* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины в отношении совершенствования онлайн-коммуникации с налогоплательщиками и уточнения отдельных положений законодательства» от 23.02.2024 № 3603-ІХ. В той части, которая касается темы статьи, вступил в силу 16.03.2024.
Земельное освобождение, если уничтожена недвижимость
Первый раздел — для плательщиков платы за землю (как земельного налога, так и арендной платы за землю), на земельных участках которых расположена уничтоженная недвижимость. Что-то похожее мы уже видели в решении Харьковского городского совета от 14.07.2023 № 403/23 (см. статью «Новые льготы по плате за землю для харьковчан на 2023 год» // «Налоги & бухучет», 2023, № 62). Однако законодатели подошли к решению этого вопроса по-своему.
Новым п.п. 69.141 подразд. 10 разд. ХХ НКУ предусмотрено, что
не начисляется и не уплачивается плата за землю за земельные участки, на которых расположены объекты жилой и/или нежилой недвижимости, уничтоженные вследствие боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией рф
Ограничение по площади. Для юридических лиц — собственников уничтоженных объектов такое освобождение будет стопроцентным, если общая площадь уничтоженного объекта недвижимости равна или превышает одну треть площади земельного участка, на котором был расположен разрушенный объект недвижимого имущества.
Если же общая площадь уничтоженного объекта недвижимости меньше одной трети площади земельного участка под ним, тогда освобождение распространяется на 50 % площади земли под таким объектом.
Например, на земельном участке площадью 1 га (10000 кв. м) был расположен объект недвижимости, общая площадь которого 7500 кв. м. В таком случае будет освобождаться от платы за землю весь земельный участок, поскольку 7500 > (10000 : 3).
Если же на таком же земельном участке был расположен объект недвижимости, общая площадь которого 2000 кв. м, будет освобождаться лишь 50 % площади земельного участка поскольку 2000 < (10000 : 3).
А как быть в том случае, если на одном земельном участке расположено несколько объектов недвижимости, часть из которых была разрушена, а часть нет?
К сожалению, этого новая норма не объясняет. Очевидно, площадь земельного участка следует будет сравнивать с суммарной общей площадью всех разрушенных объектов недвижимости, расположенных на таком земучастке. Однако полной уверенности в этом нет, поскольку законодатель почему-то употребляет слово «объект» исключительно в единственном числе.
Реестр имущества. Чтобы получить освобождение от платы за землю по п.п. 69.141 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, данные об уничтожении недвижимости и данные о земельных участках, на которых была расположена уничтоженная недвижимость, должны быть внесены в Государственный реестр имущества, поврежденного и уничтоженного вследствие боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины (далее — Реестр имущества). К сожалению, как вносятся данные об уничтожении недвижимости в Реестр имущества и в какой орган обращаться по этому вопросу, налоговики отвечают через губу (см., например, письмо ГУ ГНС в Харьковской обл. от 28.02.2024 № 1004/ІПК/20-40-04-03-09).
Наш совет: для того, чтобы в Реестре имущества оказались сведения о вашем уничтоженном объекте недвижимости,
представитель юрлица-собственника должен подать информационное сообщение через личный электронный кабинет пользователя на портале Дія или через администратора центра предоставления административных услуг или нотариуса
Это предусмотрено Порядком подачи информационного сообщения... в редакции постановления КМУ от 13.06.2023 № 624. Более подробно с процедурой подачи информационного сообщения можно ознакомиться по ссылке.
Обратите внимание! Если выполняются все условия, прописанные в п.п. 69.141 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, освобождение от платы за землю за земельные участки, на которых расположена уничтоженная недвижимость, должно срабатывать автоматически. В том числе и для плательщиков арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Дополнительного условия о внесении изменений в договор аренды земли в отношении приведения его условий в соответствие с требованиями действующего законодательства, как это было с местной льготой в г. Харькове, законодатель не выдвигает.
Период освобождения. Оно начинает действовать с первого числа месяца, на который приходится дата уничтожения недвижимого имущества, согласно Реестру имущества. То есть если вы и до сих пор не внесли соответствующую информацию в Реестр имущества, сделайте это сейчас и получите освобождение задним числом с даты уничтожения объекта, а не с даты внесения данных в Реестр.
Указанное освобождение будет действовать
— до последнего числа месяца, в котором в установленном порядке зарегистрировано вещевое право на вновь выстроенный объект недвижимости вместо уничтоженного на этом же земельном участке, или
— до последнего числа месяца, в котором прекращено военное положение, но не позже чем до 1 января 2026 года
Уточнение земельной отчетности. Очевидно, что говорить о полноценном использовании земельного участка, на котором находился разрушенный объект недвижимости, не придется. А такие разрушения начались с первых дней войны. Причем происходило это и на тех территориях, которые согласно Перечню № 309* никогда не включались в территории активных боевых действий (АБД) или временно оккупированные территории (ВОТ). Поэтому плательщики были вынуждены декларировать и уплачивать плату за землю под уничтоженной недвижимостью в полном объеме.
Теперь у таких плательщиков появилась возможность
откорректировать начисленные ранее налоговые обязательства по плате за землю за период начиная с первого числа месяца, на который приходится дата уничтожения недвижимого имущества, согласно Реестру имущества
Способ такой корректировки всем известен — путем подачи уточняющих деклараций.
Обратите внимание! Законодатель позволил это сделать задним числом начиная с 24.02.2022. То есть уточнить можно поданную ранее земельную отчетность за 2022, 2023 и 2024 годы.
А вот как именно заполнить при этом уточненку, сейчас лучше не пророчить — все равно фискалы изобретут что-то свое. Поэтому лучше подождать их рекомендаций. Чтобы даром не терять драгоценное время, можно пока что позаботиться о внесении соответствующей информации в Реестр имущества. Потому что без фиксации факта уничтожения недвижимости в этом Реестре претендовать на новое земельное освобождение все равно не удастся.
Замена старого Классификатора на новый: последствия
Этот раздел — о налоге на недвижимость.
Вы уже знаете (см. об этом в статье «Что будет в январе 2024 года» // «Налоги & бухучет», 2024, № 1-2), что с 01.01.2024 был отменен старый Классификатор ДК 018-2000*, которым плательщики налога на недвижимость руководствовались при определении принадлежности здания к тому или иному классу.
Ему на замену пришел новый Национальный классификатор НК 018:2023 «Классификатор зданий и сооружений»*
* Утвержденный приказом Минэкономики от 16.05.2023 № 3573.
Бесспорно, это требовало внесения корректурных изменений в пп. «є» и «ж» п.п. 266.2.2 НКУ, где освобождение от налогообложения зданий промышленности и сельхозтоваропроизводителей было прописано со ссылками на уже недействительный ДК 018-2000. Депутаты справились с этим заданием на тройку:
— в п.п. «є» перепутали группу (код из трех символов) с классом (код из четырех символов), а
— в п.п. «ж» оставили упоминание о сооружениях сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые априори не объект налогообложения (подробнее об этом читайте в статье «За сооружения налог на недвижимость не уплачивают» // «Налоги & бухучет», 2021, № 8).
Хотя в целом суть этих освобождений ничуть не изменилась. Проблему мы видим в другом.
Дело в том, что подход к классификации зданий и сооружений по НК 018:2023 отличается от того, который был предусмотрен раньше в ДК 018-2000. Подклассов с кодами XXXX.X в НК 018:2023 уже нет. Вместо этого самым низким классификационным уровнем в НК 018:2023 является класс, код которого XXXX.
Однако в большинстве решений местных советов об установлении местных налогов и сборов ставки налога на недвижимость привязаны к кодам зданий по отмененному классификатору ДК 018-2000, причем на уровне подкласса. Из-за этого
собственники недвижимости, которые получат ее в собственность в 2024 году с указанием в правоустанавливающих документах новых кодов на уровне класса, не смогут корректно определить ставку налога
К сожалению, норм, которые бы обязывали органы местного самоуправления привести свои решения в соответствие с НК 018:2023, законодатели внести в НКУ не догадались. А это стоило бы сделать безотлагательно, поскольку потребность подать неподвижную отчетность (например, для вновь созданных объектов) может возникнуть в любой период текущего года.
Кстати, и ГНСУ следует подумать о внесении изменений в форму декларации по налогу на недвижимость, поскольку в ней тоже содержатся устаревшие ссылки на уже недействительный ДК 018-2000.
Эвакуационные налоговые льготы
И наконец в этом разделе речь идет о нормах, которые распространяются одновременно на оба налога: и на плату за землю, и на налог на недвижимое имущество.
Начнем с того, что эвакуацией называют организованное выведение или вывоз из зоны чрезвычайной ситуации или зоны возможного поражения населения, если возникает угроза его жизни или здоровью (п. 7 ч. 1 ст. 2 КГЗУ*). Решения о проведении эвакуации на региональном уровне принимают областные государственные администрации, на местном уровне — соответствующие органы местного самоуправления (ч. 3 ст. 33 КГЗУ).
* Кодекс гражданской защиты Украины от 02.10.2012 № 5403-VI.
Так вот, в п. 12.3 НКУ появится норма, согласно которой
если принимается решение об обязательной эвакуации населения, оно становится основанием для обязательного принятия местной властью решений об установлении налоговых льгот
Такие льготы устанавливаются:
— для физических и юридических лиц;
— по плате за землю (земельному налогу и арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности) и налогу на недвижимое имущество;
— в пределах территорий, в отношении которых принято решение об обязательной эвакуации населения.
Вместе с тем остаются действующими военные освобождения, которые уже предусмотрены для плательщиков этих налогов (пп. 69.14 и 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ соответственно). Сразу возникает вопрос:
не дублируют ли новые эвакуационные льготы уже существующие военные освобождения по плате за землю и налогу на недвижимость?
По нашему мнению, о дублировании здесь можно говорить лишь в том смысле, что упомянутые пп. 69.14 и 69.22 — временные (на период действия военного положения), а новации п. 12.3 НКУ будут действовать как постоянные. А поскольку чрезвычайные ситуации могут быть не только военными, но и социальными или техногенного или природного характера (ч. 2 ст. 5 КГЗУ), этими новациями можно будет воспользоваться и в послевоенное время. То есть не только тогда, когда эвакуация предопределена военным положением. Хотя и сейчас, во время войны, эвакуационные льготы отдельным плательщикам тоже могут понадобиться.
Объясним, что мы имеем в виду, на примере Кондрашовской сельской территориальной громады (ТГ) Купянского района Харьковской области, на территории которой введена обязательная эвакуация населения (см. сообщение Харьковской ОВА от 16.01.2024).
Вы хорошо знаете, что начиная с 2023 года земельные участки / объекты недвижимости освобождены от налогообложения за те месяцы, в течение которых соответствующая территория была определена как территория АБД или ВОТ. При этом количество полных месяцев, в течение которых действует это освобождение, определяется по Перечню № 309 в зависимости от дат начала/окончания АБД/временной оккупации.
Так вот, согласно Перечню № 309 Кондрашовская сельская ТГ:
— с 24.02.2022 и по 11.09.2022 находилась во временной оккупации;
— с 11.09.2022 по 01.07.2023 находилась в зоне возможных боевых действий (ВБД);
— с 01.07.2023 находится в зоне АБД, где функционируют государственные электронные информационные ресурсы.
При этом, по мнению Минфина (письмо от 29.12.2023 № 11230-09-62/37196), которое ГНСУ тоже разделяет (см. статью «Территории активных боевых действий, на которые не распространяется военное освобождение: неприятная позиция Минфина» // «Налоги & бухучет», 2024, № 14),
на территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы, военное освобождение не распространяется
Вот именно здесь и может быть полезной новая норма п. 12.3 НКУ, о которой мы говорим. Потому что если на территории Кондрашовской сельской ТГ объявлена обязательная эвакуация, то это будет основанием для обязательного (!) принятия Кондрашовским сельским советом решения об установлении налоговых льгот по плате за землю и налогу на недвижимое имущество.
Кроме того, эта норма может пригодится и тем плательщикам из населенных пунктов пограничных районов Сумской, Харьковской, Черниговской областей, которые находятся под постоянным обстрелом врага, хотя фронт на этих участках границы и не проходит. На сегодня такие населенные пункты по большей части никаких льгот в налогообложении не имеют, поскольку согласно Перечню № 309 относятся к территориям ВБД (например, Краснопольская, Великописаревская, Белопольская, Хотинская и Юнаковская ТГ Сумской обл., где уже объявлена обязательная эвакуация). Эвакуационные льготы позволят плательщикам не уплачивать имущественные налоги за то время, когда землей/недвижимостью они фактически не пользуются, ведь эвакуировались из этой местности. Правда, остаются вопросы в отношении того, как быть с налогообложением плательщиков, которые отказались от эвакуации (например, физических лиц — собственников земли или недвижимости).
Если впоследствии соответствующая территория попадет в зону АБД или ВОТ согласно Перечню № 309, необходимость в эвакуационных льготах отпадет, поскольку можно будет воспользоваться непосредственно общим военным освобождениям.
Обратите внимание! В отличие от земли/недвижимости, которая попадает под военное освобождение согласно пп. 69.14 и 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ,
ту землю/недвижимость, на которую согласно решению местного совета будут распространяться эвакуационные льготы, нужно декларировать
Какие именно льготы это могут быть, законодатель не уточнил. Как, например, в п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, где о поврежденной недвижимости было четко сказано, что местная власть имеет право устанавливать собственные льготы в виде снижения ставки налога или полного освобождения от налогообложения.
Также законодатель, установив обязанность ввода эвакуационных льгот, не установил срок принятия местным советом соответствующего решения. А мы уже знаем разъяснение фискалов (БЗ 106.07), где они настаивают на том, что такое решение применяется со дня его официального обнародования, а если в решении определен более поздний срок введения его в действие, — то с определенной в решении даты. Поэтому ожидать эвакуационных льгот придется долго...
Но надежда есть — и это главное.
Выводы
- Если уничтожение объекта недвижимости обусловлено вооруженной агрессией рф, плату за землю за земельные участки, на которых расположена такая недвижимость, можно не начислять и не уплачивать, но с определенными ограничениями. Кроме того, информация об уничтоженных объектах и земле под ними должна быть в Реестре имущества.
- Изменения в НКУ, связанные с отменой старого Классификатора ДК 018-2000 и вводом вместо него нового НК 018:2023, не повлияли на освобождение от налогообложения промышленной и сельхознедвижимости. Однако не исключаем проблем с определением ставки налога для недвижимости, классифицированной по НК 018:2023.
- На территориях, где объявлена обязательная эвакуация населения, соответствующие органы местного самоуправления обязаны принять решение об установлении налоговых льгот по плате за землю и налогу на недвижимое имущество.