Темы статей
Выбрать темы

Новые военные льготы по налогу на недвижимость: ну-ка уточняться!

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Закон № 3050*, которым внесены соответствующие изменения в НКУ, вступил в силу с 06.05.2023 (дня, следующего за днем его опубликования). Поэтому уже можно потихоньку уточнять ранее поданную недвижимую отчетность за 2022 и 2023 годы. По каким объектам это можно сделать, а по каким — нет? В какие сроки? И главное — кому и как? Ответы — в этой статье.

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины в отношении освобождения от уплаты экологического налога, платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, за уничтоженное или поврежденное недвижимое имущество» от 11.04.2023 № 3050-ІХ.

Подходы к урегулированию военного освобождения по налогу на недвижимость и по плате за землю кое в чем подобны. Поэтому вам, как собственнику недвижимости, есть смысл сначала прочитать статью «Уточняем плату за землю с учетом военных льгот» // «Налоги & бухучет», 2023, № 38.

Вместе с тем, в отличие от платы за землю, все освобождающие нормы в отношении налога на недвижимость являются временными (см. новую редакцию п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). То есть законодатель предлагает временно, на период действия военного положения (ВП) по 31 декабря года, в котором прекращено или отменено ВП, положения ст. 266 НКУ, устанавливающей правила уплаты налога на недвижимость, применять с учетом определенных особенностей.

Что же это за особенности?

Недвижимость на боевых/оккупированных территориях

Подход к освобождению такой недвижимости юрлиц аналогичен земельному освобождению.

Во-первых,

для определения территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, или временно оккупированных территорий, следует применять существующий Перечень № 309*

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

Во-вторых, освобождение распространяется на объекты жилой и нежилой недвижимости, которые расположены на:

а) территориях активных боевых действий (АБД);

б) временно оккупированных территориях.

То есть о территориях возможных боевых действий (ВБД) в НКУ речь не идет вообще, невзирая на их наличие в Перечне № 309. Поэтому

объекты недвижимости на территориях ВБД являются объектом налогообложения в течение обоих военных лет, если не попадают под другое освобождение, предоставленное НКУ

Например, под освобождение для уничтоженной/поврежденной недвижимости (о нем — в следующем разделе статьи).

В-третьих, временные рамки освобождения следующие:

— за период с 1 марта по 31 декабря 2022 года — на все 10 месяцев независимо от даты начала/окончания АБД и/или временной оккупации;

начиная с 1 января 2023 года — за период с первого числа месяца по последнее число месяца, в течение которых территории, на которых расположены объекты недвижимости плательщика, значились в Перечне № 309 как территории АБД и/или оккупированные территории.

В-четвертых, воспользоваться этим освобождением можно в отношении всех объектов недвижимости независимо от их физического состояния (наличия или отсутствия разрушений, повреждений, потребности в капитальном или текущем ремонте и т. п.). Конечно, если они расположены на территориях АБД или временно оккупированных.

Уничтоженная/поврежденная недвижимость

Данные о такой недвижимости будут содержаться в Государственном реестре имущества, поврежденного и уничтоженного вследствие боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины (далее — Реестр имущества). Но его еще надо будет создать. Правовые принципы создания и ведения Реестра имущества будет определять Закон Украины от 23.02.2023 № 2923-IX (далее — Закон № 2923), который вступит в силу только 22 мая 2023 года. А после этого порядок ведения указанного Реестра должен утвердить Кабмин.

При таких условиях рассчитывать на освобождение уничтоженной/поврежденной недвижимости от налогообложения прямо сейчас, после вступления в силу Закона № 3050, не придется. И уточнять налоговые обязательства в отношении такой недвижимости тоже пока что рановато. Однако знать о перспективах будущего освобождения лишним не будет.

Главное в нем то, что

освобождение от налога на недвижимость уничтоженного или поврежденного войной имущества не зависит от включения соответствующей территории в Перечень № 309

Ведь такие повреждения фиксировались и, к сожалению, продолжают фиксироваться на всей территории Украины.

Освобождение уничтоженной недвижимости. Речь идет об объектах, которые стали непригодными для использования по целевому назначению вследствие войны, восстановление которых является невозможным путем текущего или капитального ремонта, реконструкции, реставрации или экономически нецелесообразным (п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 2923).

Освобождение в отношении уничтоженного недвижимого имущества, как жилого, так и нежилого, предоставляется юрлицам за 2022 год и следующие налоговые (отчетные) периоды за те объекты, данные об уничтожении которых внесены в Реестр имущества. Судя по всему, можно будет воспользоваться этим освобождением задним числом, начиная с 2022 года. Причем освобождение за 2022 год предоставляется за все 12 месяцев, а не за март — декабрь.

И еще один нюанс. Из текста этой нормы следует, что освобождение можно будет получить за предыдущие военные годы, даже если разрушение объекта произошло в одном из следующих. Имел ли в виду законодатель именно это, сказать трудно. Подождем, как отнесутся к такой трактовке фискалы.

Пользоваться этим освобождением можно до 31 декабря года, в котором будет отменено/прекращено ВП

Объясняется это тем, что все освобождающие от налога на недвижимость нормы Закона № 3050 прописаны как временные (об этом речь уже шла выше). Поэтому плательщик должен до истечения этого срока зарегистрировать прекращение права собственности на уничтоженный объект в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество (ГРВП). Конечно, это можно сделать и раньше. Одновременно с этим прекратится и обязанность декларировать такую недвижимость как объект налогообложения.

Если же до 31 декабря года прекращения ВП вы этого не сделаете, временное освобождение исчерпает свое действие и вам придется снова платить налог за уничтоженный, но не исключенный из ГРВП объект. Поэтому не медлите с этим в том случае, если имеете такую возможность.

Поврежденная недвижимость. Эти объекты могут быть восстановлены путем текущего или капитального ремонта, реконструкции или реставрации, или их восстановление является экономически целесообразным (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 2923).

Объекты жилой и нежилой недвижимости юрлиц, которые были повреждены в 2022 году вследствие войны, освобождаются от налогообложения за период с 1 марта 2022 года и до того месяца включительно, в котором по данным Реестра имущества они были капитально отремонтированы, реконструированы, отреставрированы и признаны пригодными для проживания или для использования по целевому назначению.

Если же повреждение недвижимости произошло после 01.01.2023, то освобождение предоставляется с первого числа месяца, в котором был зафиксирован факт повреждения. А заканчивается его предоставление по тем же правилам, которые приведены выше, — с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества такие объекты были восстановлены и признаны пригодными для проживания / для использования по целевому назначению.

Отдельные правила установлены для недвижимости, которая вследствие войны подверглась незначительному повреждению, но осталась пригодной для проживания / использования по целевому назначению и подлежит восстановлению путем текущего ремонта. Это могут быть случаи, когда, скажем, в доме выбиты стекла/окна/двери, осыпалась штукатурка, повреждена крыша и т. п. Для таких объектов

местная власть имеет право устанавливать собственные льготы в виде снижения ставки налога или полного освобождения от налогообложения

Причем на такие решения не будут распространяться регуляторные нормы НКУ и, в частности, п. 4.5, согласно которому при установлении или расширении существующих налоговых льгот такие льготы применяются со следующего бюджетного года. В связи с этим на такую льготу можно рассчитывать с момента ее установления, не ожидая следующего бюджетного периода. Если на это, конечно, будет добрая воля вашего органа местного самоуправления.

Уточнение отчетности

Плательщики, которые задекларировали за 2022 — 2023 годы налоговые обязательства за объекты жилой и/или нежилой недвижимости, которые расположены на территориях АБД или временно оккупированных территориях, имеют право откорректировать начисленные суммы налога за 2022 и 2023 годы. Для этого следует подать в общем порядке уточняющие декларации (УД) за соответствующий период.

Обратите внимание! В п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ больше нет упоминания о том, что плательщики налога — юридические лица имеют право уточниться в течение шести календарных месяцев после месяца, в котором прекращено или отменено ВП. Поэтому главное для вас — не выйти за пределы срока давности, установленного ст. 102 НКУ, течение которого, кстати, на время ВП приостановлено.

Общие правила уточнения недвижимой отчетности, в том числе предопределенного применением военного освобождения, мы приводили в статье «Уточняем налог на недвижимость за 2022 год. Или ну его к черту?!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 9 (см. раздел «Как заполнить уточненку»). Ею можно воспользоваться и сейчас, конечно, с соответствующими коррективами в отношении применения Перечня № 309. К сказанному там добавим еще следующее.

Как разъясняют налоговики (БЗ 106.05),

временный порядок взимания налога на недвижимое имущество с учетом особенностей, определенных п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, не может считаться льготами, потому нормы этого пункта не включены в справочники льгот

Учитывая это, информация о льготах в декларации не указывается, графы 18 — 22 разд. І приложения 1 (для объектов жилой недвижимости) и графы 17 — 21 разд. І приложения 2 (для объектов нежилой недвижимости) не заполняются. Расчет налога вам придется проводить вручную, выключив перед этим автоматическое заполнение декларации. При этом ставку налога и количество месяцев пребывания недвижимости в собственности, на наш взгляд, лучше не трогать.

Кроме того, чтобы налоговики знали, почему именно плательщик налога провел уточнение, они советуют в поле «Зміст доповнення» декларации указать «Уточнена сума податкового зобов’язання до сплати розрахована відповідно до п.п. 69.22 п. 69 підрозд. 10 розд. ХХ «Перехідні положення» ПКУ».

В завершение — несколько примеров.

Пример 1. Территория Харьковской городской территориальной громады (ТГ) (код по КАТЕТТГ UA63120270000028556) определена п. 1.8 подразд. 1 разд. І Перечня № 309 как территория возможных (!) боевых действий с датой их начала 24.02.2022 и открытой датой окончания.

Это значит, что недвижимость юрлиц, расположенная на территории Харьковской городской ТГ, не имеет права на освобождение от налога на недвижимое имущество ни в 2022, ни в 2023 году. Поэтому если годовая отчетность на 2023 год была подана с применением такого освобождения, сейчас ее придется откорректировать в сторону увеличения.

Так же придется сделать, если вы уже подавали уменьшающую УД к декларации за 2022 год, считая, что ваша недвижимость попадает под военное освобождение. Напомним, что сделать это можно будет без самоштрафа на основании п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (см. статью «Уточнение военных периодов без штрафов и пени» // «Налоги & бухучет», 2023, № 4).

Обратите внимание! Здесь пока что речь не идет об уничтоженной/поврежденной недвижимости. И вообще

о возможности уточнить налог в отношении уничтоженной/поврежденной недвижимости в Законе № 3050 ничего не сказано

По нашему мнению, такая недвижимость бесспорно имеет право на освобождение, в том числе на территориях ВБД. Однако получит его немного позже, когда соответствующая информация появится в Реестре имущества. Тогда и следует будет провести соответствующие уточнения налоговых обязательств. А до тех пор налог за такие объекты, в частности харьковчанам, придется декларировать и уплачивать в общем порядке.

Пример 2. Вся территория г. Киева (код по КАТЕТТГ UA80000000000093317) определена п. 2.11 подразд. 2 разд. І Перечня № 309 как территория АБД с 24.02.2022 по 30.04.2022.

Это значит, что вся недвижимость юрлиц, расположенная на территории г. Киева, как жилая, так и нежилая, как разрушенная/поврежденная (в том числе с незначительными повреждениями), так и та, которая уцелела во время боевых действий, имеет право на освобождение от налога на недвижимое имущество в течение марта — декабря 2022 года. Если вам в прошлом году удалось задекларировать такое освобождение — сегодня больше ничего делать не надо. Если же нет — уточнитесь сейчас в сторону уменьшения.

Срок пребывания конкретной территории в соответствующем разделе Перечня № 309 в течение марта — декабря 2022 года значения не имеет. Освобождение все равно предоставляется на все 10 месяцев прошлого года

А вот в 2023 году под освобождение может попасть только уничтоженная/повреждена киевская недвижимость, и то только после включения сведений о ней в Реестр имущества.

Пример 3. Пгт Красная Гора Бахмутской городской ТГ Бахмутского района Донецкой области (код по КАТЕТТГ UA14020010020021147) определен с 24.02.2022 по 11.02.2023 как территория АБД (п. 2.2 подразд. 2 разд. І Перечня № 309), а с 12.02.2023 — как временно оккупированная (п. 2 разд. ІІ Перечня № 309).

Это значит, что все объекты недвижимости юрлиц, расположенные на территории этого пгт, имеют право на освобождение от налога на недвижимое имущество как в течение марта — декабря 2022 года, так и в течение 2023 года. Причем поскольку дата окончания временной оккупации на этой территории теперь открыта, декларировать освобождение следует до конца текущего года. Однако в случае окончания там временной оккупации в этом году, декларацию придется уточнить в сторону увеличения с месяца, следующего за датой прекращения АБД.

Выводы

  • Под временное освобождение (до конца года прекращения/отмены ВП) попадают объекты недвижимости, которые расположены на территориях АБД и/или временно оккупированных территориях. Недвижимость на территориях ВБД является объектом налогообложения в течение всех военных лет, если на них не распространяется другое освобождение, предусмотренное НКУ.
  • Плательщики, задекларировавшие за 2022 — 2023 годы налоговые обязательства за объекты жилой и/или нежилой недвижимости, которые расположены на территориях АБД или временно оккупированных территориях, имеют право откорректировать начисленные суммы налога за период 2022 и 2023 лет путем подачи УД.
  • Уточнять следует последнюю поданную декларацию за соответствующий уточняемый налоговый период по соответствующей территории территориальной громады. Информация о льготах в УД не указывается, поскольку временный порядок взимания налогов и сборов во время ВП налоговики льготой не считают.
  • Освобождение от налога на недвижимое имущество уничтоженной/поврежденной недвижимости до создания и наполнения соответствующей информацией Реестра имущества фактически не работает. В то же время, судя по всему, освобождение можно будет получить за предыдущие военные годы, даже если разрушение объекта произошло в одном из следующих.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше