20.05.2024
На сегодня проблему с отражением в чеке РРО (и ПРРО тоже) так называемых карточных реквизитов, то есть строк 11 — 18 (их полное название и требования по заполнению см. в табл. 2 статьи «Обязательные реквизиты чека РРО/ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2023, № 79) считаем исчерпанной. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с последними разъяснениями ГНСУ (в частности, БЗ 109.18) и/или нашими свежими публикациями на эту тему (например, «Карточные реквизиты в чеке РРО: когда обязательны, а когда нет?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 102).
Тем не менее для окончательного понимания ситуации дополнительные объяснения будут не лишними. Предоставим их.
Во-первых, следует понимать, что в общем случае отказаться от применения POS-терминала и таким образом решить проблему отражения карточных реквизитов вы не можете, поскольку торговцы должны обеспечить покупателям возможность безналичного расчета за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств (ч. 28 ст. 38 Закона Украины «О платежных услугах» от 30.06.2021 № 1591-IX).
Во-вторых, п. 4 разд. ІІ Положения № 13* требует
отражать карточные реквизиты в чеке только в случае применения во время проведения расчетов с использованием электронного платежного средства (платежной карты) платежного терминала, соединенного или объединенного с РРО
В-третьих, имеем свежую правовую позицию Верховного Суда (ВС) по этому вопросу, сформулированную в его постановлении от 03.11.2023 по делу № 640/23582/21:
действующим законодательством не установлено обязанности использовать только платежные терминалы, соединенные или объединенные с РРО/ПРРО
А как известно, выводы о применении норм права, изложенные в постановлениях ВС, являются обязательными для всех субъектов властных полномочий, которые применяют в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий соответствующую норму права (ч. 5 ст. 13 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 02.06.2016 № 1402-VIII).
В-четвертых, такая правовая позиция ВС уже нашла свое воплощение в официальных разъяснениях налоговиков (БЗ 109.18, письма ГУ ГНС в Винницкой обл. от 09.01.2024 № 140/ІПК/02-32-07-05-14, ГНСУ от 06.02.2024 № 603/ІПК/99-00-07-04-01 ІПК и т. п.).
Дополнительный вывод этих разъяснений таков:
позволяется проводить расчеты через РРО/ПРРО и POS-терминал, которые между собой не соединены или не объединены
Следовательно:
— даже если существует техническая возможность интеграции POS-терминала с кассовым аппаратом, реализовать ее или нет, решает плательщик по своему усмотрению. То есть он имеет полное право без такой интеграции обойтись;
— если же технической возможности интеграции нет, то волноваться о том, чтобы ее непременно обеспечить (например, требовать от производителей доработки РРО или программного обеспечения ПРРО или POS-терминала), плательщику не нужно.
В-пятых, ВС и ГНСУ в унисон заявляют об отсутствии ответственности за использование РРО/ПРРО, не соединенного или не объединенного с POS-терминалом.
А в отношении штрафа согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО за невыдачу соответствующего, то есть такого, который содержит все обязательные реквизиты, расчетного документа их позиция звучит так:
в случае, если платежный терминал не соединен / не объединен с РРО, плательщик не обязан указывать карточные реквизиты в расчетном документе. В таком случае нет оснований расценивать не соответствие (не распечатку, не выдачу) расчетного документа установленным требованиям как нарушение пп. 1, 2 ст. 3 Закона об РРО
В то же время в случае соединения или объединения платежного POS-терминала с РРО/ПРРО строки 11 — 18 фискального чека должны быть заполнены в соответствии с п. 4 разд. ІІ Положения № 13 (ср. ).
Подытоживая все сказанное, дадим несколько советов нашей читательнице.
1. О том, что карточные реквизиты фискального чека не заполняются только в случае, если субъект хозяйствования использует РРО с внешним модемом, который не может быть соединен с POS-терминалом, давно стоит забыть. Эта выдумка главных налоговиков встречалась всего один раз в письме ГНСУ от 14.12.2021 № 4636/ІПК/99-00-07-05-01-06 и не имела под собой никаких законодательных обоснований (подробности — в статье «Соединенный/объединенный РРО: фантазии ГНСУ» // «Налоги & бухучет», 2022, № 5).
2. По информации производителя, РРО MINI-T 400ME, о котором идет речь в вопросе читательницы, может выполнять функции платежного терминала (в случае подключения к ЭККА необходимого оборудования) для проведения мгновенных платежей магнитной картой (см. Руководство по эксплуатации 3.021.056-01 РЭ Аппарат электронный контрольно-кассовый MINI-T 400ME). Если это действительно так, есть смысл воспользоваться такой возможностью, ведь это существенно ускорит работу кассира.
3. Говорим об этом не с целью рекламы модели РРО, а для того, чтобы предостеречь вас от ошибок в будущем. Как вы поняли из вышеизложенного (см. «в-четвертых»), даже при наличии технической возможности интегрировать POS-терминал с кассовым аппаратом никто вас к этому не принуждает. Поэтому
вы можете продолжать и дальше работать без такой интеграции на двух разных устройствах: РРО и POS-терминале, пробивая фискальный чек лишь в случае успешной транзакции, проведенной через платежный терминал
При этом карточные реквизиты в чеке можно не указывать.
Однако если вы все же воспользуетесь возможностью интеграции, помните, что в таком случае карточные реквизиты (строки 11 — 18 фискального чека) станут обязательными, а за их отсутствие будет грозить штраф согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО.