Знакомимся с изменениями
Речь идет о Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по отдельным вопросам прохождения военной службы, мобилизации и воинского учета» от 11.04.2024 № 3633-ІХ (далее — Закон № 3633). Он опубликован 17.04.2024 и вступает в силу через месяц со дня, следующего за днем опубликования, т. е. 18.05.2024. Исключение составляют отдельные нормы, касающиеся военно-транспортной обязанности, которые вступят в силу с 18.12.2024.
Упомянутый Закон довольно объемный и вносит изменения в целый ряд законодательных актов. Наиболее нашумевшие из них касаются предоставления отсрочек военнообязанным и применения мер воздействия к нарушителям мобилизационного законодательства. Но это далеко не все. Так, Закон № 3633 вводит понятие базовой (вместо срочной) военной службы, устанавливает доплаты военнослужащим во время действия военного положения, определяет порядок исчисления пенсионного стажа таких лиц, вводит дополнительные обязанности для мужчин от 18 до 60 лет и т. п. Обо всех вопросах, затронутых в Законе № 3633, мы говорить не будем. Сосредоточимся в основном на том, как нововведения повлияют на работодателей.
Но сразу отметим, что
отдельные положения Закона № 3633 смогут заработать в полную силу только после утверждения подзаконной нормативки
В частности, КМУ со дня опубликования этого Закона должен:
— в месячный срок — пересмотреть порядок бронирования военнообязанных;
— в двухмесячный срок — обеспечить создание и функционирование электронного кабинета призывника, военнообязанного, резервиста;
— в трехмесячный срок — привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом, а также обеспечить приведение в соответствие с его требованиями нормативно-правовых актов министерств и других центральных органов исполнительной власти.
Так что будем ждать соответствующих изменений. А пока поговорим об обязанностях предприятий-работодателей.
Воинский учет
Предприятия-работодатели, как и прежде, обязаны вести воинский учет в соответствии с Порядком организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденным постановлением КМУ от 30.12.2022 № 1487 (далее — Порядок № 1487). Что касается предпринимателей, то они от ведения такого учета освобождены. В этом вопросе Закон № 3633 никаких изменений не внес.
А вот сам Порядок № 1487, по-видимому, в ближайшее время должен быть обновлен. И дело здесь не только в Законе № 3633.
Напомним: 04.04.2024 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 30.05.2023 № 3127-ІХ, который снизил возраст пребывания граждан на воинском учете призывников с 27 до 25 лет. Это, в свою очередь, привело к необходимости лицам от 25 до 27 лет, которые состоят на воинском учете как призывники, обратиться в районные (городские) территориальные центры комплектования и социальной поддержки (далее — ТЦК) для постановки на воинский учет военнообязанных (с заменой военно-учетного документа). О том, что в связи с этим следует делать предприятиям-работодателям, мы писали в статье «Призывной возраст снижен до 25 лет: действия работодателя» // «Налоги & бухучет», 2024, № 30.
Кроме того, с 04.05.2024 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины в отношении обеспечения прав военнослужащих и полицейских на социальную защиту» от 21.03.2024 № 3621-ІХ. Он отменил статус военнообязанных «обмежено придатний». В связи с этим работникам, которые были признаны ограниченно годными к военной службе, необходимо до 04.02.2025 обратиться в ТЦК по месту регистрации для повторного медосмотра с целью определения годности к военной службе.
Безусловно, положения упомянутых законодательных актов должны найти свое отражение в Порядке № 1487. Поэтому держим руку на пульсе.
Отметим, что
получение лицами от 25 до 27 лет нового военно-учетного документа, повторное прохождение медосмотра лицами, признанными ограниченно годными, — это зона ответственности работников
Работодатель может лишь уведомить их о такой необходимости. И мы рекомендуем это сделать, поскольку при отсутствии соответствующего военно-учетного документа работника работодатель не имеет возможности правильно вести воинский учет. Чтобы впоследствии избежать проблем с ТЦК, лучше подстраховаться. Уведомив работников об их обязанностях, работодатель покажет, что он сделал все возможное, чтобы получить необходимые для воинского учета сведения. А если такие сведения не были предоставлены, его вины в этом нет.
Также рекомендуем проинформировать работников о том, что:
— с 18.05.2024 в период проведения мобилизации граждане Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет обязаны иметь при себе военно-учетный документ и предъявлять его по требованию уполномоченного представителя ТЦК, полицейского или представителя Госпогранслужбы (в приграничных районах);
— до 17.07.2024 граждане, состоящие на воинском учете, должны уточнить свои персональные данные (адрес проживания, номера средств связи, адрес электронной почты и др.). Лица, находящиеся на территории Украины, делают это путем прибытия в ТЦК по месту нахождения на воинском учете либо по месту проживания, или в центр предоставления админуслуг, или через электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста (при его наличии). Лица, находящиеся за рубежом, направляют соответствующее уведомление на официальную электронную почту или официальный номер телефона ТЦК по месту нахождения на воинском учете, или через электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста.
Такое информирование работников будет не лишним, ведь проведение разъяснительной работы среди призывников, военнообязанных и резервистов по выполнению ими правил воинского учета является одной из обязанностей работодателя (п. 34 Порядка № 1487).
Также помните, что согласно ч. 2 ст. 21 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 № 2232-ХІІ (далее — Закон № 2232) для выполнения обязанностей, связанных с постановкой на воинский учет или прохождением медосмотра по направлению ТЦК, работники освобождаются от работы с сохранением за ними места работы и средней зарплаты.
Бронирование работников
Законом № 3633 изложена в новой редакции ст. 25 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-ХІІ (далее — Закон № 3543), которая устанавливает правила бронирования работников.
Что касается обычных работодателей, то забронировать военнообязанных работников смогут предприятия, учреждения и организации:
— которым установлено мобилизационное задание (заказ), если это необходимо для выполнения установленных мобилизационных заданий (заказов);
— которые являются критически важными для обеспечения нужд ВСУ, других воинских формирований или функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период. Такие субъекты хозяйствования смогут забронировать также конечных бенефициарных собственников, не являющихся их работниками. Критерии и порядок, по которым осуществляется отнесение предприятий к критически важным для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, а также для обеспечения потребностей ВСУ и других воинских формирований в особый период, устанавливаются КМУ.
Порядок организации бронирования, критерии, перечень должностей и профессий, а также объемы бронирования военнообязанных определяются Законом № 3633 и нормативно-правовыми актами КМУ. Так, эти вопросы регулирует Порядок бронирования военнообязанных по списку военнообязанных во время действия военного положения, утвержденный постановлением КМУ от 27.01.2023 № 76. Учтите, что в ближайшее время в него будут внесены изменения. Проект соответствующего постановления можно увидеть на сайте КМУ.
При составлении списка работников, которых работодатель собирается забронировать, нужно обратить внимание на категории военнообязанных, которые и без бронирования не подлежат призыву во время мобилизации. Они перечислены в ст. 23 Закона № 3543. Причем Законом № 3633 эта статья изложена в новой редакции. Изучите ее внимательно, ведь она существенно отличается от своей предшественницы. В частности, изменения коснулись лиц, осуществляющих уход за членами семьи с инвалидностью, военнообязанных, имеющих несовершеннолетних детей, студентов и других категорий.
Зачем это нужно работодателю? Чтобы не бронировать тех, кто и так не будет мобилизован.
Не нужно бронировать и военнообязанных женщин. Обновленная ч. 12 ст. 1 Закона № 2232 четко устанавливает, что
женщины, состоящие на воинском учете, могут быть призваны на военную службу или привлечены для выполнения работ по обеспечению обороны страны в военное время исключительно в добровольном порядке
Военно-транспортная обязанность
В новой редакции с 18.05.2024 будет действовать и ст. 6 Закона № 3543, устанавливающая военно-транспортную обязанность*. Напомним: военно-транспортная обязанность устанавливается с целью удовлетворения нужд ВСУ, других воинских формирований на особый период транспортными средствами (в том числе водными) и техникой. Она распространяется как на юридических лиц, так и на граждан — собственников транспортных средств.
* Исключение составляют ч. 4 и 5 ст. 6 Закона № 3543, которые вступят в силу 18.12.2024. Упомянутыми нормами определена обязанность отдельных госорганов предоставлять ТЦК информацию о зарегистрированных транспортных средствах.
Военно-транспортная обязанность осуществляется путем бесплатного привлечения транспортных средств для обеспечения нужд ВСУ и других воинских формирований на условиях их возврата собственникам после оглашения демобилизации.
В настоящее время действует Положение о военно-транспортной обязанности, утвержденное постановлением КМУ от 28.12.2000 № 1921. Однако полагаем, его в ближайшее время также ожидает апгрейд.
Обратите внимание! Согласно новой ч. 7 ст. 6 Закона № 3543 с момента объявления всеобщей мобилизации транспортные средства, которые предназначены для доукомплектования ВСУ и других воинских формирований в особый период и состоят на воинском учете в ТЦК, запрещается:
— направлять за пределы территории Украины и в другие области. Направление таких транспортных средств во время всеобщей мобилизации в смежные области разрешается после уведомления ТЦК об их местонахождении на срок не более одного месяца;
— передавать право собственности на них юридическим лицам или гражданам;
— передавать их в аренду (лизинг);
— предоставлять как предмет залога для выполнения обязательств по договорам о предоставлении кредита и гарантии перед банковским учреждением;
— совершать другие действия, делающие невозможной передачу таких транспортных средств ВСУ и другим воинским формированиям.
Это не касается транспортных средств и техники, которые на дату опубликования Закона № 3633 были переданы в аренду (лизинг) или предоставлены как предмет залога для выполнения обязательств по договорам о предоставлении кредита и гарантии перед банковским учреждением.
Таким образом, требования законодательства в этом вопросе с 18.05.2024 становятся более жесткими.
Но есть и хорошие новости. Правда, только для физических лиц. Согласно новой ч. 8 ст. 6 Закона № 3543 не подлежит передаче ВСУ и другим воинским формирования принадлежащее гражданину транспортное средство в случае отсутствия у него права собственности на другие транспортные средства.
Как можно убедиться, норм, затрагивающих работодателей, в Законе № 3633 не очень много. Об основных изменениях, связанных с вопросами воинского учета и законодательства по мобилизации, которые могут их касаться, вы теперь знаете.
Выводы
- Закон № 3633 вступает в силу 18.05.2024.
- В течение 60 календарных дней со дня вступления в силу Закона № 3633 граждане Украины, состоящие на воинском учете, должны уточнить свои персональные данные.
- При составлении списков на бронирование учитывайте, что отдельные работники могут иметь отсрочку от призыва на военную службу по другим основаниям.
- Во время всеобщей мобилизации запрещается продавать или передавать в аренду транспортные средства, которые предназначены для доукомплектования ВСУ и других воинских формирований в особый период и состоят на воинском учете в ТЦК.