Вывод документа
Определен механизм получения из государственного бюджета агротоваропроизводителями компенсации расходов за гуманитарное разминирование земель сельскохозяйственного назначения
На сегодня значительная часть сельхозугодий загрязнена взрывоопасными предметами. Поэтому аграриям, чтобы вырастить на такой земле сельхозпродукцию, сначала нужно провести ее разминирование. Стоимость таких операций достаточно значительная, учитывая объем угодий, которые следует разминировать.
Поэтому Кабмин комментируемым постановлением определил Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для осуществления компенсации расходов за гуманитарное разминирование земель сельскохозяйственного назначения (далее — Порядок № 284). Дальше поговорим о том, кто может рассчитывать на финансовую помощь для разминирования сельхозугодий и как ее получить.
Получатели компенсации. Рассчитывать на получение компенсации за разминирование могут юрлица и ФЛП, которые производят товарную сельхозпродукцию на собственных и/или арендованных земучастках сельхозназначения (п. 3 Порядка № 284).
Претенденты на компенсацию должны соблюдать следующие требования (п. 6 Порядка № 284):
— не быть банкротом, на стадии банкротства, прекращения и/или ликвидации;
— не иметь налогового долга на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором поступил запрос от бюджетного учреждения «Центр гуманитарного разминирования» (далее — Центр) *;
— не быть «под санкциями», введенными согласно решениям СНБО;
— не должны иметь конечным бенефициаром гражданина государства-агрессора-оккупанта или лицо, которое имеет отношение к террористическим организациям.
* Центр — это распорядитель бюджетных средств более низкого уровня. Главным распорядителем бюджетных средств и ответственным исполнителем бюджетной программы является Минэкономики.
Кроме всего прочего,
получить такую компенсацию можно только для разминирования земучастков, расположенных за пределами территорий, на которых ведутся боевые действия или которые временно оккупированы (п. 4 Порядка № 284)
Чтобы определить такую территорию, следует опираться на данные Перечня № 309**.
Так, скажем, если по данным Перечня № 309 сельхозугодия, которые имеет намерение разминировать аграрий, находятся на территории, например, возможных боевых действий, то, пока по данным этого Перечня такие боевые действия не закончатся на этой территории, рассчитывать на компенсацию расходов на разминирование не стоит.
Размер помощи. Суть помощи заключается в том, что аграрию будет компенсироваться определенная часть стоимости услуг по разминированию сельхозугодий, а именно: 80 % стоимости разминирования берет на себя госбюджет, а 20 % — сам аграрий.
Причем такая компенсация предоставляется одноразово за разминирование каждого земельного участка. Поэтому если аграрий уже раз получил средства на разминирование определенного участка, то получить эту помощь на его разминирование во второй раз (если этот участок опять будет загрязнен взрывоопасными предметами) не удастся (пп. 7 и 8 Порядка № 284).
Правила получения помощи. Чтобы получить такую помощь, аграрию следует предпринять несколько действий:
1) подать заявку на получение компенсации в Центр через Государственный аграрный реестр (ГАР).
Такая заявка подается до 15 ноября. Но лучше не затягивать с ее подачей. Ведь поданные заявки рассматривают в порядке очередность да и размер бюджетных средств, выделенных на финансирование такого вида помощи, не безграничен. Поэтому как только выделенные средства в бюджете на такую помощь будут использованы — так сразу прием заявок будет прекращаться;
2) дождаться, пока Центр проверит достоверность данных, приведенных аграрием в заявке, с помощью ГНС;
3) после проверки заявки Центр от имени агрария проводит закупку услуг по разминированию. Такая закупка происходит по процедуре, установленной для проведения публичных закупок. То есть искать оператора разминирования будут на тендере через площадку Prozorro;
По результатам закупки между Центром и победителем процедуры закупки заключается договор на предоставление услуг по разминированию
4) Центр посылает заверенную копию договора аграрию и информирует его об этом путем послания электронного сообщения в личный кабинет ГАР. После этого у агрария есть 5 дней, чтобы:
— открыть в уполномоченном банке специальный эскроу-счет для получения компенсации;
— перечислить на него 20 % стоимости услуг по разминированию.
Если аграрий не уложится в определенный срок, то Центр расторгает договор о разминировании. После этого аграрий может попробовать еще раз подать заявку и получить средства на разминирование. Но в случае повторного невыполнения условий в отношении открытия счета и перечисления на него в 5-дневный срок 20 % стоимости разминирования аграрий окончательно теряет шанс получить такой вид помощи.
Если аграрий в отведенный срок перечислил на эскроу-счет средства, то после этого Центр должен перечислить на него свою долю (80 % от суммы договора);
5) на основе заключенного договора сертифицированный оператор противоминной деятельности осуществляет разминирование указанной в договоре земли (п. 13 Порядка № 284). Проведенное разминирование подтверждается бухгалтерским документом, который подтверждает факт предоставления таких услуг (п. 14 Порядка № 284). По идее, это может быть акт. Он составляется в двух экземплярах и согласовывается с аграрием.
Этот документ и акт проведения инспекции очищенной/разминированной территории или сертификат о передаче ответственности в отношении очищенной территории направляется для подписания в Центр;
6) Центр проверяет полученные документы и после их подписания посылает заверенные копии таких документов банку и аграрию. На основе этих заверенных копий банк в течение одного рабочего дня перечисляет средства сертифицированному оператору противоминной деятельности, а аграрий отражает стоимость полученных услуг по разминированию в бухучете.
Если стоимость предоставленных услуг по разминированию по первичным документам будет меньше, чем указана в договоре, то остальные средства, которые останутся после уплаты таких сумм оператору противоминной деятельности, возвращаются с эскроу-счета в бюджет и на счет предприятия в уплаченной пропорции (20 % — предприятию, а 80 % — бюджету).
Отражение в бухучете. В бухучете аграрий сначала должен показать перечисление 20 % стоимости договора по разминированию на эскроу-счет (Дт 315 — Кт 311). После этого нужно будет показать получение целевого финансирования (80 % стоимости разминирования) в момент, когда из бюджета поступят средства на эскроу-счет агрария (Дт 315 — Кт 482).
В том периоде, в котором будут признаны расходы по разминированию, следует признать доход от целевого финансирования на 80 % стоимости предоставленных услуг по разминированию (Дт 482 — Кт 718).
В расходы аграрий должен отнести всю фактическую стоимость услуг (без НДС), которые оператор противоминной деятельности предоставил во время разминирования земли, как уплаченную за счет средств агрария, так и уплаченную за счет бюджетных средств (Дт 977 — Кт 631). Перечисление средств оператору за услуги разминирования отразим проводкой Дт 631 — Кт 315.
Налоговый учет. У агрария — плательщика налога на прибыль полученная компенсация на разминирование будет отражена по правилам бухучета. Причем это касается как малодоходников, так и высокодоходников. Ведь налоговых разниц для таких операций не предусмотрено.
Для агрария — плательщика ЕН группы 3 полученная компенсация на разминирование обойдет обложенный налогом доход на основе п.п. 4 п. 292.11 НКУ.
Что касается аграриев — плательщиков сельхозЕН, то на сегодня налоговики начали считать, что помощь, полученная от государства, должна исключаться из общего дохода агрария при расчете сельхоздоли через стр. 3.1 Расчета сельхоздоли (см. «Доход по программе «5-7-9» не влияет на размер сельхоздоли!» // «Налоги & бухучет», 2024, № 24). А потому считаем, что и стоимость полученной компенсации за разминирование, которая поступает из госбюджета, также не будет влиять на размер сельхоздоли агрария в сторону уменьшения.