Что такое летняя площадка?
Что такое летняя площадка? В целом, законодательство не содержит определения такого объекта. Однако мы можем понять, что же такое летняя площадка, из нормативки органов местного самоуправления. Например, в Положении о временном пользовании отдельными элементами благоустройства коммунальной собственности для размещения малых архитектурных форм и временных сооружений торгового, бытового, социально-культурного и другого назначения на территории города Харькова, утвержденном решением Харьковского горсовета от 21.06.2017 № 688/17 (далее — Положение № 688) находим следующее.
Открытая летняя площадка — объект из облегченных конструкций, который может быть стационарным или временным (ежедневного демонтажа), установленный с учетом основных требований к сооружениям, определенным техрегламентом изделий, зданий и сооружений, временно без обустройства фундамента, который не имеет закрытого помещения для пребывания людей, функционирование которого осуществляется в теплый период года для предоставления услуг по питанию около стационарного заведения ресторанного хозяйства на открытом воздухе и отвечает требованиям к открытым летним площадкам, приведенным в приложении 2 к Положению № 688.
Также заметим, что площадки могут быть временными и постоянными. От вида этого сооружения будет зависеть оформление. В статье мы поговорим именно о временных площадках, которые устанавливаются, например, на весенне-летний сезон.
Среди требований к летним площадкам Положения № 688, например, выдвигает то, что в пределах такой площадки могут быть установлены только:
— столики;
— кресла, скамьи;
— светильники;
— декоративные элементы;
— зонтики;
— урны для мусора;
— цветы и ландшафтные композиции;
— специальное оборудование для регулирования температурного режима и холодильное оборудование.
Приблизительно такие же требования устанавливаются и для других регионов. Однако всегда стоит проверять, нет ли конкретно для вашего города или другого населенного пункта своих требований. Например, киевлянам следует руководствоваться Порядком размещения площадок для питания около стационарных заведений ресторанного хозяйства в городе Киеве, утвержденным распоряжением КГГА от 07.11.2013 № 2027 (далее — Порядок № 2027).
Также следует учитывать:
— Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 № 2807-IV;
— Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 № 3038-VI;
— Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Минрегионстроя от 21.10.2011 № 244 (далее — Порядок № 244).
Конечно, это не исключительный перечень документов.
Кто может устанавливать площадки?
Определенные ограничения установлены, в частности, в таблице 2 «Номенклатура дополнительных услуг, которые предоставляют заведения ресторанного хозяйства» Государственного стандарта Украины ДСТУ 4281:2004 «Заведения ресторанного хозяйства. Классификация», утвержденного приказом Госпотребстандарта от 31.03.2004 № 59 (ср. ).
Исходя из положений ДСТУ 4281:2004 летние площадки нельзя устанавливать столовым и кафетериям
Такие возможности есть у ресторанов, баров, кафе, закусочных и буфетов. Однако думаем, что если, например, столовая установит летнюю площадку, которая будет удовлетворять всем нормам и правилам, то ответственность вряд ли будет грозить. Однако следует быть осторожными.
Для того, чтобы разместить летнюю площадку, нужно получить разрешение у уполномоченных органов власти. Речь идет об органах местного самоуправления, которые устанавливают свои правила получения разрешений. То есть в зависимости от региона процедура их получения может немножко отличаться.
Хотя в свое время Госрегуляторная служба считала, что органы местного самоуправления вообще не имеют права регулировать вопросы размещения летних площадок (см. письмо Госрегуляторной службы от 08.01.2014 № 47/0/20-14). Все из-за того, что в п. 1.7 Порядка № 244 указано, что органы местного самоуправления могут регулировать вопросы о размещении временных сооружений только во время проведения ярмарок, государственных и местных праздничных, торжественных массовых мероприятий на срок проведения таких мероприятий.
Однако на практике правила, установленные местной властью, все же учитываются (см., например, постановление Пятого апелляционного админсуда от 02.12.2021 по делу 420/10493/21).
Согласовываем установление площадки с компетентными органами
Органы местного самоуправления. Как мы говорили выше, в зависимости от региона оформление может быть разнообразное. Варианты:
— заключение договора о паевом участии в содержании объектов благоустройства на размещение летней площадки для питания около стационарных заведений ресторанного хозяйства;
— оформление паспорта привязки;
— сервитут;
— договор временного платного пользования и т. п.
Рассмотрим процедуру на примере г. Киев. Заметим, что киевляне именно для открытых (летних) площадок получают справку о функциональном назначении и заключают договор о паевом участии в содержании объектов благоустройства на размещение летней площадки. Учтите, открытая (летняя) площадка в соответствии с п. 1.3 Порядка № 2027 — это такое сооружение, которое действует ежегодно с 1 мая до 31 октября соответствующего года.
Если же речь идет о сезонной летней площадке (то есть не предусматривается круглогодичное функционирование), то она действует в период, указанный в паспорте привязки. Соответственно для нее следует получить паспорт привязки.
В любом случае для получения этих документов киевляне могут обратиться к Департаменту промышленности и развития предпринимательства исполнительного органа Киевского городского совета. Также пакет необходимых документов можно подать через специальный портал Центра предоставления админуслуг г. Киева.
В результате всей этой процедуры вы получите информационный талон.
Обратите внимание: это точечное описание процедуры для г. Киева.
Для того, чтобы согласовать установление летней площадки в вашем регионе, обратитесь к своим органам местного самоуправления
Налоговая. Один из возникающих вопросов: нужно ли подавать уведомление по ф. № 20-ОПП? Площадка, считаем, является отдельным объектом, в отношении которого следует подать такое уведомление. На подачу этого документа у вас будет 10 рабочих дней со дня создания объекта. В уведомлении по ф. № 20-ОПП выбираем код типа объекта налогообложения — 323 «площадка». Это, по нашему мнению, особо актуально тогда, когда площадка может иметь свой, отдельный адрес. Однако если летняя площадка является неотъемлемой частью самого ресторана, кафе и т. п., то можно пойти через принцип укрупнения. То есть если вы показывали в уведомлении по ф. № 20-ОПП свое заведение, то в этом случае можно обойтись и без этого уведомления.
Также если вдруг летняя площадка имеет отдельный адрес (это может происходить при оформлении паспорта привязки), то единоналожникам этот адрес следует внести в Реестр плательщиков единого налога (следует подать заявление об упрощенной системе налогообложения с внесением соответствующих изменений в графу «місце провадження господарської діяльності»).
Уголок покупателя, режим работы, лицензии
Уголок покупателя. Поскольку мы говорим о летней площадке, которая устанавливается при стационарном заведении питания, то один уголок покупателя уже есть. Его должно быть достаточно. Отдельно для летней площадки его устанавливать не нужно.
Напомним, что уголок покупателя должен содержать (согласно п. 10 Порядка № 833*):
1) информацию о наименовании собственника или уполномоченного им органа;
2) адреса и номера телефонов органов, которые обеспечивают защиту прав потребителей (их можно почерпнуть в разделе «Контакты» на сайте Госпродпотребслужбы (dpss.gov.ua/) или ее главных управлений в областях или г. Киеве).
* Порядок осуществления торговой деятельности.., утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 № 833.
Режим работы. Здесь следует учесть условия военного положения. В частности:
— комендантский час. Понятно, что во время комендантского часа о работе летних площадок не может быть и речи;
— мероприятия, чтобы обеспечить возможность максимально быстро покинуть летнюю площадку в случае объявления воздушной тревоги. В частности, заранее предупредить о такой вероятности посетителей заведения и сообщить им адрес ближайшего бомбоубежища.
Лицензии. В частности, говорим о продаже алкогольных напитков и табачных изделий. Здесь руководствуемся Законом № 481. Не забываем, что лицензированию подлежит розничная торговля алкогольными напитками (кроме столовых вин), табачными изделиями (включая курение кальяна), жидкостями, которые используются в электронных сигаретах.
При этом на розничную торговлю алкогольными напитками нужна отдельная лицензия, а на розничную торговлю табачными изделиями — отдельная.
Однако
если алкоголь и табак потребляются на летней площадке, которая является продолжением заведения, то получать на нее отдельную (дополнительную) лицензию не нужно, если лицензия уже получена таким заведением
Все потому, что расчеты за алкогольные напитки и табачные изделия проводят через РРО/ПРРО самого заведения, около которого открыта такая площадка.
Подробнее о расчетах через РРО/ПРРО и лицензиях читайте в статье «Продажа алкоголя на летней площадке» // «Налоги & бухучет», 2024, № 45.
Выводы
- У каждого региона своя отдельная процедура получения разрешения на размещение летней площадки.
- О летней площадке следует подать уведомление по ф. № 20-ОПП. Если летняя площадка имеет другой адрес, чем само ваше заведение, — вносим изменения еще и в Реестр плательщиков единого налога.
- Если алкоголь и табак потребляются на летней площадке, которая является продолжением заведения, то получать на нее отдельную (дополнительную) лицензию не нужно, если лицензия уже получена таким заведением.