Когда возникает обязанность зарегистрироваться плательщиком НДС
По общему правилу лицо должно зарегистрироваться плательщиком НДС, если
объем налогооблагаемых операций по поставке за последние 12 календарных месяцев совокупно превысил 1 млн гривень (без учета НДС)
Как определяется период 12 месяцев и какие операции включаются в подсчет 1 млн грн — сможете подробно выяснить с помощью статьи «1 млн для НДС-регистрации: как посчитать?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 12.
Что касается плательщиков единого налога (ЕН), то пока они находятся на ЕН по ставке 5 %, они могут не беспокоиться о регистрации плательщиком НДС — независимо от объемов налогооблагаемых операций по поставке за последние 12 календарных месяцев.
Но как только с ЕН 5 % они переходят на общую систему, ситуация изменяется. Объем налогооблагаемых операций за последние (предыдущие) 12 календарных месяцев становится для них актуальным. При этом в подсчет 12 месяцев попадает и период работы на ЕН*. И если есть факт превышения, то и НДС-регистрация является обязательной.
* Единственное, следует учесть, что поставки, осуществленные в период спецЕН (то есть ЕН 2 %), в подсчете 1-миллионного порога не учитываются. Ведь операции, осуществленные плательщиками спецЕН, считаются такими, которые не являются объектом обложения НДС (п.п. 9.5 подразд. 8 разд. ХХ НКУ). А необъектные поставки не включают в регистрационный миллион.
Сроки подачи заявления — общий случай
Подать заявление на НДС-регистрацию (ф. № 1-ПДВ) при возникновении оснований для обязательной регистрации в общем случае нужно
не позже 10-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций для обязательной регистрации плательщиком НДС (п. 183.2 НКУ)
Например, 1-миллионный объем налогооблагаемых операций был превышен в феврале 2024 года. В этом случае Заявление по ф. № 1-ПДВ нужно подать не позже 11 марта 2024 года (с учетом того, что 10 марта приходится на выходной, а следовательно, последним днем срока считается следующий за выходным рабочий день — п. 183.6 НКУ).
При планировании даты подачи заявления надо учесть следующие моменты:
— в соответствии с п. 183.9 НКУ и п. 3.11 Положения № 1130* регистрация плательщиком НДС в случае обязательной регистрации осуществляется датой внесения соответствующей записи в Реестр плательщиков НДС, а не первым числом месяца. А на внесение такой записи налоговикам отводится три рабочих дня после поступления заявления (если нет оснований для отказа в его принятии);
— заявление ф. № 1-ПДВ могут принять и не сразу. Иногда плательщику придется делать несколько попыток. Налоговики могут найти недостатки в оформлении заявления. Также могут запросить подачу документов, которые подтверждают соответствие критериям обязательной регистрации (достижение объема в 1 млн) (мы об этом еще будем говорить дальше). Так вот, как следствие, вы можете не уложиться в отведенный 10-дневный срок для подачи заявления. А это несет риски. В случае нарушения установленного срока подачи заявления налоговики будут считать, что со следующего (после истечения установленного срока) дня и до даты регистрации плательщика НДС субъект хозяйствования будет нести ответственность за неначисление или неуплату этого налога на уровне зарегистрированного плательщика без права начисления налогового кредита (НК) (п. 183.10 НКУ). Даже невзирая на то, что первоначально заявление подано вовремя (разве что сможем обжаловать противоправный отказ в принятии заявления).
Сроки подачи заявления — переход с упрощенки
Есть свои нюансы для плательщиков, которые переходят с ЕН пруда 5 % (то есть без НДС) на общую систему налогообложения. Пункт 184.3 НКУ говорит, что если такой плательщик отвечает требованиям обязательной регистрации (то есть у которого объемы налогооблагаемых операций за последние 12 месяцев были больше 1 млн грн*), то заявление на обязательную НДС-регистрацию подается
не позже 10-го числа первого календарного месяца, в котором осуществлен переход на уплату прочих налогов и сборов, установленных этим Кодексом (то есть на общую систему налогообложения)
* Без учета объемов поставки в период пребывания на спецЕН (то есть 2 %), если плательщик ЕН до 01.08.2023 успел побывать на спецЕН (см. выше).
Например, плательщик перешел с ЕН ставка 5 % на общую систему налогообложения с 01.01.2024. С 01.01.2023 он был на спецЕН, с 01.08.2023 на ЕН ставка 5 %. Объем налогооблагаемых операций за предыдущие 12 календарных месяцев (то есть за январь — декабрь 2023) без учета объема поставок в периоде пребывания на спецЕН (январь — июль 2023) превысил 1 млн грн. В этом случае подать заявление на НДС-регистрацию нужно было не позже 10.01.2024.
Но здесь есть такой момент. Если плательщик переходит на общую систему добровольно (переход не связан с превышением лимита ЕН-дохода) — то заявление на НДС-регистрацию он может подать одновременно с заявлением об отказе от ЕН (или позже, но до конца последнего квартала работы на ЕН). В таком случае он может стать плательщиком НДС уже с первого числа календарного месяца, в котором состоялся переход на общую систему налогообложения. Такая возможность предусмотрена предпоследним абзацем п. 183.9 НКУ.
Последствия несвоевременной регистрации
В соответствии с п. 183.10 НКУ лицо, которое вовремя не зарегистрировалось плательщиком НДС:
1) несет ответственность за неначисление или неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика;
2) не имеет права начислять налоговый кредит и получать бюджетное возмещение
При этом НКУ прямо не называет дату, с которой лицо несет ответственность на уровне зарегистрированного плательщика. Но налоговики традиционно считают, что такая дата наступает
со дня, следующего за предельным днем, который установлен для подачи заявления. То есть с 11-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций в 1 млн грн
Например, 1-миллионный объем налогооблагаемых операций плательщиком на общей системе был превышен в декабре 2023 года. Заявление по ф. № 1-ПДВ нужно было подать не позже 10.01.2024. Субъект хозяйствования, который этого не сделал, попадает под действие п. 183.10 НКУ начиная с 11.01.2024.
Или, например, с 01.01.2024 экс-плательщик ЕН ставка 5 % очутился на общей системе и оказалось, что за последние 12 месяцев (январь — декабрь 2023) 1-миллионный объем налогооблагаемых операций им превышен. Заявление по ф. № 1-ПДВ нужно было подать не позже 10.01.2024. Субъект хозяйствования, который этого не сделал, попадает под действие п. 183.10 НКУ начиная с 11.01.2024.
Поэтому все операции по поставке товаров или услуг (пп. 14.1.185, 14.1.191 НКУ), осуществленные таким субъектом хозяйствования начиная с 11.01.2024, имеют для него те же НДС-последствия, что и для зарегистрированного плательщика. То есть
по всем операциям поставки, по которым первое событие состоялось начиная с 11.01.2024, возникают налоговые обязательства (НО) по НДС
При этом: право на НК будут давать налоговые накладные (НН) и их заменители, составленные контрагентами по операциям, осуществленным начиная с фактической даты регистрации плательщиком НДС.
То есть в периоде с 11.01.2024 до даты фактической НДС-регистрации
НДС превратится в налог с оборота, ведь права на НК до фактической НДС-регистрации не будет
Но это еще не все. В придачу к этому НДС-обязательства, которые возникли по операциям, осуществленным с 11.01.2024 до даты регистрации плательщиком НДС,
плательщик не сможет самостоятельно задекларировать
Стоит учесть, что в соответствии с п. 202.1 НКУ, если лицо регистрируется как плательщик налога с другого дня, чем первый день календарного месяца, первым отчетным (налоговым) периодом является период, который начинается от дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца.
При этом налоговики отмечают то, что
плательщик не имеет права отражать в уточняющем расчете или в составе налоговой декларации по НДС суммы НО по НДС, которые возникли до регистрации плательщиком НДС (см., в частности, письмо от 17.04.2020 № 1596/6/99-00-07-03-02-06/ІПК)
Например, 1-миллионный объем налогооблагаемых операций плательщиком на общей системе был превышен в декабре 2023 года. Заявление по ф. № 1-ПДВ плательщик подал лишь 19.01.2024, а зарегистрировали его плательщиком НДС (внесли запись в Реестр) 23.01.2024. Так вот, в этом случае первым отчетным периодом будет «нестандартный» отчетный период — период с 23.01.2024 по 29.02.2024. При этом, как отмечают налоговики, включить в эту декларацию операции, осуществленные в периоде с 11.01.2024 до 23.01.2024, плательщик не имеет права. Следовательно, налоговики самостоятельно доначислят НО за период с 11.01.2024 до 23.01.2024 (если, конечно, в этот период были операции, которые должны были облагаться НДС) и за это начислят штраф по ст. 123 НКУ: в размере 10 % от заниженных НО (по п. 123.1 НКУ) или в размере 25 % от заниженных НО при умышленном нарушении (п. 123.2 НКУ).
А вот что касается штрафов за нерегистрацию НН по операциям, которые возникли в период с 11.01.2024 до 23.01.2024 (то есть до даты НДС-регистрации), считаем, что их применять оснований нет. Ведь лицо, не имея регистрации плательщика НДС, физически не могло их регистрировать. Тем более что п. 183.10 НКУ говорит именно об ответственности за неначисление или неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика.
Об ответственности за другие обязанности (например, нерегистрацию налоговых накладных, неподачу декларации) в нем ничего не сказано
Да и налоговики отмечали, что в НКУ отсутствуют законодательные основания для составления и регистрации НН на операции, осуществленные в периоде со дня, следующего за предельным днем, установленным для подачи заявления, до даты регистрации лица как плательщика НДС (письмо ГНСУ от 17.04.2020 № 1596/6/99-00-07-03-02-06/ІПК).
Проблемы заявления 1-ПДВ
Итак, мы выяснили, что пропуск срока подачи заявления ф. № 1-ПДВ имеет достаточно неприятные последствия. И чем дольше не регистрируемся, тем больше теряем за счет невозможности формировать НК.
При этом для плательщиков иногда является неожиданностью, что
причиной проблемы становятся неудачные попытки подать заявление 1-ПДВ. То есть первая попытка/попытки становятся неудачными
Так, в п. 3.9 Положения № 1130 сказано, что если в заявлении о регистрации не указаны обязательные реквизиты, предоставлены недостоверные или неполные данные, то в течение 3 рабочих дней от дня получения заявления контролирующий орган обращается к лицу с предложением предоставить новое заявление о регистрации (с указанием оснований непринятия предыдущего).
Исправление «недостатков» заявления, ясное дело, будет оттягивать дату регистрации плательщиком НДС.
Как правило, как основания непринятия заявления (с предложением подать новое заявление) налоговики указывают:
— или недостатки в заполнении заявления (некорректно указана причина/причины* регистрации и т. п.);
* Ведь в некоторых случаях требуется показывать сразу две причины регистрации. Как в том же случае перехода с ЕН на общую систему (см. примечание «* В случае избрания этой позиции одновременно должна быть выбрана одна из предыдущих позиций, которая отвечает статье 181 или 182 раздела V Кодекса и касается соответственно условий обязательной или добровольной регистрации» в приложении с причинами регистрации).
— или неподача плательщиком документов, которые подтверждают, что он достиг критерия обязательной регистрации плательщиком НДС (1 млн грн). При этом стоит отметить, что подача таких документов (с целью подтверждения достоверности сведений о соответствии лица критериям регистрации) формально предусмотрена только по запросу налоговиков (п. 3.8 Положения № 1130).
Ведь смотрите, как сформулирована соответствующая норма: «С целью подтверждения достоверности сведений о соответствии лица требованиям, определенным статьей 180, пунктом 181.1 статьи 181, пунктом 182.1 статьи 182 и пунктом 183.7 статьи 183 раздела V Кодекса, такое лицо в соответствии с подпунктом 20.1.2 пункта 20.1 статьи 20 раздела I Кодекса, пунктом 73.3 статьи 73 раздела II Кодекса подает в контролирующий орган документы, которые подтверждают такие сведения.».
А это о праве налоговиков получать от плательщика информацию в определенном законодательством порядке (п.п. 20.1.2 НКУ), то есть по письменному запросу (п. 73.3 НКУ), в котором они должны указать, что именно им нужно.
Впрочем налоговики эту норму воспринимают по-разному. Кто-то говорит, что это одна из топ-причин отказа в НДС-регистрации (см. здесь). Кто-то говорит, что такие документе подаются именно по требованию налоговиков (см. здесь).
На этом фоне, как кажется,
если вы хотите предупредить затягивание налоговиками НДС-регистрации, то лучше подтверждающие документы подать одновременно с заявлением на НДС-регистрацию
При этом подтверждением соответствия требованиям п. 181.1 НКУ являются любые первичные документы бухгалтерского учета, которые удостоверяют факт осуществления операций по поставке товаров/услуг, которые подлежат налогообложению (накладные, акты выполненных работ, кассовые чеки и т. п.). Причем налоговики хотят видеть именно «документальное подтверждение совокупного превышения общей суммы от осуществления операций по поставке товаров/услуг, которые подлежат налогообложению, за последние 12 календарных месяцев 1 млн гривень». Иногда достаточно трудно подтвердить это же копиями первички. Поэтому тогда подойдут также копии ранее поданной отчетности.
Кстати, заявление ф. № 1-ПДВ подается именно в электронной форме (п. 183.7 НКУ). Идентификатор электронной формы J/F1310110. При этом реализована возможность подать одновременно с заявлением документ произвольного формата (J/F1360102), через который, собственно, и можно предоставить налоговикам подтверждающие документы.
Хотя в некоторых разъяснениях налоговики вообще говорят, что такие подтверждающие документы нужно подавать на бумажных носителях в общий отдел контролирующего органа по своему местонахождению (местожительству).
Более подробно вопросы регистрации и аннулирования регистрации плательщика НДС мы рассмотрим в ближайшее время в отдельном тематическом выпуске «Налоги & бухучет».
Выводы
- Если превышен 1 млн грн, подать заявление на НДС-регистрацию нужно не позже 10-го числа следующего месяца.
- В случае несвоевременной регистрации плательщиком НДС с 11-го числа месяца, следующего за превышением, и до даты регистрации плательщика НДС лицо будет нести ответственность за неначисление или неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика, но без права на налоговый кредит. Фактически, в период с 11-го числа месяца, следующего за превышением, и до даты фактической НДС-регистрации НДС превратится в налог с оборота.
- Если с опозданием зарегистрировались плательщиком НДС, то самостоятельно доначислить налоговые обязательства по операциям, осуществленным с 11-го числа и до даты регистрации плательщиком НДС, не получится. Сумму доначислений по НДС со штрафами плательщику рассчитают сами налоговики.
- Стоит учесть, что подать налоговикам заявление по ф. № 1-ПДВ, возможно, получится не с первой попытки. Проблемы могут возникнуть, в частности, с предоставлением документов, которые подтверждают превышение 1 млн грн.