Темы статей
Выбрать темы

Правила округления дней компенсации: разъяснение от Минэкономики

Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Письмо Минэкономики от 26.02.2024 № 4707-05/14491-09

Вывод документа

Для сохранения общего количества дней неиспользованного отпуска, которые подлежат компенсации, рекомендуем сравнивать по математическому большинству/меньшинству по первой, второй или третьей цифре после запятой и корректировать число дней, которые подлежат компенсации за соответствующий период, после сравнения цифр

Письмо, которое сегодня комментируется, является ответом Минэкономики на наш запрос. Рассказываем, почему он появился и о чем идет речь в вышеприведенном выводе.

Суть проблемы. С 12.09.2023 действует обновленный порядок определения суммы компенсации за неиспользованный отпуск. На первое место вышел год приобретения права на отпуск. В результате исчисления средней зарплаты для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, на которые работник приобрел право:

— до 31.12.2023, проводят исходя из выплат, начисленных в 2023 году;

— с 01.01.2024 — по общим правилам, установленным для расчета отпускных, то есть исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, которые предшествуют месяцу выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.

В результате такого разграничения работодатели должны отдельно:

1) определять количество дней отпуска, на которые работник приобрел право до 31.12.2023 и после этой даты;

2) исчислять две среднедневных зарплаты: одну — для определения суммы компенсации за дни отпуска, заработанные за период до 31.12.2023, вторую — для определения суммы компенсации за дни отпуска, на которые работник приобрел право с 01.01.2024.

Вот как раз с п. 1 возникла проблема. Достаточно часто, подытожив рассчитанные отдельно дни отпуска, заработанные до 31.12.2023 и с 01.01.2024, работодатели не выходят на общее количество дней, которые подлежат компенсации. Причина — в округлении. Ведь результаты расчетов дней следует округлять до целого количества дней.

Например, общее количество дней, которые подлежат компенсации, — 10. Количество дней, на которые работник приобрел право до 31.12.2023 и с 01.01.2024, с учетом округления:

вариант 1 — 7 и 2 соответственно. Вместе имеем 9 к. дн. вместо 10;

вариант 2 — 8 и 3 соответственно. Вместе имеем 11 к. дн. вместо 10.

Что делать в таком случае работодателю с днем, которого недостает, как в варианте 1, или с лишним днем, как в варианте 2?

В комментируемом письме Минэкономики предлагает свой вариант решения проблемы.

Решение от Минэкономики. Оно приведено в начале статьи. Если после исчисления количества дней, на которые работник приобрел право до 31.12.2023 и после этой даты, не выходим на общее количество дней, подлежащих компенсации, то делаем шаг назад и смотрим на результаты их расчета до округления.

Дальше сравниваем цифры после запятой и корректируем число дней путем добавления или уменьшения, так, чтобы выйти на общее количество дней, которые подлежат компенсации. Проиллюстрируем, как это выглядит, используя данные вышеприведенного примера.

Вариант 1. Общее количество дней, которые подлежат компенсации, — 10. До округления имеем:

— 7,41 к. дн., на которые работник приобрел право до 31.12.2023, и

— 2,40 к. дн., которые заработаны с 01.01.2024.

Сравниваем цифры после запятой. Первые цифры, которые идут после запятой, совпали. Сравниваем вторые и в результате сравнения добавляем 1 день к количеству дней, которые работник заработал за период до 31.12.2023, чтобы выйти на общее количество дней.

Поэтому имеем 8 к. дн., на которые работник приобрел право за период до 31.12.2023, и 2 к. дн., заработанных с 01.01.2024. Всего — 10 к. дн. Паззл сошелся.

Вариант 2. Общее количество дней, которые подлежат компенсации, — 10. До округления имеем:

— 7,50 к. дн., на которые работник приобрел право до 31.12.2023, и

— 2,51 к. дн., которые заработаны с 01.01.2024.

Опять проводим сравнение и корректируем так, чтобы выйти на общее количество в 10 к. дн. В итоге имеем 7 к. дн. за период до 31.12.2023 и 3 к. дн., заработанные с 01.01.2024. В целом — 10 к. дн.

Приказ (распоряжение). Еще один вопрос, на который ответило Минэкономики в комментируемом письме, касался текста приказа (распоряжения) об увольнении (о выплате компенсации) в части определения количества дней неиспользованного отпуска (общего и распределенного), которые подлежат компенсации.

Ведомство отметило, что Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 № 100, не содержит норм по его урегулированию, поэтому предлагает работодателям решать его самостоятельно.

Следовательно, работодатель может указать в соответствующем приказе (распоряжении):

— общее количество календарных дней отпуска, которое подлежит компенсации, в том числе количество календарных дней за период до 31.12.2023, или

— общее количество календарных дней отпуска, которое подлежит компенсации, и отдельно количество календарных дней за период до 31.12.2023 и за период с 01.01.2024, или

— другой вариант, который будет понятен как работодателю, так и работнику.

Нам по нраву первый вариант.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше