Вывод документа
В течение двух лет будет проводиться экспериментальный проект по осуществлению е-ТТН в сфере внутренних грузовых перевозок с использованием системы электронного документооборота электронная товарно-транспортная накладная.
Присоединение участников грузовых перевозок к экспериментальному проекту осуществляется на добровольной основе
Кабмин утвердил Порядок реализации экспериментального проекта по внедрению товарно-транспортной накладной в электронной форме в сфере внутренних грузовых перевозок (вступил в силу 04.06.2024).
При этом прежде чем перейти к этому документу, отметим, что в вопросе обязательности е-ТТН пока что все остается неизменным.
Теперь электронные ТТН не являются обязательными. Правила № 363* позволяют сейчас использовать как бумажные, так и е-ТТН.
И в ближайшее время обязательными е-ТТН тоже не станут. Законопроект, которым бы должны были внести изменения в Закон об автомобильном транспорте** и закрепить обязательное использовании е-ТТН (законопроект от 20.01.2022 № 6534), вообще сняли с рассмотрения. А следовательно, пока что на уровне законодательных актов дата, с которой е-ТТН станут обязательными, остается не определенной.
** Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 № 2344-ІІІ.
Что касается утвержденного постановления КМУ, то оно, по сути, является следующим (одним из) шагом по внедрению е-ТТН. Оно устанавливает механизм реализации экспериментального проекта по осуществлению е-ТТН во внутренних перевозках. А именно в постановлении определено, что и как должно быть сделано в рамках этого экспериментального проекта. Так,
1) в течение 3 месяцев со дня вступления в силу этого постановления Мининфраструктуры (держатель системы е-ТТН и координатор экспериментального проекта) должно утвердить порядок функционирования системы электронного документооборота е-ТТН. В этом порядке, в частности, должны быть определены правила функционирования и ведения базы данных ТТН, правила подписания ТТН, принципы функционирования платформы электронного документооборота и требования к такой платформе, требования к защите и хранению информации и другие вопросы;
2) на Мининфраструктуры возлагается обязанность обеспечить интеграцию системы е-ТТН с существующими государственными электронными информационными ресурсами и тестирования их электронного информационного взаимодействия. А именно: системой взвешивания в движении (WIM), единым реестром товарно-транспортных накладных на перемещение алкогольных напитков, единой государственной системой электронного учета древесины, информационными системами Укртрансбезопасности, информационно-коммуникационными системами Госпродпотребслужбы;
3) во временных границах этого экспериментального проекта (2 года) эта система должна быть апробирована и усовершенствована;
4) апробировать эту систему будут в т. ч. и на перевозках «спецтоваров» (для которых утверждены специализированные формы ТТН) — молочного сырья, хлеба и хлебобулочных изделий, древесины, объектов санитарных мероприятий.
Участие в этом экспериментальном проекте участников грузовых перевозок является добровольным
Если у субъекта хозяйствования есть желание присоединиться к этому проекту и протестовать, как работает эта система, необходимо обратиться к одному из провайдеров, перечень которых размещен на сайте е-ТТН.
Провайдеры (операторы платформы электронного документооборота) должны будут подавать ежеквартально до 10-го числа следующего месяца Мининфраструктуры информацию о количестве участников грузовых перевозок, которые присоединились к экспериментальному проекту, и количестве сформированных электронных документов с использованием системы товарно-транспортной накладной.
Также в постановлении определено, что во время реализации экспериментального проекта Укртрансбезопасности осуществляет определенные законодательством полномочия по проверке ТТН, которые созданы в электронной форме, в порядке, утвержденном Мининфраструктуры (еще должен быть утвержден). То есть в пределах этого экспериментального проекта планируется и апробировать порядок проверки Укртрансбезопасностью е-ТТН «на дороге».
При этом напомним, что в соответствии с действующими Правилами № 363 теперь обойтись только е-ТТН нельзя. В случае ее использования нужен также и бумажный экземпляр такой ТТН. Так, согласно п. 11.5 Правил № 363 в случае использования е-ТТН заказчик (грузоотправитель) печатает, подписывает и предоставляет водителю (экспедитору перевозчика) в одном экземпляре бумажную копию е-ТТН — для предъявления лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения. Водитель (экспедитор перевозчика) ставит свою подпись на бумажной копии е-ТТН о приеме им груза для перевозки.