15.07.2024
Плательщики ЕН несут ответственность согласно НКУ за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты сумм ЕН, а также за своевременность подачи налоговых деклараций (п. 300.1 НКУ). Объектом обложения единым налогом является доход, полученный плательщиком в отчетном периоде. А следовательно, проверкой может быть выявлено завышение или занижение сумм налоговых обязательств по ЕН. В случае занижения единщикам придется уплатить доначисленную сумму, а также штраф и пеню. В этом они ничем не отличаются от плательщиков остальных налогов.
Но этим проверка единщиков не исчерпывается. Контролеры обязательно будут пытаться установить нарушение требований единоналожной главы 1 разд. ХIV НКУ. И если им это удастся,
налоговики имеют право аннулировать регистрацию плательщика ЕН и таким образом перевести его на общую систему налогообложения (п. 299.11 НКУ)
Рассмотрим дальше, за что именно единщики могут получить это достаточно строгое наказание.
Их перечень содержится в п.п. 298.2.3 НКУ (см. также БЗ 108.01.06 — для «юриков»-третьегруппников и БЗ 107.01.08 — для ФЛП — плательщиков ЕН первой — третьей групп). Это:
— превышение в течение календарного года установленного объема дохода для соответствующей группы плательщиков ЕН. При этом единщики первой — второй групп имеют шанс остаться на упрощенке, перейдя в старшую группу;
— применение плательщиком ЕН первой — третьей групп неденежного способа расчетов;
— осуществление видов деятельности, запрещенных всем единоналожникам и отдельно перво- и второгруппникам, или несоответствие требованиям организационно-правовых форм хозяйствования;
— превышение численности физических лиц, которые находятся в трудовых отношениях с плательщиком ЕН;
— осуществление видов деятельности, не указанных в реестре плательщиков ЕН;
— наличие налогового долга в размере, который превышает 3060 грн, на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов.
Если плательщик самостоятельно признает за собой любое из вышеперечисленных нарушений, тогда во исполнение требований п.п. 298.2.3 НКУ он обязан сам себя наказать переходом с упрощенной системы на общую. Сроки такого перехода, а также остальные подробности этой процедуры здесь не будем приводить, поскольку наша цель — разобраться не с добровольной, а с принудительной ЕН-разрегистрацией.
Если же плательщик ЕН допустит любое из вышеперечисленных нарушений, но не выполнит требования п.п. 298.2.3 НКУ о самостоятельном отказе от упрощенной системы, фискалы могут аннулировать его ЕН-регистрацию по собственному решению. Это следует из п.п. 3 п. 299.10 НКУ, где наступление случаев, предусмотренных п.п. 298.2.3 НКУ, фигурирует как отдельное основание для ЕН-разрегистрации.
То есть эти нормы НКУ построенные таким образом, что
когда плательщик ЕН будет обязан перейти на общую систему и не сделает этого добровольно, фискалы принудительно аннулируют его регистрацию плательщика ЕН
Обратите внимание! Фискалы могут усмотреть основания для аннулирования и в нарушении других (не упомянутых нами) требований главы 1 разд. ХIV НКУ. Например, в случае неподачи ФЛП заявления об изменении местонахождения или юрлицом — об изменении видов хоздеятельности. Хотя оснований для аннулирования в этих случаях нет. Ведь ЕН-регистрация по решению контролеров может быть аннулирована только в случаях, определенных п.п. 298.2.3 НКУ. То есть только если плательщик совершил нарушение, которое обязывает его перейти на общую систему, и он такого перехода не осуществил. А неподача заявлений к таким обязующим нарушениям не относится.
НКУ устанавливает четкую последовательность действий контролеров в случае принятия решения об аннулировании ЕН-регистрации. Независимо от оснований аннулирования ЕН-регистрации, сначала должна быть проведена проверка, выявлено нарушение и составлен акт. И только потом
именно на основании акта контролеры принимают решение об аннулировании ЕН-регистрации
Нормы НКУ не предусматривают установки определенной формы такого решения. Оно предоставляется плательщику в письменной форме за подписью руководителя контролирующего органа с обязательным указанием оснований для аннулирования ЕН-регистрации (БЗ 107.01.08).
Однако часто налоговики забывают, что это решение выносится только на основании проверки. Без нее и без оформления соответствующего акта такое решение является противоправным и подлежит отмене. Причем статус плательщика ЕН должен быть восстановлен с момента аннулирования, осуществленного с нарушением соответствующей процедуры. Правда, для этого плательщику, чьи права были нарушены, придется обратиться в суд. Позитивными для плательщиков ЕН были постановления Верховного Суда от 19.11.2019 по делу № 200/5738/19-а, от 26.02.2019 по делу № 805/1396/17-а, от 06.05.2020 по делу № 812/1137/16. Подробнее об этом см. в статье «Принудительное аннулирование упрощенца — только через проверку» // «Налоги & бухучет» 2020, № 57.
Если же все оформлено так, как следует, то
регистрация будет аннулирована с 1-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором допущено нарушение
То есть если проверяющие выявят давние нарушения (допущенные в прошлых периодах), то они аннулируют регистрацию плательщика единого налога задним числом. Чем это может грозить представителям первой — третьей групп ЕН, см. в следующем разделе.
Отдельно следует сказать об аграриях-четвертогруппниках. Исключить их из реестра плательщиков сельхозЕН налоговики тоже имеют право только по результатам проведения выездных документальных проверок, если они выявят несоответствие таких аграриев требованиям п.п. 4 п. 291.4 и п. 291.51 НКУ. Соответствующая норма содержится в абзаце втором п. 299.11 НКУ. Подробнее об этом читайте в статье «Без проверки из когорты сельхозЕН не исключают!» // «Налоги & бухучет» 2022, № 23.
Во-первых, налоговики доначислят:
— соответствующие налоговые обязательства, поскольку с момента аннулирования регистрации плательщика ЕН субъект хозяйствования будет считаться общесистемщиком. В частности, для юрлица речь идет о налоговых обязательствах по налогу на прибыль, для ФЛП — по НДФЛ и ВС;
— штрафы;
— пеню.
А вот вернут ли при этом уплаченный за эти же периоды единый налог?
Автоматически, конечно, нет — для этого нет никаких оснований. Но и подать уточняющую отчетность тоже не получится — налоговики против (см. БЗ 107.01.07).
Как выход они советуют такому субъекту хозяйствования обратиться с письменным заявлением к контролирующему органу по основному месту учета о непризнании поданной за эти периоды отчетности как налоговой с соответствующим объяснением. И тогда, очевидно, уже после того, как они аннулируют такую отчетность, а в интегрированной карточке плательщика возникнет переплата по ЕН, можно будет вернуть ее по обычной процедуре, предусмотренной ст. 43 НКУ.
Во-вторых, в отличие от единоналожников, общесистемщики обязаны:
— вести более сложный учет доходов и расходов;
— применять РРО/ПРРО. Правда, с 01.01.2022 это вылезет боком только плательщикам ЕН группы 1, поскольку остальные единоналожники и так являются РРО-обязанными (если, конечно, они не подпадают под исключения, установленные ст. 9 Закона об РРО);
— уплачивать некоторые дополнительные налоги (сборы).
Заметьте:
с того момента, когда субъект хозяйствования считается находящимся на общей системе, на него возлагаются все соответствующие обязанности
Поэтому проверяющие, скорее всего, возьмут и этот факт к сведению.
В таком случае предпринимателю, который во время пребывания на едином налоге был освобожден от применения РРО/ПРРО, может грозить штраф за непроведение расчетных операций через РРО/ПРРО и за нераспечатку соответствующих расчетных документов.
В общем случае штраф представляет (п. 1 ст. 17 Закона об РРО):
— 100 % стоимости проданных без применения РРО/ПРРО товаров (работ, услуг) — если правонарушение совершено впервые;
— 150 % стоимости таких товаров — за каждое последующее подобное правонарушение.
Кроме того,
ФЛП-общесистемщики должны вести товарный учет запасов и осуществлять продажу только тех товаров, которые отражены в таком учете (п. 12 ст. 3 Закона об РРО)
Поэтому налоговики вспомнят и об этой обязанности, когда сбросят предпринимателя с упрощенки. И наверняка применят соответствующий штраф, предусмотренный ст. 20 Закона об РРО, — в размере стоимости таких товаров, которые не учтены в установленном порядке, по ценам реализации, но не менее 170 грн.
Конечно, с 01.01.2022 и по 01.10.2023 никаких РРО-штрафов не будет, если плательщик не торговал подакцизными товарами. Ведь здесь действует соответствующее освобождение из п. 12 разд. ІІ Закона об РРО (читайте об этом в статье «Нарушение РРО-правил с 01.01.2022 по 30.09.2023: как решился штрафной вопрос?» // «Налоги & бухучет» 2024, № 41).
Однако начиная с 01.10.2023 оно распространяется только на тех, кто из зоны боевых действий или временной оккупации (подробности ищите в статье «Защита от штрафов по Закону об РРО: для кого она актуальна сегодня» // «Налоги & бухучет», 2024, № 41).
Кроме того, налоговики могут применить штрафы за неподачу деклараций по другим налогам и сборам, плательщиком которых единоналожник стал задним числом. Для «юрика» это могут быть декларации по налогу на прибыль, для ФЛП — декларации об имущественном положении и доходах. Согласно п. 120.1 НКУ им может грозить по 340 грн за каждую неподачу.
В-третьих, предприниматель, который нарушил условия пребывания на упрощенке, но, как и раньше, считает себя единоналожником, продолжает вести ежемесячный учет доходов в произвольной форме, а ФЛП — плательщики ЕН, зарегистрированные плательщиками НДС, — специально предназначенную для них Книгу учета доходов и расходов. Сомневаемся, что налоговики будут считать записи о доходах / доходах и расходах в такой форме/книге допустимыми для общесистемщиков.
При этом ФЛП может грозить админштраф за неправильное ведение учета доходов и расходов от 51 до 136 грн (ст. 1641 КУоАП).
В-четвертых, пребывание на общей системе налогообложения также предопределяет обязанность НДС-регистрации при наличии оснований для этого.
Тем, кто после аннулирования ЕН-статуса был обязан зарегистрироваться плательщиком НДС, фискалы даже без такой регистрации должны начислить налоговые обязательства по НДС
И эту всю сумму придется уплатить в бюджет. При этом уменьшить начисленные обязательства не удастся. Дело в том, что пока субъект не зарегистрируется плательщиком НДС и на него не будут составлять и регистрировать в ЕРНН налоговые накладные, права на налоговый кредит он иметь не будет (п. 183.10 НКУ).
В-пятых, единщик, который по воле фискалов стал общесистемщиком, теряет право на освобождение от уплаты земельного налога. То есть начислить этот налог он должен с даты аннулирования ЕН-регистрации. Если этого не сделать, фискалы доначислят земельный налог сами да еще и наложат штраф в размере 10 (25) % согласно п. 123.1 НКУ.
Дополнительно заметим: опять вернуться на упрощенную систему после снятия с регистрации плательщиком единого налога субъект хозяйствования сможет после окончания четырех последовательных кварталов с момента принятия решения об аннулировании такой регистрации (п. 299.11 НКУ).
Что касается плательщиков сельхозЕН, то им за все периоды, в которых выявлено нарушение, начисляются налоги и сборы, от уплаты которых они были освобождены как представители упрощенной системы, а также штрафные санкции, предусмотренные главой 11 разд. II НКУ. Такие плательщики обязаны перейти к уплате налогов по общей системе налогообложения начиная со следующего месяца после месяца, в котором установлено нарушение (абзац второй п. 299.11 НКУ).