Темы статей
Выбрать темы

ФЛП-упрощенец: нужны ли накладные на поступление товара

Клец Виталина, налоговый эксперт
НКУ никогда прямо не требовал от ФЛП на едином налоге (ЕН) иметь документы о происхождении товара. В отличие от ФЛП на общей системе. Впрочем налоговики всегда их требовали: правдами и неправдами. Каковы современные тренды налоговиков? Проанализируем сейчас новенькую ИНК!

Тактика налоговиков: наступление с нескольких направлений

Проинвентаризируем сначала направления наступления налоговиков на ФЛП-единоналожников, у которых отсутствуют документы на товар.

«Бездокументное безвозмездно полученное». Одно время налоговики утверждали, что стоимость бездокументных товаров — это доход ФЛП-единоналожника, поскольку они получены безвозмездно. Но теперь, благодаря п. 292.3 НКУ, такие требования «официально» больше не звучат. Потому что

если нет письменного (!) договора дарения или другого договора получения товаров без компенсации, то нет и безвозмездно полученных товаров

Поэтому это направление наступления на ФЛП можно уже «списать со счетов».

«Нет документов на товар штраф по ст. 20 Закона об РРО». Статья 20 Закона об РРО*, напомним, устанавливает ответственность за реализацию товаров, которые не учтены в установленном порядке, и/или за непредоставление во время проведения проверки документов, которые подтверждают учет товаров, находящихся в месте продажи (хозяйственном объекте).

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/95-ВР.

Этот вариант полностью рабочий. Впрочем следует учесть, что:

— через него налоговики не могут подступиться к ФЛП, которые освобождены от учета товарных запасов. Это, напомним, ФЛП на ЕН, которые (одновременно): 1) не зарегистрированы плательщиками НДС; 2) не занимаются реализацией технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту; лекарственных средств; изделий медназначения; ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.

При этом в отношении плательщиков ЕН группы 1 налоговики считают, что они являются освобожденными от ведения учета товарных запасов в любом случае (больше деталей об этом найдете в статье «Учет товарных запасов у ФЛП: «готовь сани летом» // «Налоги & бухучет», 2023, № 49);

— с учетом Закона, принятого на базе законопроекта № 8401, штрафы, в т. ч. по ст. 20 Закона об РРО, не применяются за нарушения (кроме нарушений во время продажи подакцизных товаров, покупки/продажи иностранной валюты, деятельности в сфере организации и проведения азартных игр), совершенные в период с 1 января 2022 до 1 октября 2023.

А с 1 октября 2023 года освобождение от этого штрафа будет действовать только при продаже товаров/услуг (кроме нарушений при продаже подакцизных товаров) на «военных» территориях (территориях активных боевых действий / возможных боевых действий / временно оккупированных территориях).

«Штраф за несохранение первичных документов по НКУ». Напомним, что ст. 121 НКУ предусматривает штраф за несохранение первичных документов в размере 1020 грн (при повторном в течение года нарушении — 2040 грн).

Этот вариант тоже полностью рабочий. Впрочем, если анализировать ситуацию с отсутствием именно документов о происхождении товара, с этим штрафом налоговики не могут прямо подступиться к ФЛП на ЕН, которые (одновременно):

обязаны вести только учет доходов. То есть к ФЛП на ЕН, не зарегистрированных плательщиками НДС;

являются освобожденными от учета товарных запасов по Закону об РРО (см. выше).

Так, в письме Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики от 30.12.2021 № 04-32/10-2021/409504 о таких ФЛП сказано, что:

«…такие ФЛП не должны подтверждать документами (в том числе первичными документами) расходы на приобретение товаров/услуг, а должны вести только учет доходов с учетом требований п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса Украины...».

А дальше уже свое слово сказали налоговики.

Они тоже признали (см. категорию 107.05 БЗ)*, что к таким ФЛП штрафы, предусмотренные п. 121.1 ст. 121 НКУ за нехранение первичных документов, которые подтверждают расходы на приобретение товаров/услуг, не применяются.

* Кстати, эта последняя консультация переведена в разряд недействительных с 28.04.2023. Но повод для этого — изменения в ст. 44.3 НКУ, которые в интересующем нас вопросе ничего не изменяют. Поэтому очевидно скоро выйдет обновленная консультация аналогичного содержания.

«Нет документов куплено у обычных физических лиц». Здесь логика налоговиков такова. Если ФЛП купил товары у другого ФЛП или юрлица, то где документы? Нет? Значит, товар куплен у обычных физических лиц. Поэтому ФЛП как налоговый агент должен был удержать с выплат в их пользу НДФЛ и ВС, уплатить их в бюджет и отчитаться. Не сделал этого? Ну тогда взимаем НДФЛ, ВС и штрафы за невыполнение обязанностей налогового агента.

Радует то, что налоговики об этом варианте развития событий в своих разъяснениях в целом уже не упоминают. Не в последнюю очередь из-за вышеназванного письма Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики от 30.12.2021 № 04-32/10-2021/409504. Да и в судах, когда налоговики действуют совсем неуклюже, им не везет (больше деталей об этом найдете в статье «Документы на проданный товар: нужны ли они ФЛП на едином налоге?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 55).

К тому же есть надежда на «затухание» этого направления. Осторожные надежды на это подает и свеженькая ИНК, о которой мы будем говорить дальше.

«Не предоставил документы на запрос налоговиков штраф 6700 грн». Следует обратить внимание и на этот новый нюанс.

Во-первых, с 01.01.2022 п. 73.3 НКУ позволяет налоговикам направлять запросы плательщикам и в случае выявления фактов, которые лишь могут свидетельствовать о нарушении плательщиком налогов требований законодательства. До 01.01.2022 было — при выявлении фактов, которые свидетельствуют о нарушении. То есть сейчас для направления запроса налоговикам вовсе не обязательно приводить факты совершения плательщиком нарушения. Достаточно того, что налоговики считают, что такое нарушение может быть. И налоговики такие запросы теперь активно рассылают. В том числе по поводу предоставления ФЛП документов на товар.

Во-вторых,

с 28.04.2023 новым п. 121.2 НКУ предусмотрен штраф за неподачу или подачу не в полном объеме плательщиком документов или другой информации на запрос налоговиков

Так, за неподачу / подачу не в полном объеме документов/информации можно получить штраф размером в 1 минзарплату (по состоянию на 1 января налогового (отчетного) года). То есть по состоянию на сегодня — 6700 грн (больше деталей об этом найдете в статьях: «Не ответил на запрос налоговиков? Получишь штраф!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 36, «Несвоевременный ответ на запрос фискалов: быть ли штрафу?», 2023, № 42).

Поэтому если налоговики будут считать, что ФЛП не предоставил им достаточно документов на соответствующий запрос, то не исключено применение штрафа в размере 6700 грн.

Конечно, в ответе на запрос ФЛП на ЕН — неплательщик НДС, который не обязан вести учет товарных запасов, может опираться на выводы из вышеупомянутого письма Комитета и разъяснения самих налоговиков, что у него нет обязанности подтверждать документами (в том числе первичными документами) расходы на приобретение товаров/услуг.

Но подействует ли это на налоговиков — неизвестно. Собственно, как трудно предусмотреть и реакцию суда.

Что налоговики думают сейчас. «Свеженькая» ИНК

ФЛП на ЕН группы 2 спросил у ГНСУ, нужно ли ему иметь и хранить документы на товар при продаже таких товаров, как сумки для документов, чехлы/сумки для планшетов, чехлы/сумки для ноутбуков, термосумки, косметички, дорожные органайзеры, рюкзаки, пленки для ноутбуков и т. п.

Понимаем так, что самими ноутбуками, планшетами и другими технически сложными бытовыми товаров, которые подлежат гарантийному ремонту, ФЛП не торгует.

По крайней мере именно так поняли вопрос налоговики.

Так вот, ГНСУ ответила в ИНК от 19.05.2023 № 1231/ІПК/99-00-07-04-01-06 так:

«Предприниматель... не должен подтверждать (в том числе первичными документами) расходы на приобретение товаров.

Дополнительно сообщаем, что с целью соблюдения законодательства о защите прав потребителей, субъекты хозяйствования обязаны иметь документы, которые подтверждают происхождение товара, его качество и сертификацию».

Итак, хорошая новость в том, что нет ни слова о выполнении ФЛП функций налогового агента, если товар был куплен у физических лиц (при неподтвержденном ФЛП факте приобретения товаров у субъектов хозяйствования). А следовательно,

есть робкая надежда, что налоговики понемногу будут отходить от практики применение последствий невыполнения функций налогового агента, когда у них нет прямых доказательств того, что ФЛП приобрел товары у обычных физлиц

Мы об этом говорили в подразделе «Нет документов — куплено у обычных физических лиц» выше.

Впрочем, мы бы не советовали вообще расслабляться. Хотя бы с точки зрения новых возможностей налоговики в отношении применения штрафа 6700 грн за неподачу / подачу не в полном объеме документов/информации на их запрос. См. подраздел «Не предоставил документы на запрос налоговиков — штраф 6700 грн» выше.

Проверяют ли налоговики документы о качестве товара?

Обратили ли вы внимание, что в ИНК от 19.05.2023 № 1231/ІПК/99-00-07-04-01-06 ГНСУ вспомнила о «документах, которые подтверждают происхождение товара, его качество и сертификацию»? Что это за документы и какое отношение к ним имеют налоговики?

А никакого! ГНСУ, вероятно, просто ищет, за что бы еще зацепиться, потому что не представляет, как после стольких лет просто взять и дать упрощенцам «зеленый свет» на работу без документов на товар. Поэтому имейте в виду:

фискалы не имеют права проверять документы, которые подтверждают происхождение товара, его качество и сертификацию, ведь эти документы никак не связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов (пп. 16.1.5, 20.1.6 НКУ)

Проверяет эти документы только Госпродпотребслужба. Она же и штрафует за их отсутствие.

Например, п. 17 Порядка № 833* запрещает продажу товаров без документов, предусмотренных законодательством, в частности которые удостоверяют их качество и безопасность. А за нарушение правил торговли предусмотрен административный штраф от 17 до 170 грн (ст. 155 КУоАП).

* Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 № 833.

Значительно более болезненные штрафы могут быть, если продукция, которую реализует ФЛП, представляет серьезный риск или не отвечает установленным требованиям.

Нюанс, в частности, в норме п. 7 ст. 8 Закона № 2735*: «В случае если производитель продукции не может быть идентифицирован органом рыночного надзора, для целей данного Закона лицом, которое ввело такую продукцию в обращение, считается каждый субъект хозяйствования в цепи поставки соответствующей продукции, который в течение срока проведения проверки не предоставил документацию, дающую возможность установить наименование и местонахождение производителя или лицо, которое поставило субъекту хозяйствования эту продукцию».

* Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» от 02.12.2010 № 2735-VI.

То есть если ФЛП не сможет документально подтвердить происхождение товара, а этот товар окажется «проблемным», то именно к ФЛП могут быть применены огромные штрафы за введение «проблемного» товара в обращение (предусмотренные ст. 44 Закона № 2735).

А что это за документы «о качестве и сертификации»? Смотрите, с 2018 года обязательная сертификация вообще отменена. Но это не значит, что теперь никак не надо подтверждать качество и безопасность товара. Просто сейчас вместо сертификации производители оценивают соответствие своей продукции техрегламентам и подают декларацию соответствию. Это делают по той продукции, на которую распространяется действие хотя бы одного техрегламента Украины.

Перечень действующих техрегламентов можно найти на сайте «Дія» по ссылке.

При этом требования о том, должна ли продукция при предоставлении на рынке сопровождаться той же копией декларации о соответствии, следует смотреть в соответствующем техрегламенте.

Также отметим:

пока идет война, плановые и внеплановые проверки Госпродпотребслужбы за некоторыми исключениями* запрещены (постановление КМУ № 303**)!

* См., в частности, приказ Минагрополитики от 03.01.2023 № 5.

** Постановление КМУ «О прекращении мероприятий государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора в условиях военного положения» от 13.03.2022 № 303.

Поэтому маловероятно, что Госпродпотребслужба наведается к ФЛП-упрощенцу, который торгует непродовольственными товарами, в течение войны.

Выводы

  • Налоговики соглашаются с тем, что ФЛП-упрощенец без НДС, который является освобожденным от учета товарных запасов, не обязан вести учет расходов и иметь документы на товар.
  • В свеженькой ИНК ГНСУ не упоминает о возможной закупке бездокументного товара у граждан и об обязанности удержать с них НДФЛ и ВС. Это хороший знак, но расслабляться не стоит.
  • Налоговики также упоминают о документах, которые подтверждают качество и безопасность товара. Но это уже сфера интересов Госпродпотребслужбы, а никак не налоговиков.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше