Темы статей
Выбрать темы

НДФЛ-последствия рекламных акций

Марченко Елена, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Магазин розничной торговли проводит рекламные акции. Первая акция — розыгрыш скидок, когда покупатель крутит «барабан» и вытягивает бумажку со скидкой от 5 % до 50 % на приобретение любого товара. Вторая — продажа товара по схеме «1 + 1 = 3». Возникает ли в таких ситуациях у покупателя-физлица налогооблагаемый доход? Для ответа на этот вопрос рассмотрим каждую акционную ситуацию отдельно.

Розыгрыш скидок

Сразу обратимся к п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ. Его нормы определяют, что в состав налогооблагаемого дохода физических лиц включается, в частности, доход, полученный как дополнительное благо в виде суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров, индивидуально предназначенной для такого плательщика налога. То есть главное условие для налогообложения суммы скидки — это ее индивидуальный (персональный) характер (скидка привязана именно к определенному лицу).

Сумму индивидуальной скидки облагают НДФЛ по ставке 18 %. При этом базу налогообложения определяют с учетом натурального коэффициента 1,219512 (п. 164.5 НКУ).

Также придется удержать с такого дохода и ВС (п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Но уже с «чистой» суммы скидки, без применения любых коэффициентов (см. БЗ 126.05).

В то же время если скидка на товары предоставляется неопределенному кругу лиц, в том числе по определенному критерию, то она не является индивидуальной. Это обычная скидка.

Цена товара за минусом обычной скидки формирует для покупателя обычную цену такого товара. Поэтому независимо от того, проводится персонификация получателя обычной скидки или нет, сумма такой скидки не должна облагаться НДФЛ и ВС (см. постановление Седьмого апелляционного административного суда от 26.06.2024 по делу № 120/277/24). Ведь приобретение товара происходит по обычной цене.

В рассматриваемом случае

скидка распространяется на всех покупателей-физлица, которые участвуют в розыгрыше, потому оснований для включения суммы скидки в их налогооблагаемый доход нет

Это подтверждает и разъяснение БЗ 103.02.

Не будут ли иметь налоговики претензий в отношении того, что хотя право на получение скидки и имеют все покупатели, однако размер скидки варьируется от 5 % до 50 %? Трудно сказать, как именно поведут себя фискалы в конкретной ситуации. Но, на наш взгляд, разный размер скидки не делает ее индивидуальной. Всем покупателям при одинаковых условиях предоставлена возможность приобрести товар со скидкой от 5 % до 50 %. В итоге хотя цена товара со скидкой для каждого покупателя и будет разной, однако ее можно считать обычной.

Вместе с тем, если вы хотите оградить себя от возможных неприятностей со стороны ГНСУ, советуем получить индивидуальную налоговую консультацию по этому вопросу. Если ответ фискалов вас не удовлетворит, такую индивидуальную консультацию можно обжаловать в суде. И если слуги Фемиды поддержат вас, налоговикам придется выдать новое разъяснение с учетом заключений суда (абзац второй п. 53.2 НКУ).

Продажа по схеме «1 + 1 = 3»

Прежде чем определиться с тем, получает ли налогооблагаемый доход физлицо, которое покупает три единицы товара по цене двух, надо знать, как именно третья единица проводится в учете торгового предприятия — как подарок (безвозмездная передача) или как скидка на все 3 единицы.

Третий товар — подарок. Сразу скажем, что это не очень хороший вариант, которого стоит избегать. В этой статье приведем наши аргументы с точки зрения НДФЛ и ВС. А вот о не очень «удобных» последствиях безвозмездных передач в НДС-учете и об определенных нюансах по налогу на прибыль читайте в статье «Акция «2 по цене 1»: что в учете?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 42.

Подпункт 165.1.39 НКУ выводит из-под налогообложения стоимость неденежных подарков в части, которая не превышает в 2024 году 1775 грн (в расчете на месяц).

Если же стоимость подарка превышает необлагаемый налогом предел, сумма превышения становится для получателя подарка доходом в виде дополнительного блага по п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ, с которого придется уплатить НДФЛ (18 %) и ВС (1,5 %).

Причем базу обложения НДФЛ нужно будет определить с учетом натурального коэффициента (п. 164.5 НКУ).

В то же время

независимо от того, облагается налогом подарок или нет, его следует отразить в 4ДФ с регистрационным номером учетной карточки налогоплательщика — получателя подарка

Поэтому такой номер придется получать от одаренного покупателя. А это еще та головная боль.

В 4ДФ Налогового расчета налоговый агент, который предоставил подарок, отражает необлагаемую налогом стоимость подарка с признаком дохода «160», налогооблагаемую — с признаком дохода «126».

А можно ли предоставление третьей единицы товара оформить как рекламную акцию? Конечно, можно попробовать, хотя обычно по акции «два покупаешь, третий — в подарок» идут залежалые товары, от которых продавец желает максимально быстро избавиться, а не прорекламировать их.

Если же рискуете, то учтите мнение налоговиков, приведенное в разъяснении БЗ 103.23. Фискалы считают, что стоимость товара, который распространяется во время проведения рекламной акции, не рассматривается как доход физических лиц — получателей таких товаров, если получателями является неопределенный круг плательщиков налога. Подробно о проведении рекламных акций читайте в статье «Раздача сувениров во время выставки» // «Налоги & бухучет», 2024, № 55.

Три товара со скидкой. Как уже было указано выше, сумма скидки является объектом обложения НДФЛ и ВС только в том случае, если она является индивидуальной (персональной). Тогда скидка включается в налогооблагаемый доход такого покупателя как дополнительное благо по п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ.

В рассматриваемом случае опция «три по цене двух» реализуется путем установления скидки на все три товара. Таким образом, достигается поставленная цель — три по цене двух.

Внимание! Приобрести три товара по цене двух может любой покупатель. Поэтому об индивидуальной скидке здесь речь не идет. Оснований для включения суммы скидки в налогооблагаемый доход покупателей-физлиц нет.

Выводы

  • Если проводится розыгрыш скидок от 5 % до 50 % среди покупателей-физлиц, то сумма скидки не является их налогооблагаемым доходом, поскольку она предоставляется всем участникам акции на равных условиях.
  • Рекомендуем избегать ситуаций, когда во время акции «1 + 1 = 3» третья единица товара предоставляется в подарок, поскольку независимо от того, облагается налогом его стоимость или нет, подарочный доход следует отразить в 4ДФ.
  • Привлекательным для предприятия, которое проводит акцию «1 + 1 = 3», является вариант, по которому все три товара продаются со скидкой, общая сумма которой будет равна стоимости 3-го товара.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше