Что освобождается | Как работает освобождение |
Объекты недвижимости, расположенные на территориях активных боевых действий (АБД) и/или на временно оккупированных территориях (ВОТ) | За период с 1 марта по 31 декабря 2022 года освобождение предоставлялось на все 10 месяцев независимо от даты начала/окончания АБД и/или временной оккупации. Начиная с 1 января 2023 года налог на недвижимость не начисляется и не уплачивается за период с первого числа месяца по последнее число месяца, в течение которых территории, на которых расположены объекты недвижимости плательщика, значились в Перечне № 309* как территории АБД и/или оккупированные территории (п. 1 п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Подробнее см. в статье «Новые военные льготы по налогу на недвижимость: ну-ка уточняться!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 38. При этом, по мнению фискалов (БЗ 106.07), за объекты недвижимости, расположенные на территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы (подразд. 3 разд. I Перечня № 309), налог на недвижимое имущество не начисляется и не уплачивается начиная с 01.05.2024. Подробности — в статье «Территории, где функционируют государственные информресурсы, льготируются с 01.05.2024» // «Налоги & бухучет», 2024, № 44 |
Объекты недвижимости, уничтоженные вследствие боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией рф (уничтоженная недвижимость) | Речь идет об объектах, которые стали непригодными для использования по целевому назначению вследствие войны, восстановление которых является невозможным путем текущего или капитального ремонта, реконструкции, реставрации или экономически нецелесообразным (п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Украины от 23.02.2023 № 2923-IX). Данные о такой недвижимости содержатся в Государственном реестре имущества, поврежденного и уничтоженного вследствие боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией рф (далее — Реестр имущества). Налог на недвижимое имущество не начисляется и не уплачивается за 2022 год и следующие налоговые (отчетные) периоды за те объекты, данные об уничтожении которых внесены в Реестр имущества (п. 2 п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Введено это освобождение временно, на период действия военного положения (ВП), по 31 декабря года, в котором ВП будет прекращено. Обратите внимание! В консультации из БЗ 106.07 фискалы отмечают, что основанием для предоставления освобождения от налогообложения за объекты жилой и нежилой недвижимости, которые были повреждены или уничтожены, являются, среди прочего, данные Перечня № 309. По нашему же мнению, которое подтверждается разъяснением Минфина, это освобождение должно применяться независимо от того, находятся объекты налогообложения на территориях АБД или на ВОТ или нет |
Поврежденные объекты недвижимости (как такие, которые требуют капитального ремонта, реконструкции или реставрации) (поврежденная недвижимость) | Если такие объекты повреждены вследствие войны в 2022 году, они освобождаются от налогообложения за период с 1 марта 2022 года и до того месяца включительно, в котором по данным Реестра имущества они были капитально отремонтированы, реконструированы, отреставрированы и признаны пригодными для проживания или для использования по целевому назначению. Если же указанные повреждения недвижимости случились после 01.01.2023, то освобождение предоставляется с первого числа месяца, в котором был зафиксирован факт повреждения. А заканчивается его предоставление по тем же правилам, которые приведены выше — с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества такие объекты были восстановлены и признаны пригодными для проживания / для использования по целевому назначению (п. 3 п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Обратите внимание! Как и в предыдущем случае, фискалы заявляют (БЗ 106.07), что освобождение от налогообложения за объекты жилой и нежилой недвижимости, которые были повреждены или уничтожены, предоставляется на основании, в частности, данных Перечня № 309. Однако Минфин в своем разъяснении считает, что эта и предыдущая льгота должны предоставляться независимо от того, находятся объекты налогообложения на территориях АБД или на ВОТ или нет |
Объекты недвижимости, которые вследствие войны испытали незначительные повреждения, пригодны для проживания / использования по целевому назначению и подлежат восстановлению путем текущего ремонта (незначительно поврежденная недвижимость) | Освобождение незначительно поврежденного войной недвижимого имущества тоже не зависит от включения соответствующей территории в Перечень № 309. Причем с этим соглашаются и ГНСУ (БЗ 106.07), и Минфин (его разъяснение здесь). Для таких объектов установлены отдельные правила освобождения от налогообложения (п.п. 3 п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Местная власть имеет право: 1) устанавливать ставки налога на недвижимое имущество в размере, меньше размера, установленного для определенного типа объектов недвижимого имущества, который уплачивается на соответствующей территории; 2) освобождать от уплаты налога. Воспользоваться этим освобождением можно в течение действия ВП по 31 декабря года, в котором ВП будет прекращено (БЗ 106.07). К тому же на решения местной власти по незначительно поврежденному имуществу не распространяются регуляторные нормы НКУ и, в частности, п. 4.5, согласно которому при установлении или расширении существующих налоговых льгот такие льготы должны были бы применяться со следующего бюджетного года. В связи с этим на такое освобождение можно рассчитывать с момента его установления, не ожидая следующего бюджетного периода. Подробности — в статье «Заминированные земли, поврежденная недвижимость, обязательная эвакуация: как получить освобождение от налогов» // «Налоги & бухучет», 2024, № 48 (ср. ) |
Объекты недвижимости на территориях, по которым принято решение об обязательной эвакуации населения | Согласно п. 12.3 НКУ, если принимается решение об обязательной эвакуации населения, оно становится основанием для обязательного принятия местной властью решений об установлении налоговых льгот, в частности по налогу на недвижимость. Такие льготы устанавливаются для физических и юридических лиц в пределах территорий, по которым принято решение об обязательной эвакуации населения. Решения о проведении эвакуации на региональном уровне принимают областные государственные администрации, на местном уровне — соответствующие органы местного самоуправления (ч. 3 ст. 33 КГЗУ*). Дополнительно на эту тему читайте в статьях «Земельно-недвижимые изменения: что принес Закон № 3603» // «Налоги & бухучет», 2024, № 24 и «Заминированные земли, поврежденная недвижимость, обязательная эвакуация: как получить освобождение от налогов» // «Налоги & бухучет», 2024, № 48 |
* Кодекс гражданской защиты Украины от 02.10.2012 № 5403-VI. | |
Объекты недвижимости на территориях отдельных территориальных громад (ТГ) | Местные советы наделены полномочиями устанавливать льготы по налогу на недвижимость, который уплачивается на соответствующей территории, с объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности юридических лиц, общественных объединений, благотворительных и религиозных организаций (абзац первый п.п. 266.4.2 НКУ). Во время действия ВП эта норма может быть применена с условием, что правительство будет компенсировать местному бюджету недополученные средства из государственного бюджета вследствие введенных налоговых льгот (основание — постановление КМУ от 12.04.2024 № 425). Для собственников недвижимости, чьи объекты расположены на территории Харьковской городской ТГ, будет полезной статья «Льгота для харьковской недвижимости: юрлица, уточнитесь!» // «Налоги & бухучет», 2024, № 42 |
Все сайты