* zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=40993
История вопроса
Кого-то это, по-видимому, удивит, но требование дополнительно приводить в кассовом чеке обязательные реквизиты при проведении расчетов с использованием платежной карты через платежный терминал, соединенный или объединенный с РРО, появилось в подзаконной РРО-нормативке еще в 2004 году. Однако вводилось оно тогда с отлагательным условием (см. п. 5 приказа ГНАУ от 28.04.2004 № 248):
требования к фискальному чеку РРО, с которым соединен или объединен платежный терминал, должны были вступить в силу после утверждения соответствующих технических требований
Очевидно, планировалось согласовать протоколы взаимодействия между кассовыми аппаратами и POS-терминалами разных производителей. Это, в свою очередь, позволило бы автоматически обмениваться информацией при печатании чека, если расчет состоялся платежной картой.
Однако об обязательности соединения/объединения всех РРО с POS-терминалами ни одного упоминания никогда нигде не было. Ни в подзаконке, ни в Законе об РРО. А технические требования, о которых говорил тот древний приказ ГНАУ, насколько нам известно, так и не утвердили. Поэтому налоговики на то время не имели формальных оснований применять штрафные санкции за отсутствие дополнительных (как мы их называем — карточных) реквизитов.
Положение № 13*, которое вступило в силу в 2016 году, получило в наследство ту же норму (см. п. 4 разд. ІІ Положения № 13). Но упомянуть в ней о технических требованиях на этот раз почему-то забыли...
«Строки 11 — 18 фискального чека заполняются в случае применения во время проведения расчетов с использованием электронного платежного средства (платежной карты) платежного терминала, соединенного или объединенного с регистратором расчетных операций»
Наш подход к делу
По нашему мнению, понимать эту норму надо так: поскольку законодательством не установлено обязанности соединять или объединять РРО и POS-терминалы, то абсолютно законными являются оба варианта расчетов:
(1) без интеграции терминала с РРО. Тогда карточные реквизиты в чеке можно не указывать;
(2) с интеграцией РРО и терминала. Здесь без карточных реквизитов фискального чека уже не обойтись, а за их отсутствие угрожает штраф согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО.
При этом выбор того или иного варианта остается за плательщиком.
Что насочиняли фискалы
Они, в свою очередь, настаивали на том, что для возможности принимать электронные платежные средства как способ оплаты субъекты хозяйствования должны обеспечить интеграцию платежных терминалов с РРО (см. письмо ГНСУ от 17.06.2021 № 2480/ІПК/99-00-07-05-01-06 и наш комментарий к нему «Соединение/объединение РРО и POS-терминала: добрая воля или принуждение?» // «Налоги & бухучет», 2021, № 55).
А впоследствии в главном налоговом ведомстве вообще заявили, что все РРО, которые были включены в Госреестр РРО начиная с 2016 года, а также ПРРО якобы обеспечивают возможность соединения или объединения с платежными терминалами (письмо ГНСУ от 13.04.2023 № 903/ІПК/99-00-07-04-01-06). Поэтому, по их мнению, реквизиты из строк 11 — 18 должны быть во всех фискальных чеках, которые создаются РРО/ПРРО во время расчетов платежными картами. Впрочем, эту историю вы уже знаете (подробно о ней — в статье «РРО и платежный терминал: требования к кассовым чекам» // «Налоги & бухучет», 2023, № 49).
ГНСУ переобувается в воздухе
И вот наконец в консультации, о которой мы упомнили в преамбуле к этой статье, ГНСУ изменила свою позицию на противоположную. Причем, как всегда, без особых дополнительных объяснений о причинах изменения позиции и, главное, без никаких изменений в законодательстве!
Основной вывод этой консультации следующий:
законодательством не установлено обязанности соединять или объединять POS-терминал с РРО/ПРРО во время его применения, при проведении расчетов с использованием электронных платежных средств (платежных карт). Таким образом, позволяется проводить расчеты через РРО/ПРРО и POS-терминал, которые между собой не соединены или не объединены
Возможность интеграции есть/нет
Обратите внимание! Вопрос, на который отвечали главные фискалы в этой консультации, содержал дополнительное условие: если у субъекта хозяйствования нет возможности соединить РРО/ПРРО с платежным терминалом. Зато ответ никаких дополнительных условий не содержит. Мы понимаем его так, как подходили к этому и раньше:
— даже если существует техническая возможность интеграции POS-терминала с кассовым аппаратом, реализовать ее или нет, решает плательщик по своему усмотрению. То есть он имеет полное право без такой интеграции обойтись;
— если же технической возможности интеграции нет, то волноваться из-за того, чтобы ее непременно обеспечить (например, требовать от производителей доработки РРО или программного обеспечения ПРРО или POS-терминала) плательщику не нужно. Как не нужно вносить карточные реквизиты в чек вручную с помощью управляющей клавиатуры или клавиатуры управляющего устройства.
Подтверждать отсутствие возможности соединения/объединения РРО/ПРРО (письмом банка, который предоставил платежный терминал, или сервисной организации, которая обслуживает РРО/ПРРО, и т. п.), считаем, тоже не нужно
Однако если желаете подстраховаться, то соответствующее подтверждение не помешает.
Ручной ввод карточных реквизитов: забудьте!
Кстати, и до сих пор остаются действующими предыдущие консультации (см. БЗ 109.20, БЗ 109.10) о том, что бесплатный ПРРО от ГНС не имеет возможности интеграции с платежным терминалом. При этом если терминал используется отдельно, придется заполнять строки 11 — 18 путем ручного ввода необходимых данных из квитанции POS-терминала.
По крайней мере начиная с версии «1.0.2.2310» программного обеспечения (ПО) ПРРО ГНС все работает именно так. И откажутся ли фискалы от этого абсурда в следующих версиях ПО, предугадать трудно. В связи с этим пользователям этого ПРРО (если такие еще остались), по-видимому, стоит задуматься о переходе на другие программные продукты, пусть даже и платные...
Дистанционная оплата картой
Об этом в обсуждаемой сегодня консультации ничего не сказано, но для полноты картины мы решили напомнить либеральную позицию ГНСУ и по этому вопросу. В БЗ 109.10 главные фискалы заметили, что
при проведении расчетов с помощью сервиса эквайринга без использования платежного терминала обязанность печатать строки 11 — 18 фискального чека не возникает
Причем этого не следует делать, даже если существует возможность усовершенствования программного обеспечения РРО/ПРРО и/или возможность вводить такие реквизиты вручную.
Ответственность
О возможных финансовых санкциях мы бегло сказали выше. Речь идет о штрафе согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО за невыдачу (в бумажном виде и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, который подтверждает выполнение расчетной операции. Ведь отсутствие обязательных реквизитов, в частности карточных реквизитов при оплате покупателем за товар картой, лишает чек статуса расчетного документа (п. 3 разд. І Положения № 13). А размер штрафа при первом нарушении составляет 100 (25) % стоимости проданного товара без выдачи чека, а при повторном — 150 (50) %. Подробности о его применении ищите в статье «Самый распространенный РРО-штраф: как считать повторность нарушения?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 79.
Так вот, отныне этого штрафа можно не бояться. Главные налоговики отмечают, что
отсутствует ответственность за использование РРО/ПРРО, не соединенного или не объединенного с POS-терминалом
Но обратите внимание: если без соединения/объединения расчетный документ не будет содержать карточные реквизиты, это не будет считаться нарушением требований в отношении формы и содержания расчетного документа. Следовательно, и штрафов можно не бояться именно в таком случае. Однако в случае соединения или объединения платежного POS-терминала с РРО/ПРРО строки 11 — 18 фискального чека должны быть заполнены. А их отсутствие вполне справедливо будет приводить к применению штрафов.
Как видите, ГНСУ подходит к этому вопросу так же, как и мы.
В любом случае теперь вздохнуть с облегчением смогут не только плательщики, но и производители РРО / разработчики ПРРО. Им не придется больше тратить значительные ресурсы на доработку своей техники и/или ПО.
А плательщики, которых раньше безосновательно оштрафовали за отсутствие карточных реквизитов в фискальном чеке, получили еще больше шансов отбить такие штрафы через суд. Хотя и раньше суды в спорах с фискалами, которые связаны с печатью карточных реквизитов в кассовых чеках, становились на сторону плательщиков (см. постановление Пятого апелляционного админсуда от 12.04.2023 по делу № 420/17158/22, постановление Шестого апелляционного админсуда от 07.12.2022 по делу № 640/18337/21, постановление Восьмого апелляционного админсуда от 22.12.2022 по делу № 140/1495/22 и т. п.).
P. S. Жирная точка над «і»
Буквально на днях появился минфиновский проект изменений в Положение № 13, которые существенно затрагивают форму фискального кассового чека.
Среди наиболее интересного из того, что касается карточных реквизитов, отметим
запланированную отмену реквизитов «Підпис касира» и «Підпис держателя електронного платіжного засобу (платіжної картки)»
Как их надлежит заполнять, пока этого не случилось, читайте в статье «Обязательные реквизиты чека РРО/ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2023, № 79 (ср. ).
Кроме того, в Положении № 13 должны появиться определения терминов «платежный терминал, соединенный/объединенный с РРО/ПРРО», которые, кстати, почти совпадают с предложенными нами в статье «РРО и платежный терминал: требования к кассовым чекам» // «Налоги & бухучет», 2023, № 49.
Поэтому в совокупности с новым подходом фискалов к указанию в чеке карточных реквизитов, о котором мы рассказали в этой статье, проблему соединения/объединения кассовых аппаратов с платежными терминалами можно считать исчерпанной. А вместе с этим, надеемся, раз и навсегда налоговики на местах прекратят агрессивное выкручивание рук плательщикам за отсутствие карточных реквизитов в чеке, как они это делали в последнее время.
Выводы
- Карточные реквизиты должны быть в чеке РРО/ПРРО только в том случае, когда платежный терминал соединен или объединен с кассовым аппаратом.
- РРО/ПРРО будет соединенным/объединенным с платежным терминалом, если эти два аппарата в процессе обработки информации будут работать как единое целое.
- На законодательном уровне не было и на сегодня нет требования, которое вынуждало бы пользователя РРО/ПРРО, принимающего оплаты через POS-терминал, обязательно соединять или объединять его с РРО/ПРРО.
- В связи с этим отсутствует и ответственность за использование РРО/ПРРО, не соединенного или не объединенного с POS-терминалом.