошли первичную обработку (дробление, помол, сушку), например щебень, все же могут быть признаны «товарной продукцией горного предприятия — добытым полезным ископаемым (минеральным сырьем)» (постановления ВС от 23.12.2020 по делу № 240/381/19, от 12.03.2019 по делу № 804/4526/18).

Хотя, опять же, в судебных решениях все-таки речь шла об уплате ренты за добычу полезных ископаемых, где все подвязано под деятельность горных предприятий, которая включает не только добычу полезных ископаемых, но и их первичную обработку.

В нашем же случае вопрос фактически в том, можно ли заниматься перепродажей щебня. То есть когда и на «входе» щебень, и на «выходе» щебень. Мы не трогаем ситуацию с добычей.

Мы бы считали, что запрета в таком случае нет. Потому что ФЛП не имеет дела собственно с полезным ископаемым. Он имеет дело лишь с товаром, изготовленным из полезного ископаемого

Но мы все-таки рекомендуем подстраховаться и обязательно получить ИНК по этому вопросу, чтобы спать спокойно.

Продажа импортных авто на запчасти

Упрощенчцам групп 1 — 3 запрещены импорт и продажа подакцизных товаров (за некоторыми исключениями, которые нашего вопроса не касаются) (п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ).

Если речь о легковых автомобилях, то подакцизными является:

— собственно легковые автомобили, которые отвечают товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД (п.п. 215.3.51 НКУ);

— кузова к ним (коды УКТ ВЭД 8707) (п.п. 215.3.6 НКУ).

Поэтому

обычные запчасти к легковым автомобилям (коды УКТ ВЭД 8708) подакцизными товарами не являются. То есть торговать ими на ЕН можно

А вот ввозить ФЛП собирается именно легковые автомобили (а не запчасти). Это уже подакцизный товар. Поэтому

ввозить легковые автомобили из-за границы ФЛП на ЕН не имеет права!

И здесь возникает логичный вопрос: а почему бы не ввезти авто как гражданин, а потом разобрать его на запчасти и продавать их уже как ФЛП? Типа есть же ст. 320 ГКУ, которая позволяет физлицу использовать собственное имущество в бизнесе.

Но все не так просто.

Во-первых, ст. 364 ТКУ требует оформлять перемещение через таможенную границу Украины товаров, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, по правилам, которые действуют для предприятий. То есть имеется в виду, что если ФЛП ввозит какие-то товары для использования в бизнесе, он должен подать ТД и растаможить их именно как ФЛП, а не как гражданин. В обратном случае будет иметь место нарушение таможенных правил, которое может иметь свои последствия.

Во-вторых, налоговики не лишены возможности требовать у ФЛП документы на товары. Кстати, не только в случае, когда имеем дело с ФЛП, который обязан вести учет товарных запасов (больше деталей об этом найдете в статье «ФЛП-упрощнец: нужны ли накладные на поступление товара» // «Налоги & бухучет», 2023, № 62). И если в ходе таких «исследований» они выяснят, что ФЛП ввез «автомобиль-донор» из-за границы, то в куче с ст. 364 ТКУ будут утверждать, что имел место факт импорта подакцизных товаров ФЛП на ЕН. Соответственно ФЛП будет «сброшен» с ЕН.

Что же можно посоветовать упрощенцу, который хочет продавать запчасти? Чтобы у вас не было проблем, лучше приобретать уже ввезенные автомобили. То есть самому ввозом авто не заниматься.

Изготовление кузовов для грузовиков

Почему у упрощенца могут возникать сомнения об изготовлении (с последующей продажей) кузовов?

Потому что есть сомнения в том, не являются ли они подакцизными товарами. Ведь производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (за некоторыми исключениями, которые нашего вопроса не касаются) для упрощенца групп 1 — 3 запрещены (п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ).

Но, в действительности, не все кузова являются подакцизными.

Обратимся к п. 215.3 НКУ, в котором указаны все подакцизные товары. Подакцизными товарами являются именно кузова для автомобилей (а точнее, для моторных транспортных средств) товарной позиции 8703 по УКТ ВЭД. То есть кузова к автомобилям легковым и другим моторным транспортным средствам, предназначенным главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702*), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.

* В товарной позиции 8702 классифицируются моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и больше, включая водителя.

При этом такие

подакцизные кузова должны классифицироваться в товарной под позиции 8707 10 УКТ ВЭД

Да и, собственно, здесь следует понимать, что под кузовом легкового автомобиля понимается часть автомобиля, которая предназначена для размещения двигателя, багажа, водителя и пассажиров.

Таким образом,

кузова для грузовых автомобилей подакцизными не является

Поэтому их может изготовлять (с последующей продажей) ФЛП на ЕН.

Подакцизными являются собственно сами грузовые автомобили, а точнее, моторные транспортные средства для перевозки грузов, указанные в п.п. 215.3.52 НКУ.

Впрочем грузовые автомобили наш ФЛП изготовлять не собирается.

Выводы

  • Упрощенцам групп 1 — 3 запрещено торговать полезными ископаемыми общегосударственного значения. Налоговики и суды считают возможным классифицировать щебень как полезное ископаемое, но в контексте взимания рентной платы за добычу полезных ископаемых. И когда речь о добытчиках. Но если ФЛП будет лишь перепродавать щебень, то, на наш взгляд, можно сделать вывод, что то нет реализации полезных ископаемых. То же это можно делать на упрощенке. Впрочем советуем обязательно получить ИНК.
  • Упрощенец может торговать запчастями к авто, но ему не стоит ввозить автомобили на свое имя (даже как гражданин) для их разборки и продажи по запчастям. Лучше, если их будет ввозить другое физлицо, а упрощенец будет покупать у него авто.
  • Единоналожник может заниматься производством кузовов для грузовых автомобилей. Они не являются подакцизными товарами.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше