Темы статей
Выбрать темы

Работник поменял фамилию, имя или отчество: как действовать кадровику

Марченко Елена, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Чаще всего изменение фамилии происходит в связи с заключением или расторжением брака. Также возможна замена фамилии на более благозвучное или же исправление русифицированной фамилии на характерно украинский вариант. Физическое лицо имеет право поменять даже собственное имя или отчество. Если у вашего работника произошли подобные изменения, эта статья пригодится вам.

Имя физического лица, которое является гражданином Украины, состоит из фамилии, имени собственного и отчества (далее — Ф. И. О.), если иное не следует из закона или обычая национального меньшинства, к которому оно относится (ст. 28 ГКУ).

Лицо, которое достигло 16 лет, имеет право на свое усмотрение изменить составляющие своего имени. Также фамилия физического лица может быть изменена в случае регистрации брака, расторжения брака или признания его недействительным (см. ст. 295 ГКУ). Конечно, такие изменения должны быть должным образом подтверждены соответствующим свидетельством (см. Правила государственной регистрации актов гражданского состояния в Украине, утвержденные приказом Минюста от 18.10.2000 № 52/5).

Заметьте, что изменение Ф. И. О. физическим лицом не влечет за собой прекращения или изменения его гражданских, трудовых прав и обязанностей, которые были получены им под бывшим именем. В то же время лицу надо обновить:

паспорт гражданина Украины и паспорт гражданина Украины для выезда за границу (при наличии);

документ о присвоении регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (далее — регистрационный номер), если работник не отказался от его использования;

военный билет (при наличии).

Что касается регистрационного номера, то после изменения паспорта лицо должно проинформировать об этом налоговую. Сам регистрационный номер не изменится. Вместе с тем в справке о его предоставлении налоговая укажет новые Ф. И. О.

Если лицо отказывается от регистрационного номера из-за религиозных убеждений и получает паспорт гражданина Украины в форме карточки со словом «відмова», то об изменении паспорта ему также следует сообщить налоговую (см. разъяснение Главного управления ГНС в Запорожской области от 04.10.2023).

Кроме того, если работник получает зарплату на личный счет, то его работодатель будет заинтересован в том, чтобы работник обновил свои данные в банке.

Также для избежания возможных неприятностей с формированием больничных работнику необходимо обратиться к медицинскому учреждению, с семейным врачом которого подписана декларация, для обновления данных.

А еще не лишним будет обновить сведения о номере паспорта или в личном кабинете застрахованного лица на портале ПФУ, или же пожаловав в соответствующий терорган ПФУ (см. разъяснение ПФУ от 08.02.2023).

Если работник в работе использует авто, придется обновить и удостоверение водителя и техпаспорт.

Это основные шаги, которые должен сделать работник. Дальше же приведем приблизительный перечень действий кадровика.

Получаем от работника заявление и документы

Об изменении Ф. И. О. и паспорта, военного билета (в случае наличия) работник обязан сообщить работодателю. Эти документы он должен предоставлять во время трудоустройства (см. ч. 2 ст. 24 КЗоТ). Из этого следует и обязанность работника сообщить об их замене. Не лишним будет получить и копию соответствующего свидетельства, которое подтверждает изменения Ф. И. О.

Если работник обновил в налоговой справку с регистрационным номером, то можно также попросить ее предоставить. Вместе с тем регистрационный номер указывается в паспорте в форме карточки.

В случае отказа от регистрационного номера эта информация будет указана в паспорте работника.

Обычно все начинается с того, что работник подает работодателю соответствующее заявление, к которому прилагает копии вышеперечисленных документов. Пример оформления такого заявления приведен на рис. 1 ниже.

img 1

Работник кадровой службы проверяет соответствие копий оригиналам документов и удостоверяет их согласно правилам, определенным в ДСТУ 4163:2020. Так, в соответствии с этими правилами отметка о заверении копии документа состоит из следующих элементов: слов «Згідно з оригіналом» (без кавычек), наименования должности, личной подписи лица, которое удостоверяет копию, его имени собственного и фамилии, даты заверения копии (см. рис. 2).

img 2

Поданное заявление регистрируют в журнале входящей документации и передают на рассмотрение руководителю предприятия, который проставляет на нем соответствующую резолюцию.

Издаем приказ

Приказ (распоряжение) о внесении изменений в документы предприятия, которые содержат персональные данные работников, относится к приказам по личному составу. С примером оформления приказа вы можете ознакомиться на рис. 3 ниже.

img 3

Датой внесения изменений в документы предприятия, которые содержат персональные данные работников, считают дату издания приказа (распоряжения) о внесении таких изменений.

Заметьте, что с приказом о внесении изменений необходимо ознакомить работника, который поменял Ф. И. О., под подпись.

Вносим изменения в трудовую книжку и Книгу учета движения

Запись об изменении Ф. И. О. вносит работодатель по последнему основному месту работы работника (см. п. 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной совместным приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты от 29.07.93 № 58). Причем если трудовая книжка хранится:

— у работника, то такая запись вносится по его требованию. Это требование может быть как устным, так и письменным (например, изложенным в заявлении, как в примере на рис. 1);

— на предприятии, то внесение записи об изменении Ф. И. О. — обязанность работодателя, независимо от того, обращался к нему работник по этому вопросу или нет.

Как действуем? На первой странице (титульном листе) трудовой книжки бывшие данные работника зачеркиваем одной чертой и вписываем новые данные. Бывшие данные работника должны легко читаться. Поэтому заклеивать или замазывать их корректирующей жидкостью нельзя. Дальше на внутренней стороне обложки проставляем ссылку на документ — основание для внесения изменений (паспорт, свидетельство о браке или его расторжении, о изменении имени и т. п.), указываем его номер и дату выдачи, а также наименование органа, который его выдал. Эта информация должна быть заверена подписью ответственного лица и скреплена печатью (при наличии). Если есть вкладыш в трудовую книжку, вносим таким же образом изменения и в него.

Пример записи см. на рис. 4.

img 4

Если трудовая книжка хранится на предприятии, то информацию об изменении Ф. И. О. работником надо внести и в Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Порядок внесения такой информации нормативкой не установлен. По нашему мнению, достаточным будет зачеркнуть бывшую фамилию (имя и/или отчество) работника и вписать новую. Дальше на поле Книги напротив измененных данных работника повторить те же записи, что и на внутренней стороне обложки трудовой книжки. Аналогичное мнение имело в свое время Минсоцполитики (см. письмо от 04.07.2016 № 227/06/186-16).

Нужно ли сканировать и подавать ПФУ страницы трудовой с изменениями в Ф. И. О., если скан-копии уже были переданы раньше? В абзаце девятом п. 6 Порядка подачи сведений о трудовой деятельности работника, физического лица — предпринимателя, физического лица, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, в электронной форме, утвержденного постановлением Правления ПФУ от 12.03.2021 № 11-1, указано, что повторно сведения о трудовой деятельности подаются при исправлении записей только в случае выявления:

— неправильной или неточной записи о периодах работы за периоды страхового стажа после 01.07.2000;

— создания неправильной или неточной электронной записи в электронном кабинете страхователя или застрахованного лица на веб-портале электронных услуг ПФУ.

При повторной подаче сведений о трудовой деятельности подаются титульная страница и страницы с изменениями.

Из приведенного делаем вывод:

внесение записи в трудовую книжку об изменении Ф. И. О. не является основанием для повторной подачи сведений в ПФУ

А как же ПФУ узнает об изменении Ф. И. О. работником? В начале статьи мы говорили о том, что работнику не лишним будет обновить данные в личном кабинете на портале ПФУ. Именно там, заполняя Анкету для изменения данных в Реестре застрахованных лиц, он сможет прикрепить скан-копию обновленного паспорта, а также документов, которые подтверждают изменение данных (например, свидетельство о браке).

Кроме того, работодатель укажет новые Ф. И. О. работника в Д1 Объединенной отчетности за квартал, в котором был издан приказ о внесении изменений в документы, содержащие персональные данные работников.

Приложение Д5 для изменения Ф. И. О. не подается.

Заметим, что на практике попадаются случаи, когда сведения об изменении работником Ф. И. О. не были внесены в трудовую книжку. Что делать в такой ситуации? Специалисты ПФУ считают, что исправить данные может работодатель, у которого работник работает сейчас. Если работник в настоящее время не работает, то для исправления записи можно обратиться на предприятие, где работник работал раньше. Если такое предприятие ликвидировано, то соответствующую запись делает его правопреемник (см. разъяснение ГУ ПФУ в Донецкой области в от 09.02.2024).

Исправляем Ф. И. О. в трудовом договоре (контракте) и в личной карточке

Трудовой договор (контракт). В случае изменения работником Ф. И. О. порядок внесения изменений в трудовой договор (контракт), заключенный с работником в письменной форме, не установлен. Предлагаем избрать один из вариантов, которые применяют на практике.

Вариант 1. В тексте трудового договора (контракта) зачеркнуть «старые» данные работника и вписать новые со ссылкой на документ — основание для внесения изменений. Потом проставить дату внесения изменений, подпись лица, которое вносило изменения. Следовательно, исправляем данные так же, как и в трудовой книжке.

Вариант 2. Оформить изменения отдельным документом в виде приложения к трудовому договору (контракту).

Вместе с этим существует точка зрения, что поскольку изменение Ф. И. О. не влечет за собой прекращения или изменения трудовых прав работника, полученных под бывшим именем, то исправление в трудовом договоре (контракте) делать не обязательно.

Личная карточка. Ее типовая форма № П-2 утверждена совместным приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.2009 № 495/656 (ср. ). Обычно корректировку личной карточки работника, связанную с изменением работником имени, делают также по аналогии с внесением изменений в трудовую книжку.

В п. 1 разд. I «Загальні відомості» формы № П-2 одной чертой зачеркивают бывшие данные работника, а рядом (или выше) вписывают новые.

В поле личной карточки рядом с внесенными изменениями или ниже в графе «Додаткові відомості» указывают реквизиты документа, на основании которого они были внесены, и проставляют дату внесения изменений и подпись лица, которое внесло изменения.

Также в случае необходимости следует исправить данные о семейном положении работника в п. 10 «Родинний стан» и внести реквизиты нового паспорта в п. 12 разд. I.

Как альтернативу, некоторые кадровики предлагают оформлять работнику в связи с изменением им имени новую форму № П-2, которую прикреплять к старой. Такой вариант также возможен, однако, по нашему мнению, он неудобен.

Если работник на военном учете

Если работник, который изменил Ф. И. О., является призывником, военнообязанным или резервистом, то о таком изменении он обязан лично сообщить работодателю в 7-дневный срок (см. п. 23 Порядка организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденного постановлением КМУ от 30.12.2022 № 1487, далее — Порядок № 1487). На наш взгляд, этот срок следует отсчитывать от даты получения нового паспорта, а не от даты соответствующего свидетельства (об изменении имени, о бракосочетании, о разводе).

В свою очередь работодатель обязан внести соответствующие изменения в Списки персонального воинского учета в 5-дневный срок со дня подачи работником соответствующих документов (п. 34 Порядка № 1487).

Еще одна обязанность работодателя —

послать до 5-го числа в ТЦК (СБУ, подразделение Службы внешней разведки), в котором работник находится на учете, уведомление об изменении его учетных данных

Форма такого уведомления приведена в приложении 4 к Порядку № 1487.

Следовательно, исполняйте эту обязанность своевременно.

Выводы

  • Об изменении Ф. И. О. работник, который находится на воинском учете, должен сообщить работодателю в 7-дневный срок. Срок информирования о таких изменениях для других работников не установлен.
  • В общем случае для изменения Ф. И. О. в документах работодателя работник подает заявление и копии новых паспорта, военного билета (при наличии). Не лишним будет попросить работника предоставить также копию соответствующего свидетельства, которое подтверждает изменение Ф. И. О.
  • На основании заявления работника, который поменял Ф. И. О., и копий соответствующих документов руководитель издает приказ (распоряжение) о внесении изменений в документы предприятия, которые содержат персональные данные работников.
  • Работодатель обязательно вносит изменения в трудовую книжку работника, если она хранится у него, и только по требованию работника, если трудовая хранится у работника.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше