zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=41567
Вывод документа
Территории активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы, также являются льготными для целей неуплаты единого налога (ЕН) ФЛП групп 1 и 2
Разъяснение налоговиков
Речь о праве не уплачивать ЕН групп 1 и 2 начиная с 01.08.2023. Мы об этом уже многократно говорили (см., в частности, статьи «Если ФЛП не уплачивал единый налог с 01.08.2023» // «Налоги & бухучет», 2024, № 27, «Переход ФЛП в группу 1 или 2: надо ли уплачивать ЕН» // «Налоги & бухучет», 2024, № 20).
В частности, отмечали, что не уплачивать ЕН начиная с 01.08.2023 имеют право только те ФЛП групп 1 и 2, в отношении которых одновременно (!) выполняются такие требования:
— согласно ЕГР местонахождением ФЛП (то есть налоговым адресом) является территория, которая в соответствии с Перечнем № 309* имеет статус территории возможных боевых действий / территории активных боевых действий / территории активных боевых действий, на которой функционируют государственные электронные информационные ресурсы / временно оккупированной территории;
— ФЛП успел получить статус плательщика ЕН группы 1 или 2 на соответствующей территории на момент, когда согласно Перечню № 309 на этой территории начались боевые действия / возможность боевых действий или временная оккупация.
Но под вопросом был такой момент: не будут ли налоговики отрицать против льготного статуса территорий активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы.
Неопределенность была вызвана позицией Минфина. Он в своем письме от 29.12.2023 № 11230-09-62/37196 «объяснил» налоговикам, что «...применять особенности обложения отдельными налогами, определенные Налоговым кодексом Украины,.. к территориям активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы, определенные подразделом 3 раздела I Перечня территорий,.. является некорректным...». То есть, по мнению Минфина, эти территории не должны льготироваться (см. статью «Территории активных боевых действий, на которые не распространяется военное освобождение: неприятная позиция Минфина» // «Налоги & бухучет», 2024, № 14).
Впрочем мы отмечали, что распространять такой подход именно на уплату ЕН групп 1 и 2 неуместно. Да и налоговики этого делать не спешили. Подход Минфина они распространили лишь на плату за землю, экологический налог, налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка (больше деталей найдете в статье «Возможность неуплаты ЕН групп 1 и 2 с 01.08.2023: «чем дальше, тем загадочнее» // «Налоги & бухучет», 2024, № 14). А о ЕН групп 1 и 2 ничего не говорили.
И вот наконец налоговики прямо высказались по этому вопросу. Причем положительно для ФЛП. Для (не)уплаты ЕН групп 1 и 2 территории активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы, тоже имеют льготный статус (так же, как и территории возможных боевых действий / территории активных боевых действий / временно оккупированные территории).
При этом опять же обращаем внимание, что если ФЛП с налоговым адресом на соответствующей территории (в нашем случае на территории активных боевых действий, на которой функционируют государственные электронные информационные ресурсы) статус плательщика ЕН группы 1 или 2 получил:
— до даты, когда эта территория получила соответствующий статус согласно данным Перечня № 309, то ЕН можно не уплачивать (пока сохраняются требования к возможности неуплаты);
— уже после даты, когда эта территория получила соответствующий статус, то возможности неуплаты ЕН нет (больше деталей найдете в статье «Переход ФЛП в группу 1 или 2: надо ли уплачивать ЕН» // «Налоги & бухучет», 2024, № 20).
Кстати, в комментируемой консультации налоговики говорят об этом моменте в немножко другом непонятном ключе. Они указывают: «...налоговый адрес которых по состоянию на дату регистрации плательщиком единого налога первой или второй группы (сведения о которой внесены в реестр плательщиков единого налога) находится на территориях активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы...». Впрочем считаем, что налоговики здесь сами несколько запутались. Потому что в НКУ сказано «…по состоянию на дату начала боевых действий или временной оккупации». Это разные вещи. Да и до этого налоговики сами говорили (категория 107.01.05 БЗ), что «не уплачивать единый налог согласно абзацу первому п. 11 подразд. 8 разд. XX «Переходные положения» НКУ имеют право физические лица — предприниматели, которые зарегистрированы плательщиками единого налога первой и второй группы (сведения о которых внесены в реестр плательщиков единого налога) на территориях боевых действий или временной оккупации до дат возникновения возможности боевых действий / начала боевых / временной оккупации, определенных Перечнем № 309».
Условная точка от КМУ
Интересный нюанс заключается здесь еще в том, что налоговики выдержали достаточно-таки большую паузу, прежде чем выдать это свое разъяснение.
Может, это просто совпадение. Но фактически одновременно руку помощи плательщикам протянул и КМУ. Своим свежим постановлением № 485* он установил, что
для целей налогообложения территории активных боевых действий — это включенные в перечень территории активных боевых действий, территории активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы
* Постановление КМУ «О внесении изменений в пункт 1 постановления Кабинета Министров Украины от 6 декабря 2022 г. № 1364» от 30.04.2024 № 485.
То есть, типа, и проблем нет. Потому что для целей налогообложения это все — территории активных боевых действий. Но не исключаем, что они все же здесь могут возникнуть. Ведь смотрите.
1. Нельзя полностью исключать, что налоговики скажут, мол, такое приравнивание работает именно с даты вступления в силу постановления № 485 (то есть со дня его официального опубликования).
2. У нас есть непонятный момент с ситуацией, когда какая-то территория мигрирует между статусами Перечня № 309. Не будут ли налоговики говорить, что если территория сначала была территорией активных боевых действий, а потом с определенной даты перешла в территорию активных боевых действий, на которой функционируют государственные электронные информационные ресурсы, то эта дата не является ориентиром. То есть дату захода ФЛП на ЕН группы 1 или 2 следует сравнивать не с этой датой, а с датой, когда территория приобрела именно статус территории активных боевых действий (то есть более ранней датой).
Впрочем все же надеемся, что налоговики не будут так усложнять вопрос.
Подробнее о постановлении КМУ от 30.04.2024 № 485 см. в статье «Военные налоговые льготы — для всех территорий активных боевых действий!» // «Налоги & бухучет», 2024, № 38.