01.07.2024

Военные льготы для сельхозЕН и МНО

Военные послабления предоставлены также и аграриям. Причем эти льготы касаются освобождения не только от уплаты сельхозЕН, но и от уплаты МНО. Об этих военных послаблениях и поговорим дальше.

Военные послабления плательщикам сельхозЕН

Общее освобождение. На сегодня аграрии — плательщики сельхозЕН имеют право на освобождение от уплаты сельхозЕН согласно п.п. 69.33 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

А именно они

освобождены от уплаты сельхозЕН на время действия ВП за сельхозугодия и/или земли водного фонда, если они находятся на территориях активных боевых действий (АБД) или на временно оккупированных

Действует освобождение до даты завершения на определенных территориях АБД или временной оккупации.

Определение территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, или временно оккупированных территорий происходит по аналогии с освобождением от уплаты платы за землю и налога на недвижимость, то есть опираясь на Перечень № 309*. А именно, принимая во внимание даты, указанные в этом Перечне в отношении действия на определенной территории АБД и/или оккупации, следует определять, получает ли аграрий в определенном году освобождение от уплаты сельхозЕН.

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

Детали ищите в «Что можно не уплачивать плательщикам сельхозЕН в 2024 году» // «Налоги & бухучет», 2024, № 9.

Территория освобождения. Как видим, военное освобождение от уплаты сельхозЕН распространяется только на территорию АБД и временно оккупированные территории. Поэтому у аграриев, у которых земли согласно Перечню № 309 попали в территории АБД, где функционируют государственные информационные ресурсы (это подразд. 3 разд. І Перечня № 309), возникли те же проблемы с получением военного освобождения, что и у плательщиков земналога, недвижимого налога, эконалога.

Напомним, что Минфин вместе с ГНСУ до недавнего времени отрицали распространение на такие территории военных льгот: дескать, территория АБД, на которую распространяются военные освобождения, и территория АБД, где функционируют государственные информационные ресурсы, не имеют ничего общего. А потому если земли находятся на территории АБД, где функционируют государственные информационные ресурсы, то рассчитывать на любые военные льготы, в том числе по уплате сельхозЕН, не стоит. Наше мнение по этому поводу можно прочитать в «Территории активных боевых действий, на которые не распространяется военное освобождение: неприятная позиция Минфина» // «Налоги & бухучет», 2024, № 14.

Ошибочность такого подхода понял Кабмин. Чтобы исправить это упущение и распространить на территорию АБД, где функционируют государственные информационные ресурсы, те же льготы, что и на территорию АБД, ему пришлось подкорректировать свою нормативку и приравнять одну территорию АБД (территории, где функционируют государственные информационные ресурсы) к другой (к территории АБД). После этого обновления военное освобождение начало распространяться на все территории АБД, независимо от того, функционируют там информационные ресурсы или нет. Об этом можно подробно прочитать в статье «Военные налоговые льготы — для всех территорий активных боевых действий!» // «Налоги & бухучет», 2024, № 38.

Причем, на наш взгляд, освобождение от уплаты сельхозЕН должно действовать с самого начала выделения территорий в зону АБД, где функционируют государственные информационные ресурсы. Но, к сожалению, как и в случае с освобождением от уплаты имущественных налогов и эконалога (см. «Территории, где функционируют государственные информресурсы, льготируются с 01.05.2024» // «Налоги & бухучет», 2024, № 44), налоговики считают по-другому. Так, в одном из разъяснений на веб-портале (а также в БЗ 111.05) они прямо заявляют, что

за земли, расположенные на территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы, сельхозЕН не начисляется и не уплачивается начиная только с 01.05.2024 и до даты завершения на таких территориях АБД

Поэтому те, у кого земля находится на территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы, должны решить, придерживаться этих разъяснений или считать, что освобождение было и до 01.05.2024. Тем, кто решит бороться, следует готовиться отстаивать свою позицию в суде.

Другие виды военного освобождения. Также на освобождение от уплаты сельхозЕН можно рассчитывать в отношении земель, которые на сегодня:

не находятся уже в зоне АБД или во временной оккупации (например, уже попали в зону ВБД или на них по данным Перечня № 309 закончились боевые действия и оккупация);

— находятся на другой территории Украины.

А именно они имеют право не уплачивать сельхозЕН за земли:

загрязненные взрывоопасными предметами;

непригодные для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами.

Такие земли в соответствии с п. 2921.1 НКУ не являются объектом обложения сельхозЕН на период, когда земельные участки были загрязнены или признаны потенциально загрязненными взрывоопасными предметами.

Правила получения этого вида освобождения от уплаты сельхозЕН такие же, как и в случае получения освобождения от уплаты платы за землю за заминированные или потенциально заминированные земли. Подробно об этом можно почитать «Заминированные земли, поврежденная недвижимость, обязательная эвакуация: как получить освобождение от налогов» // «Налоги & бухучет», 2024, № 48.

Сельхоздоля. Также плательщики сельхозЕН, у которых определенная часть сельхозугодий в течение действия ВП определенное время будет находиться на территориях возможных/активных боевых действий / под оккупацией, могут в следующем году выбрать сельхозЕН или подтвердить статус плательщика сельхозЕН, соблюдя размер сельхоздоли не на уровне 75 %, а на уровне 50 % (п.п. 10.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Рассчитывать на 50 % сельхоздолю можно, если

не менее 30 % общей площади сельхозугодий и/или земель водного фонда, которые принадлежат аграрию или использовались им в предыдущем году, располагалось не менее 6 месяцев на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, которые временно оккупированы

Определить 6-месячный срок пребывания в зоне боевых действий и/или оккупации следует опираясь на данные Перечня № 309. Причем поскольку во внимание принимается любая зона боевых действий (как возможных, так и активных), то проблемы с тем, включаются ли земли, которые находятся в зоне АБД, где работают электронные ресурсы, в 6-месячный период, возникать не должно. Их следует включать при определении этого показателя.

Освобождение от МНО

Общее освобождение. На сегодня лица, которые владеют или пользуются сельхозугодиями, имеют право из-за действия ВП получить право на освобождение от уплаты МНО. Такое освобождение предусмотрено п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

В соответствии с ним освобождены от расчета МНО сельхозугодия, которые находятся на территории АБД или на временно оккупированных территориях Украины. Причем это освобождение касается всех плательщиков, которые владеют или пользуются сельхозугодиями, независимо от избранной системы налогообложения.

Действует освобождение от уплаты МНО до даты завершения на определенных территориях АБД или временной оккупации. Определять такие территории следует опираясь на Перечень № 309, то есть так же, как и в случае получения военного освобождения по имущественным налогам, сельхозЕН, эконалогу.

К сведению! Под военное освобождение от МНО попадает именно территория из зоны АБД. А учитывая то, что военное освобождение, по мнению фискалов, распространяется на территорию АБД, где функционируют государственные информационные ресурсы, только с 01.05.2024 (см. выше), то считаем, что без проблем рассчитывать на это военное освобождение от МНО на таких территория можно только с 01.05.2024. Тем, кто будет считать, что это освобождение действовало с даты возникновения зоны АБД, где функционируют государственные информационные ресурсы, стоит готовиться доказывать свою позицию в суде.

Заминированные земли. Кроме всего прочего, на освобождение от расчета МНО можно рассчитывать в отношении земель, которые не находятся уже в зоне АБД или во временной оккупации (например, уже попали в зону ВБД или на них, по данным Перечня № 309, закончились боевые действия и оккупация) или на другой территории Украины. Ведь в соответствии с п. 381.2 НКУ МНО не уплачивают за земли, за которые не начислялись и не уплачивались плата за землю или сельхозЕН из-за того, что земля:

загрязнена взрывоопасными предметами;

признана потенциально загрязненной взрывоопасными предметами.

О том, какие земли попадают под это освобождение, подробно читайте в «Заминированные земли, поврежденная недвижимость, обязательная эвакуация: как получить освобождение от налогов» // «Налоги & бухучет», 2024, № 48.

Выводы

  • Военное освобождение от уплаты сельхозЕН и МНО распространяется на земли, которые находятся в зоне АБД или во временной оккупации.
  • По мнению фискалов, освобождение от сельхозЕН и МНО за земли из зоны АБД, где функционируют государственные информационные ресурсы, действует начиная с 01.05.2024.
  • Заминированные и потенциально заминированные земли освобождены от уплаты не только сельхозЕН, но и МНО.
  • Если 30 % земель агрария 6 месяцев находилось в зоне боевых действий или в оккупации, то для того, чтобы быть плательщиком сельхозЕН, можно ориентироваться на уменьшенную сельхоздолю в размере 50 %, а не 75 %.